Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДЕТСКОГО АУТИЗМААФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

 

 

О.С. Никольская
М.: Центр лечебной педагогики, 2000

 

В предисловии автор сравнивает себя с путешественником, который проплывает мимо удивительных берегов и старается запечатлеть в памяти открывающиеся перспективы. Профессиональная жизнь автора сложилась таким образом, что он имеет редкую возможность — взглянуть на известные психологические явления с особой точки зрения.
Автор — доктор психологических наук, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО. Опыт работы с аутичными детьми позволил О.С. Никольской создать оригинальный подход к изучению аффективной сферы человека и рассмотреть ее как систему, направленную на решение адаптационных задач.
Предметом исследования явилась аффективная сфера, представляющая собой одну из основных систем организации сознания и поведения. При этом аффективное анализируется как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни.
Аффективная сфера — это многоуровневая система организации поведения и сознания, которая обеспечивает решение внешних и внутренних задач, а именно непосредственного взаимодействия человека с жизненными обстоятельствами и поддержания необходимого для этого уровня активности.
Практическая работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, позволила автору выделить четыре группы таких детей. Это дало возможность О.С. Никольской реконструировать уровни аффективной сферы в норме. Изучение трудностей развития детей с аутизмом помогло автору осознать возможности благополучной психики и понять психическое не как набор отдельных жизненно важных функций, а как живую, самоорганизующуюся систему.
Несомненный интерес представляет сделанная в книге попытка проследить влияние психологического знания на формирование индивидуального сознания в разные исторические эпохи.
Таким образом, содержание данной книги — это фундаментальное теоретическое исследование, которое, однако, имеет и практическую ценность. Принципиально важной является идея автора о направленности психологической помощи не только на разрешение отдельной проблемы, но и на коррекцию эмоционально-волевого развития ребенка в целом. Автор убедительно пишет о необходимости сочетания «скорой помощи» с дальнейшей длительной кропотливой работой.
Из всего сказанного видно, что книгу отличает высокий профессионализм, и потому она может быть рекомендована, прежде всего, профессиональным психологам.
Однако знакомство с данным изданием будет полезно и начинающим практическим психологам, так как в нем приводятся сведения о становлении аффективной системы в онтогенезе. Кроме того, чтение книги способствует осознанию необходимости серьезной подготовки к коррекционной работе с детьми, страдающими нарушениями общения.
Книга написана с большой любовью к детям и верой в свое дело; она — часть не только профессии автора, но и всей его жизни.

Марина СТЕПАНОВА

TopList