Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ

М.В. Попова
М.: Владос, 2000

Если вы не знаете, что и как преподавать на уроках психологии в своей школе, то обратитесь к «первому аналитическому изданию» в данной области — книге «Психология как учебный предмет». И не только потому, что она допущена Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия, но и потому, что в этой книге вы найдете ответы на важные вопросы, которые могут возникнуть у вас при организации и проведении уроков психологии в 8–11-х классах.
Например, если вас интересует вопрос о содержании, которым необходимо наполнить уроки, то кратко сформулированный ответ выглядит так: таким содержанием должны стать сквозные для человекознания категории — отношение, переживание, поведение, развитие, творчество.
М.В. Попова щедро делится с читателями своими озарениями и находками: процедурными моментами использования метода экспрессии, опытом работы с текстом сказок, мифов, притч, фантастических произведений в рамках метода чтения вслух, техническими тонкостями исследования себя с помощью метода интроспективного анализа, инструментовкой этапов проведения рефлексивного тренинга, психотехническими играми и упражнениями, составляющими суть метода развития творческого самочувствия и т.д. и т.п. Описывая каждый из представленных методов, автор не только характеризует его процедурные аспекты, но и разъясняет, что он дает, например, для личностного развития подростка и как этот метод можно применять в качестве частного приема в рамках другого метода.
Достойное место в своей книге автор отводит вопросу о роли и функциях учителя психологии в учебном процессе, об особенностях организации учебного пространства и педагогического общения.
Кроме этого, в книге выделены опасности, подстерегающие начинающего преподавателя (опасность подмены «процесса познания разговорами для души и о душе», опасность не справиться с нарушителями дисциплины и др.), даются рекомендации, с чего начинать обучение психологии и «что делать с подростками, которые оказались неспособными включиться в урок», «которые не то чтобы отвлекаются, но и не работают в данный момент». Настораживает и вызывает недоумение такой совет автора: после «многократных объяснений и напоминаний» удалить подростка с урока, предложив ему добровольно покинуть класс.
Актуальной для многих читателей является проблема применения психодиагностических процедур при обучении психологии. Приводя аргументы в пользу целесообразности применения этих методов, автор излагает собственное видение целевого назначения психодиагностических методов в рамках преподавания психологии: как средства диагностики усвоения знаний и развития личности школьника.
В этой книге вы, уважаемый читатель, к сожалению, не найдете конкретной технологии проведения уроков по программе М.В. Поповой — это вам самим по плечу! Зато вы найдете в первой главе под названием «Психология в школе: культурно-исторический аспект» полезный для самообразования материал: об опыте преподавания психологии в зарубежной школе, о наиболее известных в Англии, США, Канаде программах преподавания психологии школьникам и др.
Вот только М.В. Попова совершенно не учитывает существования других современных вариантов преподавания психологии в школе (П. Айдакова, 1994; Е.И. Гарбер, 1995; Е.А. Климов, 1996; Р.С. Немов, 1995;
М.А. Подвойская, 1994).

Татьяна АРЖАКАЕВА