Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2001

НАШИ ДЕТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДРАЖАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО

Исследование творчества — еще один триумф психологической теории деятельности. Выдвину парадоксальный тезис: в основе творчества лежит подражание. Чтобы включиться в деятельность по преобразованию человеческой культуры, человек должен овладеть способами творческого поведения через подражание другому.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ

На первый взгляд, деятельность и творчество противоположны по своим психологическим механизмам.
Человек включается в совместную деятельность вследствие внешних или внутренних, рациональных причин («для того чтобы» или «потому что»). Творчество же спонтанно, не планируемо.
Деятельность — целесообразна, произвольна, рациональна и сознательно регулируема. Деятельность побуждается определенной мотивацией, функционирует по типу «отрицательной обратной связи»: достижение результата завершает этап деятельности.
Творчество — нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творческого акта) регуляции со стороны сознания. Творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию — отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Творчество реализуется с помощью «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом (новое стихотворение является продолжением предыдущего, по И. Бродскому).
Творчество есть жизнь бессознательного. Механизм творчества — взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным (рецептивным) субдоминантным сознанием.
Деятельность есть жизнь сознания. Психологический механизм деятельности сводится к взаимодействию активного, доминирующего сознания с рецептивным, пассивным, субдоминантным бессознательным.

СПОНТАННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ

Психическая жизнь — это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. Но для того чтобы творить, человек должен включиться в сознательную деятельность, усвоить ее нормативную основу. Иначе он окажется вне культуры, а его продукт не будет понят.
На принципиальное различие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи.
В частности, Я.А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности — потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Для творческого акта, напротив, характерно рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. Творческая активность может возникать в процессе деятельности. В результате такой активности появляется «побочный продукт», который и является творческим результатом.
Суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты деятельности. Но чтобы получить такие результаты, следует научиться способам деятельности.
Чтобы творить, нужно усвоить способы творчества, выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться самостоятельно дальше. Для творчества необходимы личные познавательные усилия. Но если сил у человека нет, а образцы адаптивного поведения дискредитированы, то к творчеству человек не подготовлен, он срывается в пропасть разрушения. Как творчество, так и разрушение, амотивны, спонтанны, бескорыстны и самодовлеющи. Это — не целенаправленная деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности.
Но творчество и разрушение все же имеют социокультурную оболочку, ибо творить и разрушать человеку приходится не в природной, а в социокультурной среде.

ЗАОДНО ИЛИ ВОПРЕКИ?

Несомненно: подражание и взаимодействие играют исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Влияет даже географическое положение места. Д.С. Лихачев отметил, что до 1917 года Санкт-Петербург имел «творческую топографию». В начале века на левом берегу селились артисты и художники-декаденты, на правом — ученые, профессура и художники академической школы: «В городах и пригородах существуют районы наибольшей творческой активности. Это не просто «местожительство представителей творческой интеллигенции», а нечто совсем другое».
Художники различных направлений, писатели, поэты, актеры вовсе не группируются в отдельные «кусты». Просто им необходимо иметь место сбора, куда тянет прийти, обсудить работы, побеседовать, где обстановка располагает к творческой откровенности, где можно быть «без галстука» во всех отношениях.
Примечательно, что тяга к творческому новаторству возникает там, где появляется группа людей — потенциальных или действительных единомышленников. На первый взгляд может показаться, что новаторство требует коллективности, сближения и даже признания хотя бы в небольшом кругу людей. Правда, принято считать, что новаторы — это, по большей части, люди, сумевшие подняться над общим мнением и традициями. Но это не совсем так. Остается открытым вопрос: какое влияние — позитивное или негативное — оказывает среда на развитие креативности.
Если разделять ту точку зрения, что креативность присуща каждому человеку, а средовые влияния, запреты, «табу», социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трактовать «влияние» нерегламентированности поведения как отсутствие всякого влияния. И на этой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как путь высвобождения творческого потенциала.
Но если полагать, что среда влияет позитивно, то для развития креативности совершенно необходимо подкрепление общей одаренности определенным социальным влиянием и подражанием творческой личности.

ОТ ПОДРАЖАНИЯ К ОТРИЦАНИЮ

Исследования, проведенные мной и Н.А. Хазратовой, показали, что развитие креативности проходит как минимум две фазы.

Первая фаза. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа, по данным ряда авторов, наступает в 3–5 лет. В это время подражание ребенка значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. Возможно также, что на какой-то период креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»).

Вторая фаза. Подростковый и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на основе «первичной» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особую, значимую роль играет «профессиональный» образец, поддержка семьи и сверстников.

Но главное, юноша или девушка определяют для себя «идеальный образец» творца, которому стремятся подражать (вплоть до отождествления).
Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему «идеалу».
Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.
Еще раз заметим, что креативность, скорее всего, формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект).

