НЕКРУГЛАЯ ДАТА
ЗНАТОК ПОДЛИННЫХ ЧУВСТВ
15
апреля — день рождения Стэнли Шехтера,
классика современной социальной психологии. В
нашей стране по сей день его имя известно
немногим, ни одна из его работ на русский язык не
переведена. Это надо признать серьезным
упущением, поскольку экспериментальные открытия
Шехтера и его теоретические рассуждения в
значительной мере определили многие современные
тенденции социально-психологических и
общепсихологических исследований.
Главное научное достижение Шехтера —
сформулированная им теория эмоционального
опыта. В своих рассуждениях он опирался на
критически переосмысленную теорию Джеймса —
Ланге, согласно которой эмоциональные
переживания обусловлены физиологическими
изменениями в организме, то есть выступают их
следствием, а не причиной. В принципе соглашаясь
с этой небесспорной идеей, Шехтер тем не менее
отмечал, что физиологические реакции сами по
себе не несут информации о качестве переживания.
Ему, разумеется, был известен и диаметрально
противоположный подход, согласно которому
эмоции всецело определяются особенностями
внешней ситуации.
Пытаясь совместить эти противоречивые
представления, Шехтер предположил, что любое
эмоциональное состояние требует двух условий —
физиологического возбуждения и определенной
внешней (социальной) ситуации. Более того, он
утверждал, что те «ярлыки», с помощью которых
люди именуют испытываемое ими возбуждение,
определяются в основном внешними факторами. То
есть люди склонны интерпретировать свои
физиологические реакции то как одну эмоцию, то
как другую — в зависимости от складывающихся
обстоятельств. Точнее, люди испытывают ту эмоцию,
возникновение которой, по их представлению,
естественно для данных обстоятельств. Впрочем,
люди нередко ошибочно интерпретируют ситуации и
соответственно — превратно истолковывают
природу своего возбуждения.
Для проверки этой гипотезы Шехтером совместно с
Дж. Сингером был поставлен оригинальный
эксперимент. Испытуемым-добровольцам
сообщалось, что изучению подлежит влияние на
организм некоторого витаминного препарата. Всем
им вводился эпинефрин — вещество, стимулирующее
физиологическое возбуждение. Но одной группе
были подробно описаны свойства этого вещества и
ожидаемые физиологические последствия, другой
ничего подобного не разъяснялось. Вторая группа
была разбита на две подгруппы, каждая из которых
некоторое время проводила в обществе ассистента;
в одном случае тот вел себя эйфорически, в другом
— раздраженно и сердито (то есть провоцировал в
обоих случаях аналогичную ответную реакцию
испытуемых).
Шехтер и Сингер предположили, что субъекты,
информированные о влиянии препарата, будут
объяснять возникшее у них возбуждение его
воздействием, тогда как другие будут приписывать
свои чувства ситуации общения с ассистентом. Эта
гипотеза полностью подтвердилась. Вывод: люди
подвержены ошибочным толкованиям своих
состояний, что в свою очередь приводит к
неадекватным или преувеличенным переживаниям.
Теория эмоций Шехтера по-своему уязвима для
критики. Например, она не может объяснить
возникновение эмоции у маленького ребенка,
который просто еще не обладает социальным опытом
для навешивания на свои реакции
соответствующего «ярлыка». Тем не менее данная
теория довольно убедительно, хотя, вероятно, и не
исчерпывающе, продемонстрировала роль
познавательных процессов в возникновении
эмоций. Вам понравилась эта теория? Или нет?
Прежде чем ответить, задумайтесь — правильно ли
вы истолковали свою реакцию.
Сергей СТЕПАНОВ
|