Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2001

РЕПОРТАЖ

ЛОЗУНГ НА ТРАНСПОРАНТЕ

Начну с резюме: конференция в Санкт-Петербурге, несомненно, состоялась. По крайней мере, лично для меня. Чувств и новых мыслей — множество. Но чувства, скажу честно, противоречивые и сложные. Попробую поделиться наиболее важными из них.

ДИАЛОГА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Прежде всего, меня не покидает странное ощущение неловкости. Будто я с кем-то поступила не очень хорошо. Происхождение этого чувства связано вот с чем: я на конференции основательно «подпиталась» новыми идеями, «озарилась» парочкой-другой инсайтов, чем, естественно, весьма довольна.
А вот уважаемые питерские коллеги ничего не узнали ни об этих моих новых мыслях, ни вообще о том, что я знаю, думаю и делаю по поводу психологического сопровождения. И произошло это не потому, что я жадная. Просто мне не предоставили такой возможности.
Конференция была построена в стиле презентации. Нам показывали, щедро делились тем, что есть... Но нас не слышали. Мы были гостями на парадном обеде, а не собеседниками и коллегами. Вопросы часто воспринимались как подвох и провокация; размышления и несогласие — как критика; удивление — как ирония или насмешка. Диалога не получилось, потеряли из-за этого все, но наибольшие потери понесли, с моей точки зрения, именно хозяева конференции.

ПЕРЕСТРОЙКА, УСКОРЕНИЕ, СОПРОВОЖДЕНИЕ...

Многим читателям памятны «горбачевские» годы, прошедшие под знаком тотального ускорения в сочетании с коренной перестройкой. В дни конференции мне невольно вспомнилось это время.
Казалось бы, кого, как не меня, должна радовать ситуация, когда с высокой трибуны каждые несколько минут звучит близкое сердцу слово «сопровождение»! Действительно, в первый день наблюдалась некоторая эйфория. Я блаженно улыбалась, слыша его от людей значимых и уважаемых, но продолжалось это недолго. Есть такое физиологическое явление, по-простому — оскомина. Образ Советского Союза горбачевской эпохи с каждым докладом вставал перед глазами все явственнее. Все силы для развития сопровождения! Движение сопровождения ширится и углубляется! Сопровождение — для всех! Сопровождение — это то, что вам нужно. Идите к нам — и мы сопроводим вас: комплексно и технологично... Когда дело дошло до сопровождения студентов и логопедического сопровождения, мне стало совсем грустно.
Сопровождение — идея мощная по своему потенциалу и пока очень хрупкая, слабо очерченная по контуру в своем практическом воплощении. Ее пока очень просто разбить, сущностно перевоплотить. Ниточка, тянущаяся от ценностной идеи к технологиям и организационно-управленческим структурам, еще невероятно тонка. И вдруг — такой силы напор! Такой натиск! На конференции сопровождение почти потеряло свое содержание, превратилось в лозунг на транспаранте. Было такое понятие в советские времена: лозунговое хозяйство.
Посещение ППМС-центров несколько успокоило. Да, есть содержание. Есть свое видение того, что такое сопровождение, есть попытки внедрения технологий, работающих именно на данную идею. Есть люди, пропитавшиеся замечательным гуманистическим пафосом сопровождения. Но все это мы увидели на местах, в глазах конкретных людей, а в зале, с трибуны в основном звучали призывы и лозунги.