ТВОРЧЕСКИЙ ПИК

Возможно ли искусственно воспроизвести условия социальной микросреды, которые могут позитивно влиять на развитие креативности?
Несомненно, легче сконструировать такую среду для детей 3-х–5-и лет. Хотя бы потому, что сфера их жизнедеятельности, круг социальных контактов невелики и подконтрольны. Необходимо, чтобы основную часть времени дети проводили в среде, созданной экспериментатором, но имели нормальные условия в семье.
Чем старше ребенок, тем меньше возможности реализовать формирующий эксперимент. Даже в школе, где дети проводят половину дневного времени, реализовать контроль над жизнедеятельностью ученика практически невозможно. Посему метод формирующего эксперимента малопригоден для исследования школьного и юношеского возраста. Напротив, в некоторых условиях профессионального обучения такая возможность появляется вновь. Тем самым, при изучении креативности более старших возрастных групп на смену формирующему эксперименту приходят констатирующий эксперимент и биографический метод.
Возраст 3–5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в это время.
Спад творческих проявлений к шести годам (при активизации интеллектуальной активности!) считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка. Можно предположить, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от норматива (интериоризация социальной нормы — взрослого «нельзя!»), а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения.
Поэтому, для того чтобы ребенок развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала иной: необходим позитивный образец творческого поведения, как это ни парадоксально звучит.

СЕГОДНЯ РАНО — ЗАВТРА ПОЗДНО

Понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному представлению о творчестве как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт, который отрицает старый.
Роль внешнего социального образца состоит, вероятно, в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому.
Отсюда следует, что творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации.
Возраст 3–5 лет благоприятен для формирования креативности, потому что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (у него сформирована речь), а с другой стороны — еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку и в качестве столового прибора, и в качестве палки, музыкального инструмента, весла и т. д. Ведь стандартное применение предмета требует определенной социализированности и стереотипизации навыка и, кроме того, развития произвольного внимания, которое у ребенка к 3–4-м годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен. Позже проблемность мира признается только креативными людьми.

Для формирования креативности необходимо:

1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее — отсутствие образца регламентированного поведения;
2) наличие позитивного образца творческого поведения;
3) создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
4) социальное подкрепление творческого поведения.

ЯБЛОЧКО ОТ ЯБЛОНИ...

Более сложным является вопрос о факторах, влияющих на проявление и развитие креативности во второй сензитивный период — в 12–13 лет. Проведение формирующего эксперимента на подростках не дает эффекта, поскольку невозможно (да и бессмысленно) контролировать всю сферу их жизнедеятельности или хотя бы основную ее часть. Экспериментальное воздействие будет сведено на нет или искажено совокупностью влияний других факторов, неподконтрольных исследователю. Тем более что в этом возрасте мы имеем дело с личностью уже во многом сложившейся, усвоившей культуру и переработавшей ее в определенную (хотя и неустойчивую) систему отношений с миром.
Более эффективен при исследовании развития креативности подростков биографический метод. Он был применен Е.А. Корсунским в докторском диссертационном исследовании. Автор использовал как собственные многолетние наблюдения за людьми, проявившими способности к литературному творчеству в раннем детстве, так и анализ автобиографий писателей. Опрос 137 писателей показал, что они отмечают особую роль наставника и подражания на раннем этапе литературных занятий.
Писателям было предложено назвать необходимые условия для развития литературных способностей. Они назвали следующие внешние условия: наличие наставника (68,6%), влияние семьи (40,8%), публикации в ранние годы (55,8%), время и эпоха (18%). Наставниками писателей были школьные учителя литературы, родственники, другие писатели. Важную роль имело литературное творчество членов семьи, наличие домашней библиотеки, родительская любовь к чтению, семейные чтения вслух.
Эти данные совпадают с предположениями М. Арнаудова о том, что литературная одаренность ребенка зависит от литературных способностей матери. Литературными склонностями обладали матери Гете, Бернса, Ламартина, Вазова и многих других поэтов и прозаиков.
Однако неизвестно, что здесь играет главную роль: генетика или раннее подражание.

ПОДРАЖАНИЕ — МЕХАНИЗМ КРЕАТИВНОСТИ

Интересны результаты Е.А. Корсунского, полученные в ходе наблюдения за развитием у человека таланта в течение жизни.
Он отмечает наличие почти у всех наблюдавшихся литературно одаренных детей сильного и яркого воображения, речевых способностей и чувства формы. Творческие способности проявляются, как правило, рано — в пять лет. Дети начинают сочинять, неожиданно для себя и для других, сказки и стихи.
Подражание творческим образцам как этап перехода от наивного творчества к творчеству «взрослому» наступает в 8–15 лет, и в произведениях юных авторов пропадают творческие элементы (новизна, оригинальность). Но к 16–17-и годам творческие элементы появляются вновь после продления фазы первичного подражания.
Фаза подражания может затянуться, как это случилось с М. Исаковским — с 15 до 27 лет, но она неизбежно присутствует при становлении писателя. Подражание необходимо для овладения культурно закрепленным способом творческой деятельности.
Причинами «задержки» М. Исаковского на стадии подражательства, по мнению Е. Корсунского, были отсутствие творческой среды в школе, болезнь глаз. Это привело к медленному и позднему становлению творческих способностей.
Самый интересный вывод автора, полученный на основе убедительного анализа фактов, таков: развитие вербальной памяти и высокий уровень интеллекта препятствуют проявлению оригинального литературного творчества в подростковом возрасте, а отсутствие богатого воображения не компенсируется ничем.
Таким образом, подражание является психологическим механизмом креативности и базируется на изначально (по крайней мере с 3-х–5-и лет) развитом воображении, речевых способностях и чувстве формы.

