Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2001

ИГРОТЕКА

Деятельностный подход в отечественной психологии — это, прежде всего, методология, общетеоретический подход к рассмотрению человека. Мэтры, развивавшие этот взгляд на человека, творили в такое время, когда практика рассматривалась как что-то второстепенное, само собой вытекающее из хорошей теории.
Педагогическая психология — первая и чуть ли не единственная из академических ветвей психологии поставила перед собой вопрос о возможности реального практического воплощения деятельностных представлений.
Так родились и теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, и учение об учебной деятельности Талызиной, и программа развивающего обучения Эльконина — Давыдова. Если очень кратко сформулировать основную идею всех этих практических приложений теории деятельности, то получится приблизительно следующее: успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.
Но почему только ребенок? Разве задача «научиться делать дело» не актуальна для многих взрослых, в том числе тех, кто должен научить этому школьников? Актуальна, и очень. Умение задавать себе вопрос «Чего я хочу добиться?», а затем выстраивать практические и интеллектуальные шаги для достижения этой цели не является самым распространенным среди взрослого населения нашей страны. Поэтому многие перспективные психолого-педагогические приемы обучения, например такие, как модульная и проектная технологии, с большим трудом находят применение в школьной практике.
Попробовав ввести проектную работу детей в собственной школе, мы увидели, что педагоги с большим трудом осуществляют целенаправленное руководство этой деятельностью. И дело не в недостатке времени или желания. Дело в том, что научное руководство проектом предполагает управление деятельностью ребенка. Причем именно педагог должен задать ученику, автору проекта, параметры этой деятельности, а затем отслеживать ее реализацию. А как это сделать, если сам до конца не осознаешь, не понимаешь того, что делаешь вместе с ребенком? Не на уровне идеи, нет! Здесь чаще всего все в порядке. Трудности возникают на уровне реализации проекта.
Значит, нужно думать о том, как создавать в школе условия для разработки и подготовки грамотных, продуманных, структурированных проектов.
И мы решили, что один из первых и наиболее необходимых шагов — это работа с самими педагогами — будущими руководителями детских проектов. Затевая ее, мы ставили перед собой две задачи: во-первых, заинтересовать педагогов такого рода профессиональной работой (заинтересовать глубоко, затронув профессиональные мотивы, — так, чтобы проектная работа зазвучала для них как некоторая ценность); во-вторых, помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации.
Мы провели однодневный семинар — деловую игру с нашим педагогическим коллективом.

КАК СТАТЬ ДЕЯТЕЛЕМ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

При входе в зал каждый участник тянул жребий и по его воле становился членом одной из рабочих групп. В зале сразу рассаживались общим кругом, но по группам. После объявления цели работы (она не скрывалась и звучала так, как сформулированы выше задачи) педагогам было предложено заслушать два небольших сообщения.
Первое сообщение, сделанное автором данной статьи, имело идеологически мотивирующий характер. В нем я, обращаясь к личному опыту и опыту всего прогрессивного человечества, по возможности убедительно и страстно пыталась показать значение тех форм работы с детьми, которые формируют у них свойства человека-деятеля (человека, ставящего перед собой осознанные и ценностно окрашенные цели и достигающего их в процессе целенаправленной деятельности).
Второе сообщение, сделанное завучем, касалось самого понятия «проект» и основных этапов проектной деятельности. Были перечислены следующие этапы:

— постановка проблемы;
— формулирование цели проекта и предполагаемого результата;
— формулирование задач проекта;
— определение основных направлений работы в рамках проекта;
— определение этапов работы над проектом;
— определение предполагаемых сроков, сметы и конкретных ответственных;
— реализация проекта;
— оценка полученного результата в свете поставленной цели;
— определение перспектив развития проекта.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Участникам было сообщено, что на семинаре им предлагается «прожить» большую часть проектной деятельности, а именно те ее этапы, которые касаются собственно планирования (то есть до пункта «реализация проекта»).
Каждая группа получила конверт с практической проблемой, листы бумаги, карандаши, фломастеры. Участникам сообщили, что в их распоряжении будет 40 минут, после чего каждая группа должна представить результаты своей работы.
В конверте содержалось описание проблемы, а также еще раз перечислялись основные этапы по планированию проекта.
Для проектной разработки были предложены, к примеру, следующие проблемы.

