Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2001
ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

Это письмо показалось нам одновременно и личным и характерным, поэтому мы решили его опубликовать. К сожалению, именно личные «моменты» пришлось сократить, чтобы ненароком не выдать автора. Но своей характерности письмо не потеряло.

РЕДАКЦИЯ

Уважаемый Марк Сартан! Здравствуйте!
Пишет Вам педагог-психолог сельской школы. Долгое время я мучалась в раздумьях, к кому обратиться за помощью, и решила, что Вы сможете мне помочь — советом. Проблема заключается в той ситуации, которая сложилась в нашей школе. Вопрос, конечно, частный, но... может быть, вы найдете время и возможность уделить мне внимание.
Я начала свою трудовую деятельность в школе. Работала в детском саду воспитателем, заведующей, а потом инспектором в РОНО и все время училась. Работать с детьми и вообще с людьми мне нравится, да у меня и получается, этот дар, наверное, от природы, хотя были и удачи, и промахи, но это нормально.
Но вот в моей личной жизни произошли изменения, я вышла замуж. Решили переехать в село, в свой дом, а работать я решила в школе педагогом-психологом. Опять новые люди и абсолютно новая деятельность. Когда я обратилась к директору школы, он принял меня на работу.
Первое время я столкнулась со странным отношением к себе — с какой-то настороженностью и страхом. Директор видел во мне претендента на свое место.
В короткий срок страхи все прошли — учителя обрадовались новому помощнику (конечно, не все), дети были рады помощи.
Очень сложно описать, какие трудности мне пришлось преодолеть, но я работала, осваивая новую профессию, училась и содержала семью. Но вся проблема заключается в том, что нет возможности согласованно работать с администрацией. И сама администрация, как в басне Крылова, — «лебедь, рак и щука». Директор сам по себе, завучи сами по себе, учителя и дети сами по себе.
Директор наш превратил школу в частное предприятие, где он является хозяином. Нет никакой системы в работе школы, благо хоть предметы преподаются по программам, план школы — отписка, невозможно ничего ни запланировать, ни провести вовремя, никто и никогда не знает, когда будет педсовет, а если он и бывает, то это разнос с унижением человеческого и учительского достоинства. Наша школа, образно говоря, тот плот, который сам себе плывет по жизни, подпрыгивая на подводных камнях да цепляясь о ветки прибрежных деревьев.
Я противостояла этому процессу, сколько могла, но больше нет сил. Все, что я могу, — выслушать учителей и детей, которые приходят в кабинет, и как-то успокоить их.
Коридоры в школе обшарпанные, ободранные, хотя директор получает приличные средства от аренды помещений, кое-что для школы покупается, а остальные у директора в кармане. В других школах видеомагнитофоны, камеры, ксероксы, современные компьютеры, у нас же — допотопные, и те на износе.
Все всё знают, возмущаются, но увы! Это — руководитель, который не делает ни одного шага без выгоды для себя. В глаза может сказать одно, за глаза другое, а сделать третье, какую-нибудь подлость. А ведь официальные данные: высшая квалификационная категория, ни одна комиссия не уехала из школы с претензиями.
Вы можете задать правомерный вопрос: почему молчите? Да не молчим! Несколько лет назад писали всем коллективом жалобу с просьбой сменить руководителя. Комиссия уехала довольная, а треть коллектива уволилась. С заведующей РОНО наш директор в хороших, дружеских отношениях.
Как решить эту проблему, я не знаю. Помогите. Дайте совет. Конечно, как педагог-психолог я — самоучка. На курсы при ИУУ не могла поехать из-за маленького ребенка, а сейчас средств нет. Дайте совет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
И просьба к Вам: не публикуйте мою фамилию! Я прошу совета-помощи, но не хочу остаться без работы, мне еще долго работать до пенсии.
С нетерпением буду ждать Вашего ответа: по почте или на страницах «Школьного психолога»
.


Да-а-а... Непростую задачу вы мне задали. Вы полагаете, что я лучше вас знаю, что вам делать и как жить? Оно, конечно, лестно, но... Боюсь, что такая ноша для меня непосильна.
Я думаю, вам приходилось оказываться в подобном положении. Вы ведь психолог, а значит, наверняка к вам приходили на консультацию люди с рассказом о своих трудностях и просили дать совет, как им жить дальше. Бывало, правда? Неужто вы им советы давали? Вот видите. Не давать советов на консультации — азы работы. Мы, кстати, об этом не раз писали.
Но консультанту легче, чем мне. Он может задавать вопросы, делиться своими чувствами, вести полноценный диалог. Я же такой возможности лишен.
Может быть, тогда мне дозволяется давать рецепты? Ну, хорошо. Вот только какие? Вы со своими проблемами боретесь несколько лет, вы знакомы с неизвестными для меня тонкостями и нюансами, вам понятны хитросплетения взаимоотношений и прочее, и прочее. Я же знаю только то немногое, что написано в вашем письме. Вы и впрямь считаете, что я разбираюсь в ситуации лучше вас?
Есть только одно соображение. Но оно не из области логики, а из области веры. Знаете, я верю, что всегда можно найти какой-то выход. Всегда, пока мы живы и здоровы — важная оговорка, надеюсь, что не к вашему случаю.
Беда наша в том, что мы часто не видим этого выхода. Что-то внутри мешает, застит глаза, какие-то фильтры не дают нам рассмотреть все варианты, и некоторые из них остаются за кадром. И мы крутимся в заколдованном кругу одних и тех же решений и стратегий, которые уже показали свою несостоятельность. Но вместо того чтобы делать что-то другое, мы делаем то же с удвоенной силой.
Вот, кстати, и совет образовался. Если до сих пор ничего не помогало, сделайте то, чего вы еще не делали.
Что? Тут моя вера опять приходит на помощь. Ответ есть, и он где-то внутри вас. Ответ на ваши вопросы — только в вас самой. Какая-то ваша часть знает, что вам нужно. Осталось только до нее добраться и выслушать.
Моя убежденность недоказуема. Может, все это так, а может — и не так. Я просто верю в это. Есть психологические теории, которые оперируют сходными идеями, но и они вводят их как постулаты — на веру. Но мне нравится, меня устраивает и мне помогает. А каждому ведь по вере его, правильно? Тогда и вам поможет, если примете мою уверенность.
Я не отстраняюсь, я действительно думаю, что знаю, где искать. Только это «где» — у вас, а не у меня, и найти можете только вы. Найдете, я уверен.
Мне кажется, что мы живем стадиями, этапами, перемежая кризисы стабильностью. Мы строим жизнь такой, какой она нас устраивает, но перерастаем ее, как куколка свою оболочку, начинаем чувствовать неустроенность, неудовлетворенность, но некоторое время пытаемся решать все в рамках старой жизни и попадаем в заколдованный круг.
Когда кокон прорывается — становится больно. Но зато потом можно расправить крылья.
Удачи вам!
Будьте счастливы!

Марк САРТАН