СТУПЕНЬ ДЛЯ ПОЛЕТА

Мой аспирант Н.М. Гнатко предположил существование двух уровней креативности: потенциального и актуального.
Если воспользоваться «фотографической» метафорой, то можно сказать, что потенциальная креативность есть светочувствительная эмульсия, подражание образцу выступает как процесс экспозиции; среда же способствует проявлению и закреплению изображения — актуальной креативности.
Противопоставление двух форм креативности отражает связь адаптивной и неадаптивной активностей: неадаптивная активность может проявляться только по отношению к среде, требующей адаптации к себе и соблюдения регламента.
Подражание как бы возводит индивида на последнюю ступеньку развития социокультурной среды, достигнутой людьми: дальше только неизвестное. Индивид должен и может шагнуть в неизвестное, лишь оттолкнувшись от предшествующей ступени развития культуры.
Как точно заметил польский литературовед Ян Парандовский: «Абсолютная творческая самобытность — миф и напоминает греческие сказания о людях, не имевших родителей и выросших из- под земли» («Алхимия слова»).

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБРАЗЦА

Н.М. Гнатко попытался проследить процесс овладения креативностью в социально значимой деятельности и выявить роль подражания. Объектами исследования были выбраны 15 шахматистов, получивших социальное признание в качестве творческих личностей.
В исследовании применялся как биографический, так и праксиметрический метод — изучение шахматных партий.
Надо сказать, что среди 15 шахматистов высокого уровня, чье творчество анализировалось, были: представители разных эпох (П. Морфи — середина прошлого столетия, А.Е. Карпов — наше время), представители разных шахматных школ (М.И. Чигорин — Россия; З. Тарраш — Германия); представители разных направлений (Х.-Р. Капабланка — позиционное направление, А.А. Алехин — комбинационное направление), разных социальных слоев (Х.-Р. Капабланка — выходец из богатой семьи; М.И. Чигорин — воспитанник Гатчинского сиротского института) и т.д.
Тем показательнее полученные в исследовании результаты. Н.М. Гнатко выявил, что творческая личность овладевает шахматной деятельноcтью посредством подражательной активности. Эта активность состоит из двух принципиально и объективно различных фаз: фазы подражания общим нормативным способам шахматной деятельности, фазы подражания (включая личностную идентификацию) избранному шахматисту-образцу.
Развитие подражательной активности связано с повышением уровня освоенности деятельности и снижением общего числа подражательных действий.
Переход шахматиста от подражания к собственно творческой фазе сопровождается освобождением от идентификации с личностью шахматиста-образца, резким снижением числа подражательных действий и возрастанием числа творческих.

ПРЕВЗОЙТИ УЧИТЕЛЯ

Второе исследование Н.М. Гнатко было посвящено подражанию у детей. Испытуемыми были 80 учащихся 5–7-х классов, посещавших шахматный факультатив при школе № 12 г. Котласа Архангельской области. Для диагностики креативности детей использована фигурная форма «А» теста Э. Торрэнса.
У креативных учащихся преобладает тенденция к выбору образца для подражания среди шахматистов высокого уровня. Некреативные образец для подражания не находят и не пытаются найти.
Некреативные как бы застревают на стадии подражания-копирования и репродукции общего нормативного способа деятельности. Хотя и те и другие проходят одни и те же стадии при овладении творческой деятельностью, но креативные реализуют подражательные действия более глубоко, основательно и быстро.
Очевидно, что подражателями остаются те, кто подражает плохо. Для того чтобы выйти на уровень творческих достижений, нужно, чтобы творчество стало личностным актом, чтобы потенциальный творец вжился в образ другого творца (образец), и это эмоциональное принятие другой личности в качестве образца является необходимым условием преодоления подражания и выхода на путь самостоятельного творчества.
Не только шахматисты, но и ученые, композиторы, поэты идут той же дорогой. Не обязательно учитель-образец должен превосходить ученика в чем-то. Так, Юлий Айхенвальд писал о Николае Гумилеве: «На ранних стихах его легко заметить влияние Брюсова, но свойственные последнему провалы и безвкусие уверенно обошел талантливый и тактичный ученик».
Правда, не все имеют мужество написать, как Жуковский Пушкину: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Так же как не все с благодарностью вспоминают тех, кому подражали. Но не будем углубляться в область нравственности.
Можно заключить, что процесс формирования креативности состоит из ряда этапов и сопровождается овладением социально значимой деятельностью путем подражания. Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с другим человеком — образцом творческого поведения.

Владимир ДРУЖИНИН,
доктор психологических наук

В оформлении использованы гравюра современного американского художника Джона Слоана «Копиист в Метрополитен-Музее», литография французского художника XIX века Бенджамена «Карикатура на скульптора Барье» и литография современного американского художника Николая Чиковски «Шахматы»

TopList