1. Ученики начального звена нашей школы проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку, лишает их возможности полноценно отдыхать и переключаться на игровую деятельность. Предполагается, что снять большую часть таких проблем можно было бы за счет создания специальной игровой комнаты.

2. У многих государственных и частных школ крупных городов России в настоящее время имеются свои сайты в Интернете. Как правило, они многофункциональны и позволяют решать разные задачи: рекламные, информационные, формирование общего пространства общения учеников и педагогов школы и т.д. Вопрос создания сайта нашей школы весьма актуален.

3. Значительная часть жизни наших детей протекает в школе. Естественно, что им приходится там завтракать и обедать. Не секрет, что многие дети плохо принимают ту пищу, которая, с точки зрения взрослых, является для них оптимальной. В настоящее время актуальной стала проблема изменения системы школьного питания. Как вариант предлагается «шведский стол».

Были предложены и другие проблемы, касающиеся оформления территории школы или представительского холла. Хочу заметить, что эти проблемы актуальны именно для нас, в другой образовательной среде значимыми для проектной разработки на подобном семинаре могут оказаться совсем другие проблемы.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Надо сказать, что многие педагоги с трудом включались в работу своих групп. Ведущим приходилось все время перемещаться по школе, присоединяясь к работе то одной, то другой команды: помогая, стимулируя, объясняя... Но постепенно люди втянулись в общение друг с другом (достаточно необычное для педагогов по своему содержанию и форме), вникли в сами проблемы. Им стало интересно. А интерес зачастую — это первый шаг к созданию собственно мотивации.
На общую встречу люди возвращались уже совсем в другом состоянии. Они воспринимали себя и тех, с кем пришлось взаимодействовать волею жребия, как единую команду. Они сделали дело, были довольны и рвались продемонстрировать свои успехи.
Группы по очереди получали слово. После выступления каждой группы наступало время вопросов, уточнений, с которыми мог выступить любой участник другой группы, а также — ведущие. Поначалу большую часть критических замечаний делали ведущие, затем более активную позицию заняли и участники.
Конечно, проекты были очень разными по качеству исполнения. Нашей задачей являлось, с одной стороны, поддержать людей, показать положительные, творческие моменты их работы, а с другой стороны, помочь всем участникам довести проекты до уровня продуманных, логически выстроенных планов. Не обошлось без мелких обид, но в целом удалось сохранить рабочую, конструктивную атмосферу. После обсуждения появилось несколько планов проектной работы, которые вполне годились для реализации.

ГЛАВНЫЙ И ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТЫ

Следующим этапом работы стало обсуждение. Вопросы были такие: удалось ли прояснить для себя, что такое проектная работа? Есть ли место такой работе в вашей профессиональной деятельности в школе? Появились ли идеи относительно конкретных тем для проектов? Имеет ли проектная работа педагогическую ценность и какую?
Участники были практически единодушны. Они говорили, что им удалось изнутри почувствовать психологическую прелесть коллективной проектной работы; она стала более понятной с технологической точки зрения; такая работа имеет глубокий педагогический, образовательный смысл.
Было высказано несколько интересных идей относительно конкретных проектов.
И был еще один, можно сказать, побочный эффект семинара, очень приятный сердцу психологов. Участники говорили о том, что на собственном опыте убедились, насколько важно прожить какую-либо идею или проблему, для того чтобы сделать ее личностно значимой.
Педагоги в течение года не раз вспоминали этот семинар. Он действительно помог многим посмотреть на процесс обучения с иной, непривычной для многих педагогов точки зрения: с точки зрения самих детей, выступающих по отношению к своей учебе деятелями, а не исполнителями.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук