Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СКАЗКИ

Предлагаем вашему вниманию конспект первого занятия семинара-тренинга, проводимого с психологами и педагогами. Основная цель семинара-тренинга — познакомить участников с развивающими и психотерапевтическими ресурсами сказок разных типов и, в частности, с ресурсами психологической сказки.
При проведении занятий с учителями акцент делается, прежде всего, на конкретных приемах работы со сказками на уроках. Если в группу входят психологи, то следует сосредоточиться на психологическом анализе сказок и возможностях сказки как диагностического, психокоррекционного и психотерапевтического инструмента для работы с детьми, подростками и взрослыми. Содержание первого занятия ориентировано как на педагогов, так и на психологов.

 

 

 

 

 

 

Цели занятия

Познакомить участников с психологическими трактовками содержания сказок.
Мотивировать участников на использование сказок в профессиональной деятельности.

Ведущий объясняет участникам основные цели и задачи занятий на семинаре-тренинге, принципы и правила работы в группе, выдвигает необходимые организационные требования.
Ведущий. Прежде чем начать наш разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним одну старую восточную притчу.

Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» (Притча взята из книги В.Г. Кротова «Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы». М., 1997.)
О чем эта притча? Может быть, как раз о сказках? Ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства — о сказках. Мы знаем их, но не обращаем внимания на это знание, считая его уже ненужным багажом. Но это не так. В сказках для нас есть еще много неоткрытого и невостребованного. Может быть, эти занятия помогут вам извлечь из сказок то, что пока осталось неиспользованным.
Возьмите лист бумаги и напишите на нем слово «сказка». А теперь запишите те ассоциации, которые возникли у вас в связи с этим словом. Это могут быть определения этого понятия, названия конкретных сказок, какие-то воспоминания — в общем, все что угодно.

Каждый из участников зачитывает свои записи. Обычно определения сказки встречаются нечасто, но зато бывают яркими и неожиданными. Чаще предъявляется ассоциативный ряд примерно такого плана: «детство», «теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно». Во время обсуждения ведущий может задать участникам вопрос, какие ассоциации показались им наиболее интересными и (или) близкими для них.

Ведущий. Все-таки, как мы убедились, все люди по-разному воспринимают это слово и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько определений сказки, взятых из разных источников.

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил.

Словарь русского языка.

Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Литературный энциклопедический словарь.

Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел.

С.К. Нартова-Бочавер

Произведение, в котором главной чертой становится установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.

В.И. Аникин

Абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристаллизованной форме... Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.

М.-Л. фон Франц. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке.

Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словарей обычно говорят о фольклорном происхождении сказки, но не фиксируют в определении такой вид сказки, как авторская. Эта позиция представляется не вполне правомерной, тем более что в статьях о сказке, как правило, обязательно упоминаются сказочные произведения Пушкина, Гофмана, Андерсена, ставшие неотъемлемой частью литературного наследия всего человечества.
Почти во всех определениях сказки встречается такая характеристика, как вымысел.
При таком широком толковании термина «сказка» получается, что мы можем отнести к сказкам и все фантастические произведения, и детективы, да и вообще — любые произведения, описывающие какие-то истории, содержащие правду и вымысел! Чем, например, не сладкая сказка аргентинские и мексиканские сериалы? Получается, что сказка окружает нас всюду! И взрослые, которые пренебрежительно говорят: «Сказки — это для детей», а сами вечерами зачитываются романами в стиле «фэнтези», на самом деле очень любят сказки. Наверное, не будет большим преувеличением, если сказать, что нет людей, которые не любили бы сказок.
Но почему так? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, я прошу вас заполнить анкету участника .

