Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2001

РЕПОРТАЖ

ДЕНЬ ПСИХОЛОГА В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Деятельностный подход —
интеллигентное, интеллектуальное,
социокультурное движение.
А.Г. Асмолов
(из выступления)

22 ноября 2000 года в Москве впервые отмечался день психолога. Этот день выбран не случайно — несколько лет назад именно 22 ноября состоялся Учредительный съезд Российского психологического общества. В рамках дня психолога на факультете психологии МГУ был проведен симпозиум на тему: «Деятельностный подход в психологии: состояние, проблемы, перспективы развития».
Напомню, что деятельностный подход представляет собой одно из фундаментальных направлений в отечественной (а в последнее время — и зарубежной) науке. Известны две психологические школы — С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, проводящие исследования в русле деятельностного подхода. На симпозиуме же речь шла преимущественно о теории деятельности А.Н. Леонтьева.
В работе симпозиума приняли участие известные отечественные психологи.
Во вступительном слове декан факультета психологии МГУ А.И. Донцов обратил внимание на необходимость, во-первых, осмысления фундаментальных знаний, заложенных школой А.Н. Леонтьева, и, во-вторых, определения перспектив развития российской психологии. Обсуждению методологических и теоретических проблем психологии были посвящены многие выступления.
Однако, наряду с теоретическими докладами, которые сделали А.Г. Асмолов, А.А. Леонтьев, Ф.Т. Михайлов, В.Т. Кудрявцев, И.И. Ильясов и др., прозвучали и сообщения, имеющие непосредственное отношение к практике. Наиболее разработанной областью применения деятельностного подхода оказалась сфера образования. Неслучайно, наверное, организаторы симпозиума Н.Ф. Талызина и А.И. Подольский представляют педагогическую и возрастную психологию.
Большой интерес у собравшихся вызвал доклад А.Г. Асмолова, посвященный анализу современного состояния деятельностного подхода. По его мнению, в обществе сложилась уникальная ситуация для развития деятельностного подхода. Деятельностный подход меняет отношение человека к миру, создает иное пространство мышления в психологии; это — парадигма, которая конкурирует с другими ведущими психологическими течениями.
Выступление А.Г. Асмолова отличалось емким содержанием и красивой, богатой сравнениями и метафорами формой. Сегодня психологии до всего есть дело, наблюдается ее агрессия (в конструктивном смысле слова) по отношению ко всем сферам реальности. Психология проникла в медицину, маркетинг, экономику, идеологию, искусство, переделывает математику и бросила вызов физике, но главное — перестроила образование России. Психологию можно любить или не любить, с ее положениями можно спорить или соглашаться, ее можно уничтожить, но ее нельзя не замечать. Именно психология стала основой для либеральной реформы образования России. благодаря деятельностному подходу появилась деятельностная дидактика, культурно-историческая педагогика.

Публикация произведена при поддержке интернет-сайта "Русский стартап". На сайте Вы найдёте информацию о бизнесе в России, каталог франшиз (грузчиков сервис отзывы о франшизе), бизнес-планы, бизнес статьи, новости бизнеса, стартапы, тесты, составление бизнес-планов. Идеи для бизнеса, регистрация ИП, бизнес-руководства, финансирование, бухгалтерия и налоги, необходимые документы и другая актуальная информация. Подробнее читайте на сайте, который расположен по адресу: http://www.russtartup.ru/.

В заключение А.Г. Асмолов сказал, что золотой век психологии возвращается на новом витке — вновь стал выходить журнал «Педология. Новый век».
Л.И. Айдарова рассказала о применении деятельностного подхода при проектировании личностно-ориентированного образования, опирающегося на понятие «смысл». Такое образование предполагает, во-первых, смену его предметного содержания и опору на личностно значимые для учащихся положения, и, во-вторых, организацию специальной деятельности учащихся по открытию этих личностно значимых положений. Последнее, в свою очередь, предполагает принятие и освоение детьми авторской позиции.
Л.И. Айдарова поставила очень важный вопрос об условиях реализации авторской позиции субъектов обучения и о создании особого открытого образовательного пространства для творчества и ребенка, и педагога.
Н.Ф. Талызина в своем докладе сформулировала основные положения деятельностного подхода и предложила перейти к новому принципу построения психологии — деятельностному, что предполагает изменение единиц анализа этой науки. На место психологии функций приходит психология действий. Данный принцип реализован
Н.Ф. Талызиной по отношению к учебной деятельности и положен в основу учебника «Педагогическая психология». В этом же направлении работает Центр по переподготовке работников сферы образования, созданный в 1989 году на факультете психологии МГУ.
В.А. Иванников предложил выделять два подхода к анализу деятельности: содержательный, то есть деление деятельности на ее объективные составляющие, и смысловой, который выводит на мотивационно-личностную сферу человека, систему его ценностей. В.А. Иванников проиллюстрировал эту теоретическую модель на примере учебной деятельности. Все дети в школе выполняют похожие действия: слушают учителя, записывают формулы, выполняют домашние задания и т.п., а результат может быть разным — одни учатся хорошо, а другие плохо. Почему? По мнению докладчика, недостаточно разложить учебную деятельность на учебные действия, необходимо еще проанализировать действия в мотивационно-личностном ключе. Только тогда станет понятно, что успех деятельности во многом определяется ее мотивацией, в учебной деятельности — познавательной мотивацией.
Можно сказать, что доклады В.А. Иванникова и Н.Ф. Талызиной взаимно дополняют друг друга. Н.Ф. Талызина подчеркнула, что знания не существуют вне действий и учителю (добавим — и школьному психологу) совершенно необходимо иметь представление о видах действий и их свойствах. В.А. Иванников, выделив две линии анализа деятельности, обратил внимание на важность ее мотивационно-целевого аспекта.
И.И. Ильясов доложил собравшимся о роли внешних материальных действий в формировании умственной деятельности.
С интересными замечаниями выступила И.С. Якиманская. В частности, она заметила, что одной из причин того, что психолог плохо приживается в школе, является недостаточное владение им предметным содержанием учебных дисциплин. Чтобы дать квалифицированный ответ на вопрос, как преподавать геометрию (а И.С. Якиманскую интересует именно этот предмет), надо, прежде всего, знать саму геометрию. От себя замечу, что многие создатели новых программ обучения были специалистами не только в психологии, но и в соответствующих предметных областях.
Прозвучавшие в докладах идеи могут быть приняты или оспорены. В любом случае они заставляют задуматься и о современной психологии в целом, и о ее роли в образовании, и о возможностях деятельностного подхода. В этом и состоит главный итог симпозиума, который положил начало большой работе: сохранению научного национального богатства — деятельностного подхода.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии МГУ,
г. Москва

TopList