КНИЖНЫЙ ШКАФ
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА.
ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
О.С. Никольская
М.: Центр лечебной педагогики, 2000
В предисловии автор сравнивает себя с
путешественником, который проплывает мимо
удивительных берегов и старается запечатлеть в
памяти открывающиеся перспективы.
Профессиональная жизнь автора сложилась таким
образом, что он имеет редкую возможность —
взглянуть на известные психологические явления
с особой точки зрения.
Автор — доктор психологических наук, заведующая
лабораторией Института коррекционной
педагогики РАО. Опыт работы с аутичными детьми
позволил О.С. Никольской создать оригинальный
подход к изучению аффективной сферы человека и
рассмотреть ее как систему, направленную на
решение адаптационных задач.
Предметом исследования явилась аффективная
сфера, представляющая собой одну из основных
систем организации сознания и поведения. При
этом аффективное анализируется как целостный
класс явлений, охватывающий и примитивные
влечения, и сложные формы эмоциональной жизни.
Аффективная сфера — это многоуровневая система
организации поведения и сознания, которая
обеспечивает решение внешних и внутренних задач,
а именно непосредственного взаимодействия
человека с жизненными обстоятельствами и
поддержания необходимого для этого уровня
активности.
Практическая работа с детьми, страдающими ранним
детским аутизмом, позволила автору выделить
четыре группы таких детей. Это дало возможность
О.С. Никольской реконструировать уровни
аффективной сферы в норме. Изучение трудностей
развития детей с аутизмом помогло автору
осознать возможности благополучной психики и
понять психическое не как набор отдельных
жизненно важных функций, а как живую,
самоорганизующуюся систему.
Несомненный интерес представляет сделанная в
книге попытка проследить влияние
психологического знания на формирование
индивидуального сознания в разные исторические
эпохи.
Таким образом, содержание данной книги — это
фундаментальное теоретическое исследование,
которое, однако, имеет и практическую ценность.
Принципиально важной является идея автора о
направленности психологической помощи не только
на разрешение отдельной проблемы, но и на
коррекцию эмоционально-волевого развития
ребенка в целом. Автор убедительно пишет о
необходимости сочетания «скорой помощи» с
дальнейшей длительной кропотливой работой.
Из всего сказанного видно, что книгу отличает
высокий профессионализм, и потому она может быть
рекомендована, прежде всего, профессиональным
психологам.
Однако знакомство с данным изданием будет
полезно и начинающим практическим психологам,
так как в нем приводятся сведения о становлении
аффективной системы в онтогенезе. Кроме того,
чтение книги способствует осознанию
необходимости серьезной подготовки к
коррекционной работе с детьми, страдающими
нарушениями общения.
Книга написана с большой любовью к детям и верой
в свое дело; она — часть не только профессии
автора, но и всей его жизни.
Марина СТЕПАНОВА