АНКЕТА УЧАСТНИКА СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

1. Чего вы ожидаете от посещения семинара-тренинга о психологической сказке?
__________________________________________________________________________

2. Назовите свое любимое животное. Объясните почему вам нравится именно это животное.
__________________________________________________________________________

3. Назовите свое нелюбимое животное. Объясните, почему вам не нравится именно это животное
___________________________________________________________________________

4. Какую сказку вы любите больше всего?
____________________________________________________________________________

5. Какая сказка вам не нравится?
____________________________________________________________________________6. Если бы у вас была фантастическая возможность стать кем-то на один день, кем бы вы стали? Почему?
____________________________________________________________________________

7. О чем бы вы попоросили доброго волшебника? Почему?
____________________________________________________________________________

8. О чем бы вы попросили злого волшебника? Почему?
____________________________________________________________________________

9. В какого животного превратил бы вас волшебник? Почему?
_____________________________________________________________________________

 

ОБСУЖДЕНИЕ АНКЕТЫ

Обсуждение результатов заполнения анкеты можно провести, попросив участников ответить на следующие вопросы.

  • Какой из пунктов анкеты вызвал у вас наибольшие затруднения?
  • Какой пункт анкеты оказался для вас самым легким?
  • Что вам показалось непонятным?

Интересно, что наибольшие затруднения обычно вызывают вопросы о нелюбимом животном и о просьбе к злому волшебнику (в последнем случае характерными являются призывы к суициду или просто исчезновению). Последний вопрос анкеты отчасти провокационный: неясно, о каком волшебнике идет речь — добром или злом. Подсознательный выбор, сделанный каждым из участником, может служить важным диагностическим материалом.

Однако наибольший интерес представляют пункты анкеты о любимых и нелюбимых сказках. Опыт показывает, что среди любимых сказок авторские и народные представлены примерно в соотношении пятьдесят на пятьдесят.

Но вот среди тех сказок, которые не нравятся, соотношение принципиально другое: почти 90% сказок, относимых участниками к нелюбимым, составляют авторские. Причем явное первенство держат сказки... Ганса-Христиана Андерсена! Наиболее часто называется «Русалочка».

Это очень интересная тема для обсуждения в группе. Ведь получается, что народные сказки реже являются для нас непривлекательными.

Здесь необходимо вместе с участниками порассуждать, что же такое содержится в древних народных сказках, что они становятся значимыми для людей, живущих в разных уголках земного шара? Выходит, некоторые сказки являются удивительными связующими нитями между народами. Наверное, это происходит отчасти потому, что в сказках отражено то, что объединяет людей, — их внутренний мир. Иными словами, именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений, отшлифованное веками, делает народные сказки незаменимым инструментом воздействия на человека.

Почему же авторские сказки так часто вызывают внутреннее неприятие, отторжение? В процессе обсуждения участники приходят к выводу, что, по-видимому, это происходит в тех случаях, когда сказочник нарушает какие-то важные законы построения сказки и проецирует в созданную им сказку свои личностные особенности, свое личное бессознательное. Хорошо, если личность автора здорова и гармонична, но ведь бывает и иначе. Тогда мы обнаруживаем в сказке проекции невротической личности, которые «сбивают» цельность сказки, наполняют ее неприемлемыми для нас смыслами.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

На этом этапе можно обсудить с участниками конкретные сказки, вызывающие у них отрицательные эмоции.
На одном из наших семинаров мы с участниками обсуждали сказку Андерсена «Огниво». В ней есть момент, который часто вызывает и у детей, и у взрослых чувства удивления, отторжения и даже брезгливости.
Солдат — главный герой сказки — по договоренности с ведьмой добывает для нее огниво и получает за это много золота. Но вместо того чтобы соблюсти условия договора, как это обычно делают порядочные люди, солдат забирает себе и золото, и огниво, а ведьме (не сделавшей ему абсолютно ничего плохого, наоборот, поступившей с ним честно) просто отрубает голову (видимо, чтобы скрыть все последствия своего откровенного преступления — обмана).
Понятно, что положительного героя, которым представляет солдата Андерсен, такое поведение, мягко говоря, не красит. По мнению участников, в этом эпизоде проявляются невротические личностные проекции самого автора.
Стоит заметить, что можно найти и другие смыслы этой сказки, но на этом этапе обсуждения можно остановиться. Здесь желательно предложить участникам обратиться к народным сказкам и проанализировать их содержание. После этого легче будет разобраться с причинами возникновения «сбоев» (реальных или кажущихся) в авторских сказках.
Для разбора можно выбрать любую из известных детских сказок («Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр.). Мы обычно начинаем с «Колобка». Возможны разные варианты работы с этой сказкой. В одном случае ведущий сам читает сказку (именно читает — важно, чтобы участники группы восприняли точный текст сказки). В другом — можно попросить участников прочесть сказку по кругу, при этом каждый из членов группы читает небольшой кусочек, а затем передает книжку своему соседу.
После прочтения сказки участники группы разбиваются на двойки или тройки (в зависимости от величины группы) и получают следующее задание.

