НЕКРУГЛАЯ ДАТА
БОЙСЯ РАВНОДУШНЫХ...
Крылатыми стали слова американского
поэта Ричарда Эберхарта: «Не бойся врагов, в
худшем случае они могут тебя убить, не бойся
друзей — в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных — они не убивают и не предают,
но только с их молчаливого согласия существуют
на земле предательство и убийство».
Может быть, именно эти слова в последние
минуты своей жизни смутно припомнила молодая
американка Китти Дженовезе (на портрете). Ее
жизнь трагически оборвалась ранним утром 13
марта 1964 года на глазах у десятков свидетелей,
ни один из которых не пришел ей на помощь. Этот
инцидент получил освещение в десятках газет, но
скоро забылся бы подобно тысячам других
«маленьких трагедий большого города». Однако
психологи по сей день продолжают обсуждать
«случай Дженовезе» в безуспешных попытках
понять темные стороны человеческой натуры (этот
инцидент упоминается в широко известных у нас
учебниках Жо Годфруа, Эллиота Аронсона и др.).
В ту ночь (шел четвертый час) молодая официантка
возвращалась с ночной смены. Нью-Йорк — не самый
спокойный город на Земле, и она, наверное,
чувствовала себя не очень уютно, шагая в
одиночестве по пустынным ночным улицам. Смутные
опасения материализовались в кровавый кошмар у
самого порога ее дома. Здесь на нее было
совершено жестокое немотивированное нападение.
Возможно, нападавший страдал психической
болезнью или был одурманен наркотиками —
выяснить его мотивы не удалось, потому что он так
и не был пойман. Преступник принялся избивать
беззащитную жертву, потом нанес ей несколько
ударов ножом. Китти вырывалась и отчаянно звала
на помощь. Ее душераздирающие крики разбудили
всю округу: десятки жильцов многоквартирного
дома, в котором она жила, прильнули к окнам и
наблюдали происходящее. Но ни один при этом и
пальцем не пошевелил, чтобы оказать ей помощь.
Более того — никто не удосужился хотя бы поднять
телефонную трубку и вызвать полицию. Запоздалый
звонок последовал лишь тогда, когда спасти
несчастную было уже невозможно (на фото справа —
улица, где произошла трагедия).
Этот случай наводит на самые невеселые
размышления о человеческой природе. Неужели
принцип «Моя хата с краю» для большинства людей
перевешивает естественное, казалось бы,
сострадание к беззащитной жертве? По горячим
следам психологи опросили 38 свидетелей ночного
инцидента. Вразумительного ответа о мотивах их
безучастного поведения получить так и не
удалось.
Тогда было организовано несколько экспериментов
(не очень-то этичных, ибо они носили откровенно
провокационный характер): психологи
инсценировали некий инцидент, в котором
подставное лицо оказывалось в угрожающей
ситуации, и наблюдали за реакцией свидетелей.
Результаты оказались неутешительны — мало кто
поспешил на выручку ближнему. Впрочем, не было
даже нужды в особых экспериментах — в реальной
жизни оказалось достаточно подобных коллизий,
многие из которых описаны в прессе.
Зафиксировано множество примеров того, как
человек, пострадавший от нападения, несчастного
случая или внезапного приступа, подолгу не мог
получить необходимой помощи, хотя мимо него
проходили десятки и даже сотни людей (одна
американка, сломавшая ногу, почти час пролежала в
шоке посреди самой многолюдной улицы Нью-Йорка —
Пятой авеню).
Кое-какие выводы из провокационных
экспериментов и простых житейских наблюдений
все же удалось сделать. Оказалось, что само
количество наблюдателей выступает не просто
впечатляющей цифрой, вопиющим свидетельством
массовой душевной черствости, но и сильным
деморализующим фактором. Чем больше посторонних
наблюдают беспомощность жертвы, тем меньше
оказывается для нее вероятность получить помощь
от кого-либо из них. И напротив, если свидетелей
немного, то кем-то из них поддержка, скорее всего,
будет оказана.
Если свидетель и вовсе один, вероятность этого
еще более возрастает. Характерно, что часто
единственный свидетель невольно озирается по
сторонам, словно желая сверить свое поведение с
поведением окружающих (или найти кого-то, на кого
можно было бы переложить свалившуюся вдруг
ответственность?). Поскольку окружающих не
оказывается, приходится действовать самому, в
соответствии со своими нравственными
представлениями. Разумеется, и тут люди ведут
себя по-разному, но, наверное, именно такая
ситуация личной ответственности и выступает
своеобразным нравственным тестом: «Если не я, то
кто?»
Наоборот, при виде тех, кто не реагирует на
происходящее, человек невольно задается
вопросом: «Мне что — больше всех надо?»
Психологи отмечают: в подобных критических
ситуациях крайнюю безучастность гораздо более
склонны проявлять обитатели крупных
перенаселенных мегаполисов, чем жители сельской
местности и небольших городков. Наверное, прав
был Гюго, заметивший: «Нигде не чувствуешь себя
таким одиноким, как в толпе».
Анонимность большого города, где все друг другу
безразличны, все чужие, каждый сам за себя,
приводит к тяжелым моральным деформациям.
Горожанин постепенно обрастает скорлупой
равнодушия, не отдавая себе отчета, что, случись
беда с ним, сотни прохожих перешагнут через него,
не обращая внимания на его страдания.
В такой бездушной атмосфере истощается душа,
рано или поздно происходит эмоциональный и
нравственный надлом. И человек спешит к
психологу, чтобы спастись от духовной нищеты.
Квалифицированных психологов сегодня много.
Хороших — меньше. Потому что хороший психолог, по
верному наблюдению Сиднея Джурарда, это в первую
очередь хороший человек. По крайней мере, он не
должен быть похож на тех, кто много лет назад
мартовским утром глазел на мучительную смерть
Китти Дженовезе.
Сергей СТЕПАНОВ