Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2001
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Л.Н. СОБЧИК

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ
ОПРОСНИК Л.Н. СОБЧИК

Детский вариант

В «Школьном психологе» №№ 7, 9, 2001 г. была опубликована статья доктора психологических наук Людмилы Николаевны Собчик «На основе ведущих тенденций», в которой она представила свою теорию базисных типологических свойств личности и методологию психодиагностического исследования.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию детский вариант Индивидуально-типологического опросника, который Людмила Николаевна разработала специально для читателей «Школьного психолога».
Опросник предназначен для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста. В трактовке полученных результатов вам поможет уже опубликованный материал.

РЕДАКЦИЯ

Ф.И.О. _______________________________________________________________

Инструкция

Прочитай каждое утверждение, если ты согласен (согласна) с ним — подчеркни “Да”, если не согласен (не согласна) — “Нет”.
Будь внимателен: если звучит отрицание, к примеру “Я не люблю ходить в гости...” и т.д., то ответ “согласен, не люблю” обозначается как “Да”. Или “Мне не бывает стыдно, когда я...” ответ “Нет”, означает, что тебе “бывает стыдно, когда...”.

1.

Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.

Да

Нет

2.

У меня очень плохой характер.

Да

Нет

3.

Я лучше делаю уроки дома, чем в классе.

Да

Нет

4.

Я все делаю без посторонней помощи.

Да

Нет

5.

Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.

Да

Нет

6.

Мне ужасно не везет в жизни.

Да

Нет

7.

Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против.

Да

Нет

8.

Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам.

Да

Нет

9.

В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители, учителя).

Да

Нет

10.

Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.

Да

Нет

11.

Меня мало касается все, что случается с другими.

Да

Нет

12.

Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.

Да

Нет

13.

Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.

Да

Нет

14.

В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.

Да

Нет

15.

Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.

Да

Нет

16.

Я всегда говорю только правду.

Да

Нет

17.

Все мои беды — из-за моего плохого характера.

Да

Нет

18.

Я самый несчастный человек на свете.

Да

Нет

19.

Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.

Да

Нет

20.

Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.

Да

Нет

21.

Я всегда действую без долгих раздумий.

Да

Нет

22.

Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.

Да

Нет

23.

Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

Да

Нет

24.

Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате.

Да

Нет

25.

Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.

Да

Нет

26.

В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.

Да

Нет

27.

Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.

Да

Нет

28.

Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей — дома и в школе.

Да

Нет

29.

Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой.

Да

Нет

30.

Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.

Да

Нет

31.

Я всегда делаю только то, что нравится другим.

Да

Нет

32.

Часто из-за меня у окружающих портится настроение.

Да

Нет

33.

Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.

Да

Нет

34.

Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса.

Да

Нет

35.

Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски.

Да

Нет

36.

Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение.

Да

Нет

37.

Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным.

Да

Нет

38.

Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

Да

Нет

39.

Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте.

Да

Нет

40.

Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно и неинтересно.

Да

Нет

41.

Никто не может изменить мое мнение.

Да

Нет

42.

Мне нравится играть в разные игры с разными, каждый раз новыми друзьями.

Да

Нет

43.

Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права).

Да

Нет

44.

В метро или трамвае (троллейбусе) я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами.

Да

Нет

45.

Я никогда не вру.

Да

Нет

46.

Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

Да

Нет

47.

Я вечно ничем не доволен (не довольна).

Да

Нет

48.

Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать.

Да

Нет

49.

Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.

Да

Нет

50.

У меня не получится, если мне придется командовать другими.

Да

Нет

51.

Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

Да

Нет

52.

Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.

Да

Нет

53.

Мне часто приходилось в драке защищать свои права.

Да

Нет

54.

Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.

Да

Нет

55.

Мое настроение значительно зависит от того, как ладят между собой родители.

Да

Нет

56.

Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости.

Да

Нет

57.

Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.

Да

Нет

58.

Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или комедийное представление по телевизору.

Да

Нет

59.

Меня совсем не волнуют неприятности в школе.

Да

Нет

60.

Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

Да

Нет

61.

Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

Да

Нет

Ключ к индивидуально-типологическому опроснику

Значимые ответы по шкалам

I Экстраверсия

Да — 12, 42, 44, 49.
Нет — 14, 60.

II Спонтанность

Да — 4, 21, 29, 34.
Нет — 19, 50.

III Агрессивность

Да — 7, 22, 51, 53.
Нет — 36, 37.

IV Ригидность

Да — 9, 24, 26, 39.
Нет — 41, 56.

V Интроверсия

Да — 3, 33, 35, 48.
Нет — 5, 20.

VI Сензитивность

Да — 15, 28, 43.
Нет — 11, 13, 30.

VII Тревожность

Да — 8, 23, 38.
Нет — 52, 54, 59.

VIII Лабильность

Да — 10, 25, 40, 55, 58.
Нет — 27.

L Ложь

Да — 16, 31, 45, 46 , 57, 61.

F Аггравация

Да — 2, 6, 17, 18, 32, 47.

Подсчет баллов и интерпретация полученных данных

Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Полученные по каждой шкале баллы откладываются на соответствующих радиусах схемы. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.
3—4 балла. Показатели в пределах нормы — гармоничная личность.
5 баллов. Заостренные — акцентуированные черты.
6 баллов. Выраженные избыточно — дезадаптирующие свойства.
Сильно выраженные тенденции (если показатели выше 4 баллов), компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то это говорит о сбалансированности разнонаправленных свойств.
Если большинство показателей от 0 до 2 баллов, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность, зависимость, конфликтность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более 3 баллов, то данные недостоверны.
Если по шкале «аггравация» получено более 3 баллов, то черты характера подчеркиваются. (Вообще же аггравация — это преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. В данном опроснике — это преувеличение, излишнее подчеркивание той или иной черты характера.)