КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЧЕCКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Н.И. Гуткина
М.: Академический проект, 2000
Данная книга издана в серии «Руководство
практического психолога» и адресована прежде
всего психологам, принимающим детей в школу.
Однако она не может быть отнесена к чисто
практическим пособиям, так как в ней
представлена целостная концепция
психологической готовности ребенка к обучению в
школе. Автор начинает с того, что достаточно
обоснованно излагает свое понимание проблемы, и
далее предлагает оригинальную
диагностико-коррекционную программу.
Ребенок психологически готов к школе, если он
обладает учебной мотивацией, позволяющей ему
принимать и выполнять учебные задания. Учебная
мотивация складывается из познавательных и
социальных мотивов учения, а также мотивов
достижения. Развитие произвольного поведения не
рассматривается как самостоятельная
составляющая готовности к школе, поскольку
учебная мотивация обеспечивает необходимый
уровень произвольности.
Такое понимание произвольности возникло в
результате работы автора с первоклассниками, не
готовыми к школьному обучению. С точки зрения Н.И.
Гуткиной, эти первоклассники характеризуются не
слабым развитием сознательного управления своим
поведением, а недостаточным развитием воли,
проистекающим из недоразвития мотивационной
сферы. В пособии убедительно доказано, что
произвольное формирование таких процессов, как
внимание и память, должно быть опосредовано
интересом.
Работа по определению психологической
готовности ребенка к школьному обучению
строится в соответствии с заявленной
теоретической позицией. Все предлагаемые
методики, за исключением методики
«Последовательность событий», разработаны
автором. Диагностическая программа включает
определение доминирующих мотивов поведения
ребенка, проведение экспериментальной беседы по
выявлению «внутренней позиции школьника»,
изучение произвольности поведения, исследование
интеллектуальной и речевой сферы (наиболее яркой
характеристикой интеллекта автор считает
обучаемость).
Несомненной заслугой Н.И. Гуткиной является
стремление не просто констатировать наличие или
отсутствие готовности к школе, но и разработать
конкретные методики, способствующие появлению
психологической готовности к школе. Понимание
произвольности как функции мотивации заставляет
искать причину неуспеваемости первоклассников
не в слабом развитии их произвольной сферы, а в
недоразвитии мотивационной сферы, что
принципиально меняет направление коррекционной
работы с этими детьми.
Автор приводит неутешительные факты о том, что
большинство детей 6—7 лет, которые пришли в школу
в конце 90-х годов, оказались не готовы к обучению.
Основные причины этого, по мнению автора, кроются
прежде всего в значительном уменьшении доли игры
в жизни дошкольников, в вытеснении традиционных
игр компьютерными и в раннем обучении в
мини-лицеях. Дети рано овладевают навыками
письма, чтения и счета, но психологическая
готовность к обучению в школе не возникает на
подготовительных курсах, она должна быть
закономерным итогом всей дошкольной жизни
ребенка.
Марина СТЕПАНОВА