МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ
|
1. |
Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно. |
Да |
Нет |
2. |
У меня очень плохой характер. |
Да |
Нет |
3. |
Я лучше делаю уроки дома, чем в классе. |
Да |
Нет |
4. |
Я все делаю без посторонней помощи. |
Да |
Нет |
5. |
Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами. |
Да |
Нет |
6. |
Мне ужасно не везет в жизни. |
Да |
Нет |
7. |
Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против. |
Да |
Нет |
8. |
Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам. |
Да |
Нет |
9. |
В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители, учителя). |
Да |
Нет |
10. |
Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса. |
Да |
Нет |
11. |
Меня мало касается все, что случается с другими. |
Да |
Нет |
12. |
Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать. |
Да |
Нет |
13. |
Мне нет дела до чужих бед: хватает своих. |
Да |
Нет |
14. |
В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие. |
Да |
Нет |
15. |
Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается. |
Да |
Нет |
16. |
Я всегда говорю только правду. |
Да |
Нет |
17. |
Все мои беды — из-за моего плохого характера. | Да |
Нет |
18. |
Я самый несчастный человек на свете. | Да |
Нет |
19. |
Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими. |
Да |
Нет |
20. |
Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми. |
Да |
Нет |
21. |
Я всегда действую без долгих раздумий. |
Да |
Нет |
22. |
Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте. |
Да |
Нет |
23. |
Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода. |
Да |
Нет |
24. |
Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате. |
Да |
Нет |
25. |
Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей. |
Да |
Нет |
26. |
В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов. |
Да |
Нет |
27. |
Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся. |
Да |
Нет |
28. |
Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей — дома и в школе. |
Да |
Нет |
29. |
Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой. |
Да |
Нет |
30. |
Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается. |
Да |
Нет |
31. |
Я всегда делаю только то, что нравится другим. |
Да |
Нет |
32. |
Часто из-за меня у окружающих портится настроение. |
Да |
Нет |
33. |
Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса. |
Да |
Нет |
34. |
Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса. |
Да |
Нет |
35. |
Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски. |
Да |
Нет |
36. |
Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение. |
Да |
Нет |
37. |
Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным. |
Да |
Нет |
38. |
Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие. |
Да |
Нет |
39. |
Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте. |
Да |
Нет |
40. |
Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно и неинтересно. |
Да |
Нет |
41. |
Никто не может изменить мое мнение. |
Да |
Нет |
42. |
Мне нравится играть в разные игры с разными, каждый раз новыми друзьями. |
Да |
Нет |
43. |
Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права). |
Да |
Нет |
44. |
В метро или трамвае (троллейбусе) я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами. |
Да |
Нет |
45. |
Я никогда не вру. |
Да |
Нет |
46. |
Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. |
Да |
Нет |
47. |
Я вечно ничем не доволен (не довольна). |
Да |
Нет |
48. |
Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать. |
Да |
Нет |
49. |
Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании. |
Да |
Нет |
50. |
У меня не получится, если мне придется командовать другими. |
Да |
Нет |
51. |
Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела. |
Да |
Нет |
52. |
Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки. |
Да |
Нет |
53. |
Мне часто приходилось в драке защищать свои права. |
Да |
Нет |
54. |
Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье. |
Да |
Нет |
55. |
Мое настроение значительно зависит от того, как ладят между собой родители. |
Да |
Нет |
56. |
Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости. |
Да |
Нет |
57. |
Я всегда слушаюсь старших дома и в школе. |
Да |
Нет |
58. |
Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или комедийное представление по телевизору. |
Да |
Нет |
59. |
Меня совсем не волнуют неприятности в школе. |
Да |
Нет |
60. |
Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся. |
Да |
Нет |
61. |
Я всегда перехожу улицу в положенном месте. |
Да |
Нет |
Ключ к индивидуально-типологическому опроснику
Значимые ответы по шкалам
I Экстраверсия
Да — 12, 42, 44, 49.
Нет — 14, 60.
II Спонтанность
Да — 4, 21, 29, 34.
Нет — 19, 50.
III Агрессивность
Да — 7, 22, 51, 53.
Нет — 36, 37.
IV Ригидность
Да — 9, 24, 26, 39.
Нет — 41, 56.
V Интроверсия
Да — 3, 33, 35, 48.
Нет — 5, 20.
VI Сензитивность
Да — 15, 28, 43.
Нет — 11, 13, 30.
VII Тревожность
Да — 8, 23, 38.
Нет — 52, 54, 59.
VIII Лабильность
Да — 10, 25, 40, 55, 58.
Нет — 27.
L Ложь Да — 16, 31, 45, 46 , 57, 61. F Аггравация Да — 2, 6, 17, 18, 32, 47. |
Подсчет баллов и интерпретация полученных данных
Суммируются значимые ответы,
приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий
со значимым, начисляется один балл. Полученные по
каждой шкале баллы откладываются на
соответствующих радиусах схемы. Интерпретация
находится в прямой зависимости от количества
значимых ответов по восьми шкалам.
3—4 балла. Показатели в пределах нормы —
гармоничная личность.
5 баллов. Заостренные — акцентуированные
черты.
6 баллов. Выраженные избыточно —
дезадаптирующие свойства.
Сильно выраженные тенденции (если показатели выше
4 баллов), компенсированные полярными
свойствами (то есть, антитенденциями), являются
свидетельством значительной эмоциональной
напряженности и признаком наличия внутреннего
конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то
это говорит о сбалансированности
разнонаправленных свойств.
Если большинство показателей от 0 до 2 баллов,
то это указывает на плохое самопонимание или
неоткровенность при обследовании.
Социально-психологические аспекты (лидерство,
компромиссность, зависимость, конфликтность и
т.д.) проявляются как акцентуированный или
дезадаптирующий стиль межличностного поведения
при выраженных показателях (более 4 баллов) по
соседствующим типологическим свойствам.
Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более
3 баллов, то данные недостоверны.
Если по шкале «аггравация» получено более 3
баллов, то черты характера подчеркиваются.
(Вообще же аггравация — это преувеличение
тяжести симптомов реально существующего
заболевания или болезненности состояния. В
данном опроснике — это преувеличение, излишнее
подчеркивание той или иной черты характера.)