ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
В ГОРОДЕ ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
«Психологический марафон» — сложное
мероприятие для психологов нашего города.
Финансовые трудности постоянно сдерживали нас в
желании выйти на межшкольный уровень, однако
разработки игр Марины Битяновой, регулярно
публиковавшиеся в «Школьном психологе», не
оставляли равнодушными. Каждый понимал:
справиться в одиночку невозможно. Необходима
совместная работа. Но где взять время? Ведь мы все
заняты в школе. Вот и приходилось собираться по
четвергам (это методический день для школьных
психологов города) да в свободное от работы
время.
Во время семинара «Игровые технологии в работе
школьного психолога» с участием одного из
психологов нашего города — Татьяны Викторовны
Ибарбия, мы решили объединиться в творческую
группу.
Первой ступенью на пути к «марафону» явилась
игра «Я — репортер». Это была наша удача. Мы
поняли, как грамотно разработаны М. Битяновой
принципы построения игры. Вывод был однозначен —
цель достижима: мы можем провести марафон.
Мы были счастливы. Воодушевление, эмоциональный
подъем, чувство удовлетворения переполняли нас.
Окрыленные результатами совместной работы, мы
пришли к мысли о необходимости проведения в
зимние каникулы большого психологического
действа для десятиклассников нашего города —
четырехдневного «Психологического марафона».
Подготовка была трудной, но плодотворной. В
качестве участников были выбраны
десятиклассники, так как мы планировали
проведение игр «Я выбираю» и «Звездный
перекресток», предназначенных для этого
возраста.
Во время подготовки к игре нашу группу посещали
сомнения, но были и озарения, минуты творческого
подъема. Эта работа сплотила нас, превратила в
единое целое, мы стали больше чем группа
единомышленников, мы стали командой.
И вот настал первый день марафона. Ребята раньше
не участвовали в групповой психологической
работе. Им трудно было высказывать свои чувства,
передавать состояние, в котором они находятся.
Большое внимание было уделено принятию правил
взаимодействия в группе. Так как ребята пришли из
разных школ, мы постарались их познакомить и
сплотить в дружный коллектив.
Как отметили участники марафона, каждый день не
был похож на другой. Все, что происходило, помогло
ребятам узнать немало нового о себе, научиться
слышать и понимать других, определять свои
жизненные цели, выражать чувства, приобрести
навыки конструктивного общения. Важным моментом
было проживание ситуации выбора, что для многих
школьников оказалось сложным и неожиданным,
а иногда и болезненным.
Кульминацией
марафона стала игра «Звездный перекресток».
Перед этой игрой мы испытывали волнение, так как
наши реквизиты были сделаны из подручного
материала. Так, например, «галактика» была
выполнена из большого старого глобуса, который
преобразился, после того как его оклеили бумагой,
расписали гуашью и украсили серебряными
звездочками из простой фольги.
Особое значение мы придавали музыкальному
сопровождению. Несколько дней были потрачены на
подбор музыкальных эпизодов, позволяющих
эмоционально воздействовать на ребят, оказывать
помощь в проживании ролевых состояний.
Саму игру мы описывать не будем, поскольку
читатели с ней знакомы по публикации в газете (см.
«Школьный психолог»,
№ 34, 1999). Конечно же, по ходу игры вносились
коррективы. Пиком нашего действа стало заседание
«Галактического совета» и последующее его
решение — «оглупление». Ребятам трудно было
смириться с таким финалом. Возникла агрессия,
направленная на «Галактический совет», друг на
друга, были споры, оправдания...
Мы испытали чувство глубокого удовлетворения:
все участники марафона выразили желание еще раз
принять участие в подобном мероприятии.
Итак, задуманное удалось реализовать. Мы рады, но
останавливаться на достигнутом нельзя. Очень бы
хотелось, чтобы психологические семинары
стали доброй традицией.
Наша творческая группа готова к плодотворному
сотрудничеству.
Татьяна ИБАРБИЯ,
Ирина ВИНОКУРЕНКОВА,
Ольга ЧУРСИНА,
Татьяна ВИШНЯКОВА,
Лариса БУКАНОВА,
Анна ЗОЛОТАРЕВА,
г. Электросталь,
Московская область
Тел.: (257) 4-49-83