ИГРОТЕКА
Деятельностный подход в отечественной
психологии — это, прежде всего, методология,
общетеоретический подход к рассмотрению
человека. Мэтры, развивавшие этот взгляд на
человека, творили в такое время, когда практика
рассматривалась как что-то второстепенное, само
собой вытекающее из хорошей теории.
Педагогическая психология — первая и чуть ли не
единственная из академических ветвей психологии
поставила перед собой вопрос о возможности
реального практического воплощения
деятельностных представлений.
Так родились и теория поэтапного формирования
умственных действий Гальперина, и учение об
учебной деятельности Талызиной, и программа
развивающего обучения Эльконина — Давыдова.
Если очень кратко сформулировать основную идею
всех этих практических приложений теории
деятельности, то получится приблизительно
следующее: успешность ребенка в учебе зависит от
того, насколько он, ребенок, стал субъектом
собственной учебной деятельности, научился эту
деятельность самостоятельно планировать и
реализовывать.
Но почему только ребенок? Разве задача
«научиться делать дело» не актуальна для многих
взрослых, в том числе тех, кто должен научить
этому школьников? Актуальна, и очень. Умение
задавать себе вопрос «Чего я хочу добиться?», а
затем выстраивать практические и
интеллектуальные шаги для достижения этой цели
не является самым распространенным среди
взрослого населения нашей страны. Поэтому многие
перспективные психолого-педагогические приемы
обучения, например такие, как модульная и
проектная технологии, с большим трудом находят
применение в школьной практике.
Попробовав ввести проектную работу детей в
собственной школе, мы увидели, что педагоги с
большим трудом осуществляют целенаправленное
руководство этой деятельностью. И дело не в
недостатке времени или желания. Дело в том, что
научное руководство проектом предполагает
управление деятельностью ребенка. Причем именно
педагог должен задать ученику, автору проекта,
параметры этой деятельности, а затем отслеживать
ее реализацию. А как это сделать, если сам до
конца не осознаешь, не понимаешь того, что
делаешь вместе с ребенком? Не на уровне идеи, нет!
Здесь чаще всего все в порядке. Трудности
возникают на уровне реализации проекта.
Значит, нужно думать о том, как создавать в школе
условия для разработки и подготовки грамотных,
продуманных, структурированных проектов.
И мы решили, что один из первых и наиболее
необходимых шагов — это работа с самими
педагогами — будущими руководителями детских
проектов. Затевая ее, мы ставили перед собой две
задачи: во-первых, заинтересовать педагогов
такого рода профессиональной работой
(заинтересовать глубоко, затронув
профессиональные мотивы, — так, чтобы проектная
работа зазвучала для них как некоторая ценность);
во-вторых, помочь педагогам освоить общую
технологию создания проектной программы и ее
реализации.
Мы провели однодневный семинар — деловую игру с
нашим педагогическим коллективом.
КАК СТАТЬ ДЕЯТЕЛЕМ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
При входе в зал каждый участник тянул жребий и
по его воле становился членом одной из рабочих
групп. В зале сразу рассаживались общим кругом,
но по группам. После объявления цели работы (она
не скрывалась и звучала так, как сформулированы
выше задачи) педагогам было предложено заслушать
два небольших сообщения.
Первое сообщение, сделанное автором данной
статьи, имело идеологически мотивирующий
характер. В нем я, обращаясь к личному опыту и
опыту всего прогрессивного человечества, по
возможности убедительно и страстно пыталась
показать значение тех форм работы с детьми,
которые формируют у них свойства
человека-деятеля (человека, ставящего перед
собой осознанные и ценностно окрашенные цели и
достигающего их в процессе целенаправленной
деятельности).
Второе сообщение, сделанное завучем, касалось
самого понятия «проект» и основных этапов
проектной деятельности. Были перечислены
следующие этапы:
— постановка проблемы;
— формулирование цели проекта и предполагаемого
результата;
— формулирование задач проекта;
— определение основных направлений работы в
рамках проекта;
— определение этапов работы над проектом;
— определение предполагаемых сроков, сметы и
конкретных ответственных;
— реализация проекта;
— оценка полученного результата в свете
поставленной цели;
— определение перспектив развития проекта.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Участникам было сообщено, что на семинаре им
предлагается «прожить» большую часть проектной
деятельности, а именно те ее этапы, которые
касаются собственно планирования (то есть до
пункта «реализация проекта»).