ЛУКАВАЯ ПОДМЕНА

Сопровождение — термин, довольно широко распространившийся по стране. Можно сколько угодно спорить о его происхождении и о том, кто ввел его первым (я давно отказалась от участия в этих бессмысленных дебатах), но факт совершенно бесспорен: сегодня идея сопровождения имеет не одно и не два, а несколько конкретных воплощений. Идеологически, ценностно они близки, а на уровне содержания и тем более технологий они отличаются друг от друга.
На конференции же имела место быть лукавая подмена (возможно, со стороны организаторов проводимая неосознанно): сопровождение как таковое, как подход к психолого-педагогической работе в образовании, было приравнено к модели, внедряемой в Санкт-Петербурге. А так как в этом городе в настоящее время внедряется адаптируемая (на ходу) бельгийская модель ПМС-центров, то всероссийская конференция по сопровождению и была посвящена обсуждению процесса внедрения этой модели.
К сожалению, этот факт если и подразумевался, то умалчивался, в этом-то и состоит лукавство. Говорим о сопровождении — подразумеваем конкретную (да еще и заимствованную) модель. Но говорим-то о сопровождении! У меня, если честно, периодически возникало тяжелое чувство внутренней раздвоенности. Приходилось время от времени напоминать себе: «Марина, это говорят не про твое сопровождение, а про их, санкт-петербургское, в твоем сопровождении все по-другому».
Конечно, я представляла себе все по-другому. Я понимала, что большая часть конференции, естественно, будет посвящена изучению опыта работы Санкт-Петербурга. Это нормально. Но я ожидала, что будет возможность соотнести подходы, увидеть их сходство, проанализировать имеющиеся разногласия, для того чтобы прийти к какому-то согласию. Этого не произошло, и в результате я лично стою перед определенным выбором.
В итоговом документе сказано, что «сопровождение детей становится неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России», что «забота о развитии системы сопровождения должна стать одной из приоритетных задач»
и т.д. А я так и не знаю, о каком сопровождении идет речь, что под этим подразумевается. Если это модель, увиденная мной в городе на Неве и в фильмах о ПМС-центрах во Фландрии, то она мне не близка, я не хочу заботиться о ее повсеместном внедрении. Если не она, то что именно? Какое сопровождение мы будем внедрять в образовательное пространство России?

ОТ ИДЕОЛОГИИ К ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

Еще раз обращу внимание читателей на многообразие тех ликов, под которыми сопровождение «разгуливало» по конференции. А ведь практически за каждым из определений — своя система работы. Получается, что каждый конкретный исполнитель в процессе реализации комплексного подхода вносит в него свои цели и задачи.
Но это в определениях, звучавших с трибуны. Что же на практике? А то же самое. Как минимум — разрыв между декларируемыми ценностями сопровождения и технологиями, которые предлагаются для их реализации. Похоже, что внедрение системы сопровождения как управленческой модели опередило ее содержательную разработку. В результате не совсем понятно, что же есть на самом деле: совокупность ППМС-центров или система психолого-педагогического, медико-социального сопровождения, прописанная от уровня ценностей и целей до уровня организационной модели. Вернее так: первое есть точно, а есть ли второе?
На мой взгляд, это очень важное обстоятельство. Если мы хотим создать действенную систему сопровождения, внутренне целостную и непротиворечивую, то начинать надо не с управленческой модели и конкретных технологий работы. А начинать надо с определения:

— ценностей сопровождения;
— целей и задач сопровождения;
— содержания сопровождающей работы;
— технологий сопровождения;
— организационной и управленческой модели.

В этом случае есть шанс создать систему работы, в которой не будет разрыва между тем, что заявляется на уровне идеи, и тем, какими диагностическими и развивающими программами пользуются сотрудники центра на практике.

ДАВАЙТЕ, НАКОНЕЦ, ПОГОВОРИМ!

Похоже, что рановато еще устраивать презентации. Самое время разговаривать, обсуждать и находить общий язык. Если мы не хотим, чтобы замечательная идея, которая дорога многим из нас в своих ценностно-смысловых основаниях, была выхолощена и похоронена. Нужны рабочие семинары, деловые конференции для обсуждения наших проблем и находок, сопоставления наших взглядов.
Прежде чем крупно и размашисто писать на наших профессиональных стягах слово «сопровождение», давайте разберемся, что это такое, зачем оно нам и детям и как оно выглядит в реальности, в нашей ежедневной практике.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

TopList