Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2001

ИГРОТЕКА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ

Окончание психологической игры «мы строим парк». Начало см. № 10, 2001 г.

Звенит колокольчик.
Ведущий. Сейчас мы создадим четыре рабочих группы. Три из них будут делать макеты тех парковых зон, которые оказались самыми популярными (голубая, желтая, красная). Четвертая группа будет разрабатывать проект общей территории (обозначим ее зеленым цветом). Эта группа постарается найти место тем объектам, которые дороги сердцу отдельных детей. Разбиться на группы нам поможет жребий. На создание макета каждой группе отводится 25—30 минут.
Дети делятся на группы, и каждая из них получает техническое задание. С большим листом работает группа, разрабатывающая макет общей территории парка. Остальным выдаются листы, по форме точно совпадающие с очертаниями их парковой зоны, обозначенной на заранее приготовленном макете. Когда дети подготовят макет своей зоны, этот лист прикрепляется на отведенное место на основном макете.
Каждая группа получает 6—7 шаблонов для обозначения конкретных объектов. Они представляют собой «шалаши», сделанные из полосок картона шириной 5 см и высотой 7—8 см. На боковых гранях этих «шалашиков» дети рисуют тот или иной объект: здание театра, летнее кафе и т.д. Готовые «шалашики» прикрепляются на макет.
Дорожки, скамейки, клумбы, кустарник дети рисуют непосредственно на макете. Ведущие помогают детям, прежде всего, в выполнении инструкции технического задания. Важно, чтобы дети согласовали входы-выходы на своих территориях и общей территории парка.
Звенит колокольчик.
Ведущий. Пора приступать к следующему пункту плана. Сейчас каждая группа представит свой макет. Задача остальных внимательно слушать. Нужно оценить, удовлетворяет ли макет запросам большинства, можно ли его реализовать без помощи волшебства, красивой ли в целом получилась территория парка.
Группы докладывают, остальные задают вопросы. Затем предлагается всем вместе оценить каждый макет. Ведущий сначала просит поднять руки тех, кто оценивает макет на «пять», потом — на «четыре». Если есть оценки «три» и «два», то те, кто поставил такие оценки, должны сказать, что нужно доработать в макете.
После всех замечаний каждая группа доделывает свой макет, и они соединяются.
Ведущий. Я обращаюсь сейчас ко всем жителям города. Представьте себе, что парк построен. Он выглядит так, как на макете. Вы пришли в парк. В какой из четырех зон парка вам хочется сейчас находиться?
Ведущий на ковре обозначает места, символизирующие ту или иную зону, и предлагает всем участникам сделать свой выбор. Все присутствующие расходятся по приглянувшимся им зонам. Можно попросить некоторых участников игры обосновать свой выбор.
Ведущий. А сейчас волшебный подарок фей: в вашем парке, когда он будет построен, всегда будет светить солнце, всегда будет хорошая погода, а на деревьях будут расти вкусные плоды!
Прошу всех вернуться на свои места.... Итак, дело сделано, макет создан. Феи хотят посоветоваться со взрослыми жителями города. Как вы считаете, дети справились с заданием?

Ведущий дает слово желающим выступить. Потом он оглашает решение совета о том, что дети волшебного города с сегодняшнего дня будут принимать участие в обсуждении всех важных вопросов и иметь право голоса при принятии решений. Ведущий просит детей сесть. Выключается свет. Звучит музыка. Ведущие снимают с себя серебряные шарфы и обручи.
Ведущий. Мы покидаем волшебный город и возвращаемся в нашу школу. В ней нет фей, нет волшебства, но ведь вы кое-чему научились в волшебной стране! Расскажите, чему вы научились, понравилась ли вам наша игра, как вы можете использовать полученные знания и умения в реальной жизни.
Дети отвечают.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

P.S. Мы очень довольны тем, как прошла эта игра в третьем классе. Она действительно помогла нам решить те задачи, которые мы перед собой поставили. И еще: мы увидели, что она будет очень полезна и более старшим школьникам. С некоторыми усложнениями мы намерены провести ее в ближайшее время в 5-х и 6-х классах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ИГРЕ

АНКЕТА "ВИДЫ РАБОТ"

Что нужно сделать, для того чтобы создать макет парка?

