КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ
М.В. Попова
М.: Владос, 2000
Если вы не знаете, что и как
преподавать на уроках психологии в своей школе,
то обратитесь к «первому аналитическому
изданию» в данной области — книге «Психология
как учебный предмет». И не только потому, что она
допущена Министерством образования РФ в
качестве учебно-методического пособия, но и
потому, что в этой книге вы найдете ответы на
важные вопросы, которые могут возникнуть у вас
при организации и проведении уроков психологии в
8–11-х классах.
Например, если вас интересует вопрос о
содержании, которым необходимо наполнить уроки,
то кратко сформулированный ответ выглядит так:
таким содержанием должны стать сквозные для
человекознания категории — отношение,
переживание, поведение, развитие, творчество.
М.В. Попова щедро делится с читателями своими
озарениями и находками: процедурными моментами
использования метода экспрессии, опытом работы с
текстом сказок, мифов, притч, фантастических
произведений в рамках метода чтения вслух,
техническими тонкостями исследования себя с
помощью метода интроспективного анализа,
инструментовкой этапов проведения
рефлексивного тренинга, психотехническими
играми и упражнениями, составляющими суть метода
развития творческого самочувствия и т.д. и т.п.
Описывая каждый из представленных методов, автор
не только характеризует его процедурные аспекты,
но и разъясняет, что он дает, например, для
личностного развития подростка и как этот метод
можно применять в качестве частного приема в
рамках другого метода.
Достойное место в своей книге автор отводит
вопросу о роли и функциях учителя психологии в
учебном процессе, об особенностях организации
учебного пространства и педагогического
общения.
Кроме этого, в книге выделены опасности,
подстерегающие начинающего преподавателя
(опасность подмены «процесса познания
разговорами для души и о душе», опасность не
справиться с нарушителями дисциплины и др.),
даются рекомендации, с чего начинать обучение
психологии и «что делать с подростками, которые
оказались неспособными включиться в урок»,
«которые не то чтобы отвлекаются, но и не
работают в данный момент». Настораживает и
вызывает недоумение такой совет автора: после
«многократных объяснений и напоминаний» удалить
подростка с урока, предложив ему добровольно
покинуть класс.
Актуальной для многих читателей является
проблема применения психодиагностических
процедур при обучении психологии. Приводя
аргументы в пользу целесообразности применения
этих методов, автор излагает собственное видение
целевого назначения психодиагностических
методов в рамках преподавания психологии: как
средства диагностики усвоения знаний и развития
личности школьника.
В этой книге вы, уважаемый читатель, к сожалению,
не найдете конкретной технологии проведения
уроков по программе М.В. Поповой — это вам самим
по плечу! Зато вы найдете в первой главе под
названием «Психология в школе:
культурно-исторический аспект» полезный для
самообразования материал: об опыте преподавания
психологии в зарубежной школе, о наиболее
известных в Англии, США, Канаде программах
преподавания психологии школьникам и др.
Вот только М.В. Попова совершенно не учитывает
существования других современных вариантов
преподавания психологии в школе (П. Айдакова, 1994;
Е.И. Гарбер, 1995; Е.А. Климов, 1996; Р.С. Немов, 1995;
М.А. Подвойская, 1994).
Татьяна АРЖАКАЕВА
|