ПРОДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Дон Хуан (помните Кастанеду?) однажды
заявил, что все практические исследования,
которыми занимаются ученые, ведут к созданию все
более и более сложных машин, но не меняют
человека изнутри.
Уверен, что вы когда-нибудь размышляли о том, что
прогресс человечества — это на самом деле
прогресс машин, а не людей как таковых. А сам
человек? Он совершенствуется? Если нет, то почему?
А если да, то в чем?
Вот сколько вопросов... Но давайте посмотрим
внимательнее. Может быть, прогресс человечества
касается не только машин?
Да, за последние пару сотен лет прогресс машин
резко ускорился и стал очень сильно заметен.
Особенно в плане их внедрения в повседневную
жизнь. Но прогресс человека тоже идет. Только
более равномерно. Или более медленно.
Мне кажется, что в основном эти изменения
происходят в области морали. Четыре тысячи лет
назад «и истребил их Господь до последнего», три
тысячи — «око за око», и не больше, две тысячи —
«подставь щеку», пятьсот — «человек есть мера
всех вещей», двести — «все люди равны», пятьдесят
— «война — это преступление против
человечества».
Утрирую и упрощаю, конечно. Но тенденция
прослеживается.
Тогда, если экстраполировать, в результате
такого развития появится Человек добрый, Человек
понимающий, Человек идущий навстречу. Ну и так
далее...
Но... Опять вопросы. Что на самом деле
совершенствуется — мораль общества или мораль
каждого его члена? Если каждого, то откуда
страшные войны — две мировые и бесконечные
локальные? Если общества, то остается без ответа
тот вопрос, с которого я начал: в чем же прогресс
человека?
И вот тут вдруг обнаруживается связь между
техническим прогрессом и развитием души.
Технический прогресс позволяет не тратить время
и силы на жизнеобеспечение. Не нужно собирать
хворост, разводить костер, охотиться на мамонтов,
неделями добираться на перекладных и прочее и
прочее. Человек, живущий в цивилизованном (в
техническом смысле) мире, обеспечен отоплением
(если не центральным, то печным), магазинами (от
сельпо до супермаркетов), дорогами (пусть и не
всегда асфальтовыми), телевизором, телефоном и
даже (иногда) электронной почтой.
Не кажется ли вам, что именно это дает человеку
возможность (только возможность! но все же дает,
хоть и не гарантирует) оставаться цивилизованным
в «моральном» смысле? Лиши его всех этих благ, и
он попытается взять кого-то в рабство, чтобы
заставить работать на себя. Дикарь, который сидит
в каждом под панцирем морали, вылезет наружу, как
только панцирь треснет. Читай «День триффидов» и
кучу других антиутопий.
Грустно? Конечно. Радует только, что среди людей
всегда найдутся те, кому почему-либо будет
противно угнетать себе подобных. Всегда! Их
побивают камнями, жгут на кострах, распинают и
колесуют. Но находятся верные ученики,
основываются общины и звучат нагорные проповеди.
А параллельно идет технический прогресс. И все
больше людей позволяют себе отвлечься от
удовлетворения базовых жизненных потребностей и
заняться собой в духовно-моральном плане.
Вот вам и свобода выбора. Не правда ли, ее стало
больше? Может быть, в этом прогресс человека и
состоит?
Марк САРТАН
|