ТЕТ-А-ТЕТ
ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В ЦЕЛЬ
В структуре деятельности есть один важный
элемент, которому нам хотелось посвятить
отдельную статью. Это — цель, осознанный образ
желаемого результата.
Понятно, что эффективность достижения
результатов зависит от правильности постановки
целей — так сказать, по определению. Поэтому мы
позволили себе выйти за рамки классического
понимания теории деятельности и обратились к
соседям НЛПистам, которые давно занимаются
проблемой эффективного целеполагания.
РЕДАКЦИЯ
Надо что-то менять... Каждое утро просыпаюсь и
задаю себе один и тот же вопрос: зачем я иду в
школу? За зарплатой? Смешно, хотя скорее грустно.
За общением? Пожалуй, да. Впрочем, для того чтобы
пообщаться, лучше с приятельницей пойти в кафе. А
то в школе все равно поговорить не удается: то
уроки, то факультатив, то дежурство, то
стенгазета, то педсовет, то родительское
собрание...
И говорить приходится только о школе, об
учениках. Даже дома в выходные. Ученики же о нас,
конечно, в воскресенье и не вспоминают. И
правильно делают.
И тетради, тетради, тетради... Они мне даже ночью
снятся. Открываю одну, а там написано: «Трова».
Беру красную ручку, исправляю «о» на «а». Ведь
говорила же — подбирайте проверочные слова.
Травка, травушка... Ничего не слушают! Открываю
вторую — опять «трова»! Третью, четвертую,
пятую... «Трова»! Зачеркиваю, исправляю,
зачеркиваю, исправляю... Рука двигается
автоматически. Вот наконец «трава»! Зачеркиваю,
исправляю «а» на «о». Опять «трова»! Зачеркиваю,
исправляю... Стоп! Так как же правильно? «О» или
«а»?
Так зачем же я иду в школу?
ДВЕ ПРОБЛЕМЫ
Юля вошла в мой кабинет, села на самый краешек
мягкого кресла и некоторое время рассматривала
ковер у себя под ногами. Я молчала и ждала.
Юля работает в школе пятый год, ведет уроки
русского языка и литературы. Она живо
откликается на все происходящее. Я знаю, что
завуч высоко оценивает ее уроки и несколько раз
просила выступить на педсовете с сообщением о
творческих находках. Пятиклассники не чаяли в
ней души, а после уроков в кабинете словесности
всегда остаются старшеклассники, чтобы обсудить
подготовку к очередному школьному празднику.
Наконец она отрывает взгляд от ковра и говорит:
— А почему вы не спрашиваете, зачем я к вам в
кабинет пришла?
— Я думаю, что если ты пришла, то у тебя есть
какая-то цель. Попробуй ее сформулировать.
Юля задумалась, а потом сказала:
— Пожалуй, у меня две цели. Одна из них касается
моего собственного внутреннего состояния.
Последнее время мне кажется, что в моей работе в
школе нет смысла. И мне хочется с этим что-то
сделать. А еще — я не могу понять, как мне сделать
так, чтобы мои ученики на уроке знали, зачем мы
все это делаем. То есть зачем разбираем правила,
пишем упражнения, обсуждаем художественные
произведения.
Было очевидно, что перед нами несколько
возможных путей движения. Можно заняться
изменением состояния, а можно добиться того же
результата, поработав над переформулированием
цели.
— Если я правильно тебя поняла, то тебе предстоит
решить сразу две задачи. Первая — понять, в чем
твоя личная цель работы в школе. И вторая — как
сделать работу твоих учеников на уроке более
мотивированной, так, чтобы они понимали, зачем вы
это делаете. Скажи, Юля, сейчас ты готова больше
работать с первой целью или со второй?
— Наверное, со второй. По-моему, она проще.
ВИЖУ ЦЕЛЬ!
— Тогда скажи, пожалуйста, с чего ты обычно
начинаешь урок?
