РЕПОРТАЖ
ПРАЗДНИК МОСКОВСКИХ ПСИХОЛОГОВ
4 марта в Москве прошел финал конкурса «Учитель
года — 2001» в номинации «Практический психолог
образования». Несмотря на феминистские
настроения членов жюри, победителем конкурса
стал представитель сильного пола
Организаторы конкурса —
Психологический институт РАО и городской
психолого-медико-социальный центр Комитета
образования г. Москвы — провели большую
предварительную работу, отобрав из
многочисленной армии московских психологов
двенадцать претендентов. В их числе было два
представителя сильного пола. Отличались
конкурсанты и по возрасту: приятно было отметить,
что на сцену выходили как симпатичные молодые
девушки, так и не менее симпатичные, но более
опытные психологи.
Большой зал Психологического института РАО был
полон: поболеть за своего психолога пришли не
только учителя и руководители школ, но и ученики.
Эти «группы поддержки» часто весьма бурно
реагировали на успехи своего претендента, так
что стены почтенного института с трудом
выдерживали выброс положительных эмоций.
С приветственным словом к участникам конкурса
обратился директор института В.В. Рубцов.
Поздравив финалистов конкурса, он особо отметил
тот факт, что конкурс проходит в стенах первого в
России и лучшего в мире научного
психологического учреждения — Психологического
института Российской академии образования.
Хочется отметить, что сотрудники этого института
не только любезно предоставили московским
психологам помещение, но и оказывали посильную
помощь и поддержку.
Конкурсные события разворачивались следующим
образом. Сначала все претенденты по очереди
выходили на сцену и устраивали самопрезентацию в
меру своих представлений об этом процессе. А
представления эти, надо сказать, были самыми
различными. Кто-то читал стихи, кто-то
пересказывал свою биографию, кто-то разыгрывал
мини-спектакль.
Надо отметить, что это было самой пресной частью
конкурса: все слишком затянулось и к концу
презентации аудитория явно заскучала. Многие из
претендентов так старались показать себя с
лучшей стороны, что забывали про время и
зрителей. А это, на мой взгляд, — большой минус
психологу как профессионалу. Отсутствие
обратной связи было едва ли не самой серьезной
ошибкой многих конкурсантов.
Повторилась она и на следующем конкурсном
задании. Демонстрируя «домашнюю заготовку»,
многие не смогли понять, что интерес к их
выступлению в какой-то момент пропал и надо
остановиться.
Представляя свою работу, психологи шли разными
путями. Кто-то демонстрировал фрагмент урока или
группового занятия. Безусловно, наиболее
зрелищно смотрелись «постановочные»
выступления, которые специально были
подготовлены для конкурса. Особенно если в этом
принимали участие дети. Здесь было хорошо видно,
насколько психологу удалось установить контакт
и взаимопонимание с ребятами. Правда, часть
конкурсантов чрезмерно увлеклась песнями и
танцами.
Некоторые участники демонстрировали, как они
работают с учителями. Наименее удачными были те
выступления, в которых взрослые заменяли детей.
Хотя они при этом очень старались, но игра есть
игра...
Наибольшее оживление в зале возникало, когда
конкурсанты обращались непосредственно к
зрителям, вдохновляя их на общение друг с другом,
на выполнение упражнений и пальчиковых игр.
В общем, все пело и плясало, а по залу летали
разноцветные шарики. Психологи сменяли друг
друга. После блистательного динамичного
театрализованного представления нас погружали в
романтически-философский транс, а затем
приглашали понаблюдать за вполне серьезной
работой. И все это — разные грани деятельности
одного специалиста — школьного психолога.
В завершение участникам было предложено
творческое задание-экспромт. Надо было за две
минуты написать собственный «Билль о правах
человека». И здесь психологи продемонстрировали
свои универсальные способности. Они не только
справились с заданием, но и сделали это ярко и
неповторимо.
Год назад я присутствовала на аналогичном
мероприятии. Нынешний конкурс стал более
профессиональным. По крайней мере, выходящие на
сцену стремились (за редким исключением) не
только продемонстрировать себя, свои вокальные и
танцевальные возможности, но в первую очередь
показать свою уникальность как профессионала.
Год назад этот конкурс больше напоминал
«капустник» или КВН, где практически все
участники пели под гитару, танцевали и читали
стихи. Стихи, правда, были и в этом году. Но мне
показалось, что даже они стали лучше.
На конкурсе были представлены различные
направления работы: тренинги, консультации,
фрагменты уроков, телесная терапия и трансовые
наведения. Жюри и зрители услышали немало
восточных притч и метафор. Было видно, что
московские практические психологи, работающие в
образовании, могут и умеют очень многое.
При подведении итогов члены жюри (куда входили и
ученые, и практики) были единодушны. Каждый из
участников был оценен по достоинству.