Разослать жителям других городов приглашения на открытие парка.
Создать сначала черновой эскиз, а затем — макет парка.
Определить те парковые территории, в которых заинтересовано большинство детей города.
Закупить продукты для праздничного банкета.
Выяснить у каждого жителя города, каким он видит парк отдыха.
Отправить экспедицию за драгоценным мрамором для фонтана./
Оценить созданный макет: соответствует ли он нашим требованиям?

АНКЕТА «КАКИМ ТЫ ХОЧЕШЬ ВИДЕТЬ СВОЙ ПАРК?»

Внимательно прочитай пункты от А до Д.

А) Просто зеленая зона для прогулок и отдыха (зеленая зона)
Б) Участок с аттракционами и игровыми автоматами (зона аттракционов)
В) Участок для культурного отдыха: с танцплощадкой, летней сценой и т.д. (зона культурного отдыха)
Г) Участок со спортивными площадками (спортивная зона)
Д) Сказочный игровой городок

Внимательно прочитай следующий список.

1. Кафе и палатки с едой
2. Мороженое и напитки
3. Пруд и лодочная станция
4. Скульптуры и памятники
5. Лавочки и беседки
6. Фотограф
7. Лотереи
8. Реклама
9. Фонтаны

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
для группы, разрабатывающей макет парковой зоны

______________________________________________________________
(название)

1. Продумайте, где у вас будут входы на территорию парка. Свое решение обязательно согласуйте с группой, разрабатывающей макет общей территории!

2. Выберите объекты, которые вы хотите расположить на своей территории. Феи подскажут вам, какие объекты оказались наиболее популярными.

3. Изобразите на шаблонах те объекты, которые вы хотите расположить на своей территории, и обозначьте на макете место их расположения.

4. Обозначьте дорожки, которые пройдут по вашей территории вот так:

5. Обозначьте скамейки с помощью такого знака:

Обозначьте мусорные урны с помощью такого знака:

6. Если на вашей территории вы предполагаете расположить клумбы, деревья, газоны и другие парковые украшения, обязательно нарисуйте их.

7. Создайте макет: нанесите на него все необходимые рисунки и прикрепите объекты.

8. Подумайте, чего еще не хватает на вашей территории парка. Красиво ли она смотрится?

Примечание. Такие технические задания готовятся заранее для всех пяти зон (их названия перечислены в анкете под пунктами от А до Д). Техническое задание для группы, разрабатывающей макет общей территории парка, содержит те же пункты. Отличие только в том, что этой группе придется согласовать входы и выходы на территорию парка со всеми другими группами.

СПИСОК ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗНЫХ ЗОН

Зона аттракционов

1. Колесо обозрения
2. Комната ужасов
3. Комната смеха
4. Американские горки
5. Игровые автоматы
6. Надувные батуты
7. Автодром

Сказочный городок

1. Пещера дракона
2. Избушка на курьих ножках
3. Лабиринт Минотавра
4. Пруд с водяными и русалками
5. Домик Белоснежки и семи гномов
6. Волшебный колодец
7. Дуб и говорящий Кот

Зеленая зона

1. Красиво оформленные полянки
2. Уютные уголки со скамейками
3. Место для шашлыков
4. Участки с экзотическими растениями
5. Извилистые песочные дорожки
6. Прямые широкие аллеи

Спортивная зона

1. Тренажерный зал
2. Ролледром
3. Стадион
4. Теннисный корт
5. «Тарзанка»
6. Шахматный клуб
7. Городошный клуб

Зона культурного отдыха

1. Танцевальная площадка
2. Летняя сцена
3. Кукольный театр
4. Мульт-театр
5. Цирк «Шапито»
6. Музей игрушки
7. Книжный киоск