Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2001

ТЕМА НОМЕРА:

Мда-а-а... Как сейчас модно выражаться — круто. В смысле, деятельностный подход — это круто. Мы очень хотели, чтобы тематический номер помог вам лучше понять эту весьма непростую концепцию. Но концепция отчаянно сопротивлялась. Что вышло — судить вам.
Надо сказать, что и нам в редакции не все понятно. Честное слово. Более того, уж очень неодинаково теория деятельности выглядит у разных авторов. Мы старались опираться на взгляды основоположника деятельностного подхода — Алексея Николаевича Леонтьева. Но и они менялись при его жизни, не говоря уж о том, что подвергались серьезной научной критике. Нам самим сбиваться на критику не хотелось, скорее ставилась задача изложить деятельностный подход так, как его понимают его приверженцы.
При этом обнаружились интереснейшие вещи. Вроде бы схема (см. с. 8–9 настоящего номера) простенькая, чтобы не сказать — примитивная. Но она удивительным образом собирает в единое целое психическую и предметную стороны деятельности.
Более того, двигаясь по структуре деятельности, так сказать, по вертикали, мы то поднимаемся до головокружительных высот ценностей и смыслов жизни, то опускаемся в биологические бездны психофизиологии. Вот вам и субстрат, и все, что на нем произрастает!
Попробуйте последить за собой, руководствуясь предложенной схемой, и определить, что происходит на каждом ее уровне у вас в душе и в жизни. Увлекательное занятие, поверьте!
Конечно, вопросы остаются. До конца непонятно, что побуждает деятельность. По классике — потребность, но не напрямую, а «опредмеченная» в мотиве. Получается, что потребность побуждает деятельность, но деятельность удовлетворяет мотив, а не потребность. А ведь есть еще ценности и личностные смыслы, которые тоже в этом участвуют. Отсюда и некоторая «каша» в правом верхнем углу нашей схемы.
В начале XXI века странным выглядит и отсутствие бессознательного в структуре психики. Тут придется сделать скидку на исторические условия, в которых А.Н. Леонтьев создавал свою теорию. В то время за бессознательное едва ли не расстреливали. А из науки уж точно изгоняли.
Поэтому деятельностный подход в его классическом понимании не может объяснить внутриличностных конфликтов, когда осознанная потребность не совпадает с бессознательной. Тогда человек тоже вроде бы ставит определенную цель, но достигает не ее, а ту, которую он ставил бессознательно.
По леонтьевской же теории, цель всегда сознательна. В результате целый пласт человеческой психики остается без рассмотрения.
Но наивно было бы требовать от деятельностного подхода всеохватности. Этого еще ни одно направление в психологии не достигло. И не достигнет в ближайшем будущем. Зато теория остается живой и развивающейся. Так что будем пользоваться.

Марк САРТАН