Каждая группа получила конверт с практической
проблемой, листы бумаги, карандаши, фломастеры.
Участникам сообщили, что в их распоряжении будет
40 минут, после чего каждая группа должна
представить результаты своей работы.
В конверте содержалось описание проблемы, а
также еще раз перечислялись основные этапы по
планированию проекта.
Для проектной разработки были предложены, к
примеру, следующие проблемы.
1. Ученики начального звена нашей школы
проводят большую часть дня в своих учебных
кабинетах или довольно маленьких холлах. Это
создает дополнительную эмоциональную и
физическую нагрузку, лишает их возможности
полноценно отдыхать и переключаться на игровую
деятельность. Предполагается, что снять большую
часть таких проблем можно было бы за счет
создания специальной игровой комнаты.
2. У многих государственных и частных
школ крупных городов России в настоящее время
имеются свои сайты в Интернете. Как правило, они
многофункциональны и позволяют решать разные
задачи: рекламные, информационные, формирование
общего пространства общения учеников и
педагогов школы и т.д. Вопрос создания сайта
нашей школы весьма актуален.
3. Значительная часть жизни наших детей
протекает в школе. Естественно, что им приходится
там завтракать и обедать. Не секрет, что многие
дети плохо принимают ту пищу, которая, с точки
зрения взрослых, является для них оптимальной. В
настоящее время актуальной стала проблема
изменения системы школьного питания. Как вариант
предлагается «шведский стол».
Были предложены и другие проблемы, касающиеся
оформления территории школы или
представительского холла. Хочу заметить, что эти
проблемы актуальны именно для нас, в другой
образовательной среде значимыми для проектной
разработки на подобном семинаре могут оказаться
совсем другие проблемы.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Надо сказать, что многие педагоги с трудом
включались в работу своих групп. Ведущим
приходилось все время перемещаться по школе,
присоединяясь к работе то одной, то другой
команды: помогая, стимулируя, объясняя... Но
постепенно люди втянулись в общение друг с
другом (достаточно необычное для педагогов по
своему содержанию и форме), вникли в сами
проблемы. Им стало интересно. А интерес зачастую
— это первый шаг к созданию собственно
мотивации.
На общую встречу люди возвращались уже совсем в
другом состоянии. Они воспринимали себя и тех, с
кем пришлось взаимодействовать волею жребия, как
единую команду. Они сделали дело, были довольны и
рвались продемонстрировать свои успехи.
Группы по очереди получали слово. После
выступления каждой группы наступало время
вопросов, уточнений, с которыми мог выступить
любой участник другой группы, а также — ведущие.
Поначалу большую часть критических замечаний
делали ведущие, затем более активную позицию
заняли и участники.
Конечно, проекты были очень разными по качеству
исполнения. Нашей задачей являлось, с одной
стороны, поддержать людей, показать
положительные, творческие моменты их работы, а с
другой стороны, помочь всем участникам довести
проекты до уровня продуманных, логически
выстроенных планов. Не обошлось без мелких обид,
но в целом удалось сохранить рабочую,
конструктивную атмосферу. После обсуждения
появилось несколько планов проектной работы,
которые вполне годились для реализации.
ГЛАВНЫЙ И ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТЫ
Следующим этапом работы стало обсуждение.
Вопросы были такие: удалось ли прояснить для
себя, что такое проектная работа? Есть ли место
такой работе в вашей профессиональной
деятельности в школе? Появились ли идеи
относительно конкретных тем для проектов? Имеет
ли проектная работа педагогическую ценность и
какую?
Участники были практически единодушны. Они
говорили, что им удалось изнутри почувствовать
психологическую прелесть коллективной
проектной работы; она стала более понятной с
технологической точки зрения; такая работа имеет
глубокий педагогический, образовательный смысл.
Было высказано несколько интересных идей
относительно конкретных проектов.
И был еще один, можно сказать, побочный эффект
семинара, очень приятный сердцу психологов.
Участники говорили о том, что на собственном
опыте убедились, насколько важно прожить
какую-либо идею или проблему, для того чтобы
сделать ее личностно значимой.
Педагоги в течение года не раз вспоминали этот
семинар. Он действительно помог многим
посмотреть на процесс обучения с иной,
непривычной для многих педагогов точки зрения: с
точки зрения самих детей, выступающих по
отношению к своей учебе деятелями, а не
исполнителями.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук