КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПРОЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Пер. с англ.
М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000
Сборник «Проективная психология» представляет
собой объединенный под одним переплетом перевод
двух американских книг — одноименного сборника,
вышедшего в 1950 году под редакцией Л. Беллака и Л.
Абта, а также «Учебника проективной психологии»
под редакцией Б. Мерстайна (1960).
Издатели, вероятно, намеренно не указали полные
выходные данные оригиналов, силясь представить
переводной сборник некой новинкой. Такое
лукавство, впрочем, вполне простительно,
поскольку книга представляет собой чрезвычайно
интересное и полезное собрание классических
статей по проективной психологии, никогда ранее
в нашей стране не публиковавшихся. Читателю
просто надо отдавать себе отчет, что, например, в
главе «Современные техники: обзор и перспективы
исследований» описано положение дел
сорокалетней давности. Представленные там
«оригинальные» подходы давно уже относятся к
традиционным.
Авторский состав сборника впечатляет. Статья про
ТАТ написана самим Г. Мюрреем, про тест «Дом —
дерево — человек» — самим Дж. Буком, про тест
«Завершение предложений» пишут его создатели
Дж. Сакс и С. Леви. В сборник включена
классическая работа Л. Франка «Проективные
методы изучения личности» (1939), в которой и было
впервые предложено соответствующее название
данной группы психодиагностических методик.
Статья «Тенденции в теории мотивации»
принадлежит Г. Оллпорту, статья «О проблемах
концепции проекции» написана Л. Беллаком.
Впервые на русском языке публикуются работы Г.
Прошански (их в сборнике целых пять), в которых он,
правда, предстает не в своем основном амплуа —
как крупнейший специалист по психологии среды, а
лишь как автор обзоров, посвященных широкому
кругу диагностических методик.
Книга состоит из двух частей. В первой собраны
работы, в которых излагаются теоретические
основы проективной психологии. Во второй части
описаны разнообразные методики — помимо
названных, это, разумеется, тест Роршаха, а также
«Рисунок человека», «Рисунок семьи», тесты
Люшера, Розенцвейга и др., то есть практически
весь набор основных, наиболее широко применяемых
проективных техник. Поскольку хотя бы некоторые
из них обязательно присутствуют в арсенале
школьного психолога, любому специалисту будет
крайне интересно ознакомиться с
соответствующими материалами.
Книга, однако, не может служить методическим
пособием, руководством по использованию
конкретных тестов. Она адресована специалистам,
которые, как предполагается, со всеми описанными
методами знакомы, и поэтому им предлагается свои
представления лишь несколько углубить.
В книге отсутствует стимульный материал — нет ни
единой таблицы ТАТ, Роршаха или Розенцвейга. А
переводчики, похоже, их вообще никогда не видели,
из-за чего, например, a boy with a violin с первой картинки
ТАТ предстает «мальчиком, играющим на скрипке».
Так что для ознакомления с проективными
техниками книга не годится — она явно рассчитана
на читателя достаточно подготовленного. Зато
последнего она, несомненно, порадует, так как
позволяет глубже разобраться в этой
интереснейшей области психодиагностики,
опираясь на работы ее создателей.
Сергей СТЕПАНОВ