Юля выпрямилась и поудобнее уселась в кресле.
— Конечно, с организационного момента. Нам еще в
институте говорили, что сначала нужно проверить,
как ученики готовы к уроку. На парте должны
лежать тетрадь, дневник, учебник, пенал. Если все
готовы, тогда можно садиться и начинать урок.
— Правильно ли я тебя поняла: ты считаешь, что
порядок на парте приводит в порядок мысли
ученика и настраивает его на урок? И достаточно
ли только этого или нужно еще что-нибудь? Я знаю,
что многие учителя, собираясь на урок,
формулируют свою цель. Может быть, стоит
попробовать научить ребят тоже формулировать
для себя цель урока?
Оказалось, что формулирование цели — занятие
весьма увлекательное. Мы договорились
встретиться на следующий день, после того как Юля
проведет со своими учениками небольшой
психологический эксперимент.
На следующий день Юля вошла ко мне в кабинет,
пряча улыбку.
— Представляете, у меня сегодня первый урок был в
пятом классе. Они так серьезно на меня
посмотрели, когда я попросила каждого из них
подумать и сказать, зачем, с какой целью он пришел
на урок.
Правда, я вчера сама об этом весь вечер думала.
Чего я хочу добиться на уроке? Во-первых, чтобы
нам — и мне, и им — интересно было. Потом, чтобы
они узнали что-то новое, разобрались в новой теме.
И еще, чтобы отметки хорошие получили, хотя это,
наверное, не так важно... Самое главное, чтобы они
думать научились.
Так вот, пятиклассники мне то же самое сказали!
Оказывается, все они хотят побольше узнать,
услышать мнение своих друзей и получить
«пятерку» или «четверку».
Цель-то у нас, оказывается, общая! Я им так и
сказала. И работали они сегодня замечательно. А в
конце урока я их спросила, добились ли они своей
цели. Так мы подвели итог урока. И глаза у них
другие были... По-моему, они начали понимать
изнутри, зачем мы все это делаем. Надо же, у нас
недавно педсовет был, на котором обсуждали, как
повысить мотивацию учеников. Жалко, что я тогда о
постановке цели не задумывалась!
БЕЗ ЧАСТИЦЫ «НЕ»
Я ответила Юле:
— Ты, конечно, знаешь, что в русском языке много
правил. (Юля улыбнулась и кивнула головой.)
Соблюдаешь правила — чаще всего пишешь грамотно.
Есть правила, которые надо соблюдать и при
постановке цели.
Во-первых, цель должна быть сформулирована в
позитиве. Понимаешь, что это значит? То есть нужно
говорить, чего ты ХОЧЕШЬ, а не чего ты НЕ ХОЧЕШЬ.
Многие психологи считают, что частица «не»
вообще не сразу воспринимается человеком.
Знаешь, почему так бессмысленны слова «Не
кричите, не шумите, не разговаривайте», когда
учитель наводит дисциплину в классе? Да потому,
что мозг получает команду, которую можно не
выполнить! Проще сказать: «Замолчите, посмотрите
на меня, откройте учебники». Попробуй
представить человека, непадающего с пятого
этажа. Это сложно. Гораздо проще представить
человека, стоящего на пятом этаже. Так и цель.
Скажешь: не хочу отвлекаться на уроке — получишь
один результат, скажешь: хочу сосредоточиться и
быть внимательным — другой.
ОЩУЩЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ
Потом мы вернулись к той проблеме, с которой Юля
пришла вчера. Оказалось, что ей довольно легко
позитивно сформулировать свою цель работы в
школе. Эта работа дает ей возможность
личностного роста.
Итак, цели работы в школе для молодой учительницы
— это личностный рост и удовольствие от общения
с учениками. Она отдает им свои знания и вместе с
ними учится думать.