Действительно, уже одна решимость специалиста
выйти на сцену и с энтузиазмом демонстрировать
свою работу достойна восхищения. При этом
прекрасно понимаешь, что любой конкурс — это
игра, шоу. А ежедневная работа часто состоит из
однообразных и рутинных, но не всегда ярких и
зрелищных действий.
Но главное, что отличает всех участников
конкурса — наличие внутренней энергии, которая
позволяет самую рутинную работу превращать в
творческий процесс. Это — своеобразный
аккумулятор, от которого мог бы «зарядиться» не
один начинающий психолог. Надо, чтобы на подобных
конкурсах присутствовало как можно больше
коллег-психологов.
Кстати, члены жюри, узнав, что среди претендентов
есть мужчины, решили, что будут оценивать их
очень строго. Ведь школьными психологами
работают в основном представительницы
прекрасного пола. Не хотелось, чтобы создалось
впечатление, что лауреатство присуждается
только лишь за принадлежность к сильной половине
рода человеческого. Но несмотря на эту установку
при подведении итогов все были как никогда
единодушны. Андрей Викторович Милехин (учитель
психологии школы № 1927 Восточного окружного
управления образования) покорил буквально всех.
Но и работа остальных участников финального тура
была оценена по достоинству! Они стали
победителями в различных номинациях.
Праздник московских психологов состоялся. А это
был действительно праздник, на котором, несмотря
на всю его серьезность, и зрители и участники
смогли отдохнуть душой, пообщаться друг с другом
и получить огромный творческий заряд на будущее.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Городской психолого-медико-
социальный центр
Комитета образования г. Москвы
Тел.: (095) 308-06-42
ЛУЧШИЙ ШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ МОСКВЫ 2001 ГОДА
Андрей Викторович МИЛЕХИН
учитель психологии школы № 1927
Восточного окружного управления образования
«Главное для психолога — быть не как
все...»
А.В. МИЛЕХИН: Я окончил
школу десять лет назад и сразу же пошел работать
вожатым в эту же школу. Одновременно поступил на
психологический факультет. Я активно
использовал знания, которые получал в институте,
в работе с детьми.
Я убедился в том, что сразу после окончания
института невозможно стать настоящим
психологом. Для этого надо приобрести
необходимые практические навыки, а самое главное
— определенное мышление. Работа вожатым дала мне
в этом плане очень много. Я работал в окружении
прекрасных коллег-специалистов, потом вырос до
учителя.
Теперь в моей практике все удачно сочетается:
опыт работы вожатым, учителем и психологическое
образование. |
ФИНАЛИСТЫ КОНКУРСА —
ПОБЕДИТЕЛИ В РАЗЛИЧНЫХ НОМИНАЦИЯХ
Светлана Юрьевна УСПЕНСКАЯ
педагог-психолог школы № 516 Юго-Восточного
окружного управления образования
Номинация «Психологическая работа со
старшеклассниками»
Наталья Сергеевна МИЛЬЦИНА
педагог-психолог школы № 847 Северного
окружного управления образования
Номинация «Психологическая реабилитация
школьников»
Елена Владимировна РУЗАНОВА
педагог-психолог школы № 1173 Южного окружного
управления образования
Номинация «Профессиональная смелость и
находчивость»
Вадим Борисович МОИСЕЕНКО
педагог-психолог школы № 1227 Южного
окружного управления образования
Номинация «Психология и спорт»
Софья Юрьевна ТАРАСОВА
педагог-психолог Центра
психолого-медико-социального сопровождения
Юго-Восточного управления образования
Номинация «Работа с детьми-сиротами»
Марина Анатольевна СТЕПАНОВА
педагог-психолог гимназии № 1541 Западного
окружного управления образования
Номинация «Популяризация психологических
знаний»
Ирина Валерьевна ЖУКОВА
педагог-психолог школы№ 841 Юго-Восточного
окружного управления образования
Номинация «Психологическая работа с
подростками»
Александра Владимировна РЕДЕЧКИНА
педагог-психолог школы № 36 Центрального
окружного управления образования
Номинация «Использование активных методов в
работе»
Любовь Александровна БЕЛОВА
педагог-психолог школы № 51 Юго-Западного
окружного управления образования
Номинация «Психологическое
взаимодействие
с педагогическим коллективом»
Лилия Викторовна КАНДЫБОВИЧ
педагог-психолог школы № 818 Северо-Западного
окружного управления образования
Номинация «Многосторонность и
универсальность в профессии»
Наталья Викторовна НИКОЛАЕВА
педагог-психолог школы № 1942 Юго-Восточного
окружного управления образования
Номинация «Профессиональная
увлеченность» и приз зрительских симпатий |
|