КНИЖНЫЙ ШКАФ
ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ:
ШКОЛА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА
Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К.
Тихомирова
М.: Смысл, 1999
Книга знакомит читателя с исследованиями,
выполненными в рамках научной школы А.Н.
Леонтьева, которая опирается на так называемую
общепсихологическую теорию деятельности. Авторы
— сотрудники (нынешние или бывшие) созданной А.Н.
Леонтьевым кафедры общей психологии факультета
психологии МГУ.
Актуальность данного издания не вызывает
сомнений, так как до настоящего времени в
психологической литературе не нашло отражения
современное состояние теории деятельности А.Н.
Леонтьева. Выход такой книги — самое верное
доказательство жизненной силы учения.
Первые четыре раздела соответствуют основным
направлениям исследований, ведущихся учениками
и последователями А.Н. Леонтьева: развитие
общепсихологической концепции деятельности;
изучение сознания и познавательных процессов;
развитие личности; анализ влияния теории
деятельности на социальную практику.
Хочется обратить особое внимание читателей на
работы, посвященные проблеме личностного смысла
(исследования Б.С. Братуся, А.А. Леонтьева и Д.А.
Леонтьева), которые по своему содержанию
являются не только психологическими, но и
мировоззренческими. Немалый интерес
представляет научная разработка проблемы
поступка в рамках нового направления —
исторической психологии (автор Е.Е. Соколова).
В последнем разделе содержатся материалы из
личного архива А.Н. Леонтьева — «Автобиография»
и «Психологическое исследование деятельности и
интересов посетителей Парка культуры и отдыха
имени Горького» (соавтор — А.Н. Розенблюм),
которые имеют и историческую и научную ценность.
Заканчивается книга сведениями об авторах.
В последние годы появилось критическое
отношение к психологии советского периода в
целом и к теории А.Н. Леонтьева в частности.
Авторы предоставляют читателям возможность
самостоятельно разобраться в этом непростом
вопросе.
Эта книга может быть интересна читателям и с
практической стороны. В этом отношении
заслуживает внимания четвертый раздел,
представленный статьями А.Г. Асмолова и А.Н. Ждан.
В статье А.Н. Ждан «Психологическая теория
деятельности А.Н. Леонтьева и гуманизация
образования» показано, какие основные идеи
концепции А.Н. Леонтьева нашли отражение в
практике школьного обучения. При этом автор
поднимает такие важные вопросы, как соотношение
обучения и умственного развития ребенка, роль
собственной деятельности ребенка,
сознательность учения и т.д. Автор знакомит с
теорией поэтапного формирования умственных
действий и понятий П.Я. Гальперина, с теорией
развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.
Давыдова и В.В. Репкина.
В заключение необходимо отметить, что чтение
монографии — может быть даже не всей, а каких-то
ее отдельных статей — способствует осмыслению
общепсихологических понятий и в конечном счете
формирует профессиональное мировоззрение,
наличие которого значительно облегчает решение
конкретных практических задач.
Марина СТЕПАНОВА