Я попросила Юлю пояснить, что она понимает под
«личностным ростом». К счастью, девушка вполне
конкретно представляет себе это понятие. Для нее
личностный рост означает освоение творческих
методов преподавания, общение с
коллегами-единомышленниками и получение
интересных результатов при обучении своих
учеников в виде, например, ярких оригинальных
сочинений.
Все это звучит довольно общо, но молодая
учительница, очевидно, знает, о чем идет речь.
Затем я предложила ей описать, что она будет
видеть, слышать и чувствовать, когда достигнет
своей цели. Юля наклонила голову, как будто
слушала чей-то голос, а потом стала внимательно
рассматривать рисунок обоев под потолком. Снова
улыбнулась и посмотрела на меня:
— Я увидела глаза моих учеников. Они смотрят
внимательно, вдумчиво и понимающе. Я стою в
классе, и у меня есть ощущение движения внутри.
Пожалуй, это похоже на полет, вернее, на самое
начало перед взлетом. Как будто сейчас меня
подхватит порыв ветра, и я взлечу. И в это время я
слышу голос моего отца. Он говорит: «Юлечка, ты —
молодец, у тебя все получается, я горжусь тобой!»
Это очень приятно...
ВОЗМОЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТ
Затем я задала Юле вопрос, на который иногда
затрудняются ответить и более опытные учителя:
— Какие возможности, способности и ресурсы есть
у тебя, чтобы добиться своей цели?
Сначала Юля смутилась, но потом оказалось, что у
нее есть желание работать, методические знания,
полученные в институте, способность легко
находить контакт с учениками, глубокий интерес к
предмету.
— Знаешь, есть еще один волшебный вопрос, который
полезно время от времени задавать себе: «Если ты
добьешься своей цели, как изменится твоя жизнь?»
Юля мечтательно улыбнулась. Оказалось, что тогда
она будет чувствовать себя человеком, жизнь
которого имеет смысл. Затем мы обсудили, почему
Юля не может испытывать это чувство прямо сейчас
и чего ей для этого недостает.
Мы заранее договорились с Юлей, что результат
достижения цели должен зависеть только от нее
самой. Действительно, человеку, который хочет
чего-то добиться, следует быть готовым к тому,
чтобы взять на себя ответственность за это.
Подумав, Юля согласилась.
НЕТРУДНАЯ РАБОТА
Теперь предстояло решить, какие первые шаги
готова сделать Юля, чтобы приблизиться к
желаемому результату. Оказалось, что она
собирается поехать на конференцию, посвященную
новым методам преподавания литературы,
записаться на курсы, которые организует один из
московских институтов. И еще она попросила у меня
книги по психологии обучения.
— Все оказалось не так уж и сложно, — улыбаясь,
сказала Юля. — Мне кажется, я открыла для себя еще
одну тайну: чтобы научиться добиваться цели,
нужно сначала ее правильно сформулировать. И еще
мне кажется, что работа психолога не такая уж
трудная. Нужно просто задавать людям вопросы и
ждать на них ответа. А можно я запишу волшебные
вопросы и сама буду с ними работать?
Из моего кабинета Юля ушла, унося листок бумаги с
шестью «волшебными» вопросами.
1. Чего вы хотите? (А не «Чего вы не хотите?»)
2. Насколько достижение этого зависит от вас?
3. Как вы поймете, что достигли цели? (Что вы будете
видеть, слышать и чувствовать?)
4. Какие возможности и способности есть у вас для
достижения этой цели?
5. Как достижение цели изменит вашу жизнь?
6. Как вы собираетесь достичь своей цели? Ваш
первый шаг?
А на прощание я напомнила Юле старую восточную
мудрость: «Если хочешь накормить человека — дай
ему рыбу. Если хочешь, чтобы он прокормил себя
сам, — научи его ловить рыбу». О чем это? Наверное,
об учителе и учениках, об ответственности и о
работе психолога... И еще о постановке цели...
Марина ПАВЛОВА,
учитель русского языка
и литературы, психолог