РЕПОРТАЖДЕНЬ ПСИХОЛОГА В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕДеятельностный подход — 22 ноября 2000 года в Москве впервые
отмечался день психолога. Этот день выбран не
случайно — несколько лет назад именно 22 ноября
состоялся Учредительный съезд Российского
психологического общества. В рамках дня
психолога на факультете психологии МГУ был
проведен симпозиум на тему: «Деятельностный
подход в психологии: состояние, проблемы,
перспективы развития». Публикация произведена при поддержке интернет-сайта "Русский стартап". На сайте Вы найдёте информацию о бизнесе в России, каталог франшиз (грузчиков сервис отзывы о франшизе), бизнес-планы, бизнес статьи, новости бизнеса, стартапы, тесты, составление бизнес-планов. Идеи для бизнеса, регистрация ИП, бизнес-руководства, финансирование, бухгалтерия и налоги, необходимые документы и другая актуальная информация. Подробнее читайте на сайте, который расположен по адресу: http://www.russtartup.ru/. Л.И. Айдарова рассказала о применении деятельностного подхода при проектировании личностно-ориентированного образования, опирающегося на понятие «смысл». Такое образование предполагает, во-первых, смену его предметного содержания и опору на личностно значимые для учащихся положения, и, во-вторых, организацию специальной деятельности учащихся по открытию этих личностно значимых положений. Последнее, в свою очередь, предполагает принятие и освоение детьми авторской позиции. Л.И. Айдарова поставила очень важный вопрос об условиях реализации авторской позиции субъектов обучения и о создании особого открытого образовательного пространства для творчества и ребенка, и педагога. Н.Ф. Талызина в своем докладе сформулировала основные положения деятельностного подхода и предложила перейти к новому принципу построения психологии — деятельностному, что предполагает изменение единиц анализа этой науки. На место психологии функций приходит психология действий. Данный принцип реализован Н.Ф. Талызиной по отношению к учебной деятельности и положен в основу учебника «Педагогическая психология». В этом же направлении работает Центр по переподготовке работников сферы образования, созданный в 1989 году на факультете психологии МГУ. В.А. Иванников предложил выделять два подхода к анализу деятельности: содержательный, то есть деление деятельности на ее объективные составляющие, и смысловой, который выводит на мотивационно-личностную сферу человека, систему его ценностей. В.А. Иванников проиллюстрировал эту теоретическую модель на примере учебной деятельности. Все дети в школе выполняют похожие действия: слушают учителя, записывают формулы, выполняют домашние задания и т.п., а результат может быть разным — одни учатся хорошо, а другие плохо. Почему? По мнению докладчика, недостаточно разложить учебную деятельность на учебные действия, необходимо еще проанализировать действия в мотивационно-личностном ключе. Только тогда станет понятно, что успех деятельности во многом определяется ее мотивацией, в учебной деятельности — познавательной мотивацией. Можно сказать, что доклады В.А. Иванникова и Н.Ф. Талызиной взаимно дополняют друг друга. Н.Ф. Талызина подчеркнула, что знания не существуют вне действий и учителю (добавим — и школьному психологу) совершенно необходимо иметь представление о видах действий и их свойствах. В.А. Иванников, выделив две линии анализа деятельности, обратил внимание на важность ее мотивационно-целевого аспекта. И.И. Ильясов доложил собравшимся о роли внешних материальных действий в формировании умственной деятельности. С интересными замечаниями выступила И.С. Якиманская. В частности, она заметила, что одной из причин того, что психолог плохо приживается в школе, является недостаточное владение им предметным содержанием учебных дисциплин. Чтобы дать квалифицированный ответ на вопрос, как преподавать геометрию (а И.С. Якиманскую интересует именно этот предмет), надо, прежде всего, знать саму геометрию. От себя замечу, что многие создатели новых программ обучения были специалистами не только в психологии, но и в соответствующих предметных областях. Прозвучавшие в докладах идеи могут быть приняты или оспорены. В любом случае они заставляют задуматься и о современной психологии в целом, и о ее роли в образовании, и о возможностях деятельностного подхода. В этом и состоит главный итог симпозиума, который положил начало большой работе: сохранению научного национального богатства — деятельностного подхода. Марина СТЕПАНОВА, |