Ведущий. Вам необходимо в течение пятнадцати минут проанализировать эту знакомую с детских лет сказку и извлечь из нее все смыслы, которые только удастся. Чему учит эта сказка? Как можно сформулировать ее уроки?
Сначала обсуждение проводится в микрогруппах. После этого все найденные смыслы в виде утверждений фиксируются ведущим на доске или планшете. \
В процессе общего обсуждения, как правило, появляются новые идеи и формулируются новые уроки, извлеченные из сказки. Разумеется, в зависимости от состава группы, результаты такой работы могут быть очень разными.

УРОКИ СКАЗКИ «КОЛОБОК»

В качестве иллюстрации мы приводим «перечень уроков сказки «Колобок», полученный в процессе обсуждения на одном из семинаров-тренингов.

ПЕРЕЧЕНЬ УРОКОВ СКАЗКИ "КОЛОБОК"

  • В ситуации опасности стремись действовать.

  • Откажись от стереотипов. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким.

  • Если хочешь чего-то добиться — не медли. Действуй решительно.

  • Хитростью можно многого добиться.

  • Быстрая реакция — залог успеха. Чутко реагируй на окружающее.

  • Распознавай манипулятора, учись противостоять манипуляциям.

  • Умей рефлексировать — обдумывай и свои действия, и восприятие тебя партнером.

  • С миру по нитке — голому рубашка. Даже в ситуации кажущегося отсутствия резервов их всегда можно найти.

  • Нельзя быть беспечным — к словам старших стоит прислушиваться.

  • Родители не должны оставлять детей без присмотра.

  • Если вы хотите иметь детей, не теряйте надежды, у вас всегда есть шанс (создание колобка как символический акт зачатия и рождения долгожданного ребенка).

  • Присмотрись: есть ли фундамент у очередной ступеньки, на которую ты взобрался.

  • Не воспринимай все буквально (учись видеть скрытые мотивы и подтексты).

  • Высоко взлететь — больнее падать.

  • Если уж ты решил отделиться от родителей, осознай цель этого.

  • От судьбы не уйдешь.

  • Наглость не порок — все равно сожрут.

  • Без специальных усилий не извлечешь скрытые ресурсы.

  • Используй свои недостатки (в песенке Колобок сообщает о своем происхождении — «по амбару метен, по сусекам скребен», то есть из пыли и грязи; иными словами: генотип никудышний — зачем же меня есть).

  • Умей просчитывать стратегию своего поведения.

  • Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.

  • Не хами первым встречным — это попросту опасно.

  • Будь осторожен в кризисные моменты своей жизни.

  • Первые сексуальные контакты наиболее опасны (ведь катастрофой стала встреча именно с особой женского пола — Лисой, до этого момента юному Колобку встречались исключительно звери-мужчины).

  • Трудный подросток характерен для конфликтной семьи (отношения между дедом и бабкой далеки от гармоничных).

Разумеется, среди извлеченных смыслов сказки (а, думается, это далеко не все) есть вроде бы противоречащие друг другу. Но так и должно быть, поскольку содержание народных сказок многослойно и насыщено символикой. Участники семинара-тренинга обычно сами бывают поражены обилием смыслов, которые им удается обнаружить в этой кажущейся такой тривиальной сказке.
Приведенный перечень «уроков сказки» не следует предъявлять участникам группы, он может служить лишь неким ориентиром для ведущего.
Завершить первое занятие следует подведением итогов и кратким резюмированием того, что произошло на занятии.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

TopList