ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
О, ДРУЗЬЯ МОИ, ВЗГЛЯНИТЕ,
ИХ НЕМНОГ СРЕДИ НАС!
То, что подростки хотят знать о себе больше, —
прописная истина. Но очень часто это знание им
ничего, кроме огорчений, не приносит.
Дима учился в восьмом классе и о себе знал уже
много. Он хорошо понимал, что слишком часто
сторонится одноклассников, что гораздо лучше ему
думается и размышляется одному, что часто
приходится тревожиться в ситуациях, где его
одноклассники лишь отшучиваются или грубят. Он
так не мог, и это тоже его тревожило.
В программе «Мой мир и я в мире людей», которую я
веду для восьмиклассников, есть и занятия,
посвященные темпераменту. Мне всегда хочется
показать, что каждый человек независимо от
ведущего типа темперамента индивидуален,
неповторим и имеет право на бережное к нему
отношение.
Для этого я использую следующий прием: после того
как получены знания о типах темперамента и
определен ведущий тип каждого учащегося, ребята,
работая в группах, должны написать и рассказать о
самых лучших, отличительных свойствах
сангвиника, холерика, меланхолика и флегматика.
Сочинять же этот рассказ нужно с позиций своего
темперамента: сангвинику от холерика, холерику
от флегматика и т. д. Задание это на самом деле
очень трудное, но интерес, и даже азарт, вызывает
у ребят всегда.
В классе Дима был одним из тех, кого обычно
называют «серой мышкой». Несколько отгорожен,
аккуратен, сосредоточен на себе, избегает
близких отношений с одноклассниками, в глазах —
недетская озабоченность и отрешенность. Учился
он хорошо, хотя желания показать свои знания и
умения никогда не испытывал; отвечал только
тогда, когда спросят. Даже если весь класс бурно
обсуждал какую-то задачу и не мог найти ответа,
Дима руки не поднимал (при том, что решение им
было уже найдено) и весь его вид как бы говорил о
том, что он не претендует на то, чтобы его
выслушали.
Ребята относились к нему равнодушно и отсутствие
его в школе иногда не замечали, а Дима считал, что
так это и должно быть. Хотя переживания
собственной непохожести на других иногда
одолевали его, но что с этим делать, он не знал и
как-то постепенно смирялся со своей такой
«необщительной» жизнью.
На том уроке задание Диме пришлось выполнять
одному, потому что в классе из меланхоликов
оказался он один, остальные входили в группы.
Одного урока на выполнение задания не хватило, и
оно стало домашним. Забегая вперед, скажу, что для
его выполнения некоторые группы, например
сангвиники, собирались друг у друга дома и
сочиняли, сочиняли, сочиняли. Иногда они не
получали результата, но испытывали огромное
удовольствие от процесса. Вспоминали истории, в
которых эти самые лучшие качества проявлялись,
находили их в родителях, родственниках, в ком-то
еще.
На следующем уроке все стали читать свои
произведения. Конечно, стихи хромали по многим
параметрам (рифма, размер, смысл, содержание), но
при чтении и прослушивании учащиеся сами
находили ошибки, анализировали их и исправляли.
Для Димы две группы не написали ничего, ссылаясь
на трудности, а одна группа принесла два
совершенно безликих четверостишия, которые и
прочитаны были без интереса, и никакого
обсуждения не вызвали.
Диму я снова спросила сама: видела, что готов, но
руки не поднимает. Как бы стесняясь самого себя и
написанного, он отдал стихи мне. Я читала (см.
внизу), а класс слушал, а потом удивлялся,
восхищался, восторгался, щедро награждая автора
эпитетами и репликами.
А он смущался, отворачивался, отмахивался, но был
очень доволен. Его стихи оказались лучшими в
классе.
После этого урока «серой мышки» не стало. Дима
занял свое место в классе. Ребята на следующих
занятиях наперебой приглашали его в свои группы.
Иногда я видела, что это делалось из желания
использовать его ум и способности, чтобы группа
выделилась результатами. Но чаще от понимания
того, что Дима может быть содержательным и
интересным в общении. Его умение все выслушать,
рассудительно и с юмором ответить было оценено
одноклассниками по достоинству. Но самое главное
— по достоинству оценил себя сам Дима. Он вдруг
понял, что его качества, которые раньше мешали,
теперь помогают ему. Его умение сосредоточиться,
работать вдумчиво, глубоко, а не поверхностно
давало положительный результат и очень
нравилось одноклассникам.
История с Димой нашла сильный эмоциональный
отклик у ребят, пробудила желание узнать его
лучше. Они теперь часто просили его написать
что-то для тематического вечера или стенгазеты,
приглашали участвовать в групповых дискуссиях
или конкурсах, а он охотно откликался, чувствуя
себя нужным и полезным.
А через две недели ребята принесли две «оды»
меланхолику Диме.
ОДЫ МЕЛАНХОЛИКУ
О, друзья мои, взгляните!
Их немного среди нас.
Сами для себя решите,
В чем отличье их от вас.
Очень вдумчив и тревожен,
Неспокоен этот тип.
О, какой он осторожный,
Замечает каждый скрип!
Даже долго не общаясь,
Не теряет свое «Я».
О, друзья мои, я каюсь —
Душит зависть здесь меня!
Сдержанный, пессимистичный,
Неподатливый такой.
Может, в чем-то и трагичный,
Только дорог нам любой!
* * *
Ты, как скала, высок и стоек.
Ты чаще в обществе молчишь,
Но в спорах доводы чужие
В один момент ты отразишь.
Умен, талантлив, остроумен —
Вот твой портрет, но не забудь,
Что от трудов твоих тяжелых
Немножко надо отдохнуть.
Ты аккуратен и воспитан,
Коль нужно, дельный дашь совет.
Ты много знаешь и начитан,
Других таких на свете нет!
Потом были еще уроки и еще стихи о стилях речи, о
личности и о любви.
Конечно, Дима не стал сангвиником: природу в этом
смысле переделать трудно, да и не нужно. Но
мальчик понял и принял себя, увидел свои
позитивные черты, был принят и положительно
оценен значимыми для себя людьми — согласитесь,
это хорошая стартовая площадка для дальнейшего
развития личности.
Лариса СУДЕЙСКАЯ,
педагог-психолог НОУ «Марина»,
г. Москва
ОТ МЕЛАНХОЛИКА
ФЛЕГМАТИКАМ
Здравствуй, друг ты мой флегматик!
Что невесел ты опять?
Ведь сегодня математик
Только две, никак не пять.
Вдумчив, тих, всегда спокоен,
Ты вступаешь в жизнь свою.
Мне б хотя бы ненадолго
Всю уверенность твою.
Пацифизм, миролюбивость
Разделяю даже я,
Но тревожность, суетливость
Давят вечно на меня.
Ты ж направленно и ровно
Размеряешь жизни путь.
Цель близка, ты к ней пробьешься,
Потерпи еще чуть-чуть. |
САНГВИНИКАМ
Разговорчивым, открытым
Быть сангвиникам дано.
Принимать легко, без страха
Жизни горькое вино.
А когда беда настигнет,
Друг надежный рядом встанет.
Просветлеет все вокруг.
И беда уже забыта,
И душа всегда открыта,
Только был бы рядом друг.
Пусть всегда инициатива
Вас ведет по жизни этой.
С вами нам теплей, счастливей,
С вами очень много света! |
ХОЛЕРИКАМ
Встретишь много оптимистов
Ты на жизненном пути,
Но активней и игривей,
Чем холерик, не найти.
Пусть обида, неспокойность
С ними рядом навсегда.
Пусть сменяет настроенье
Часто радость и беда.
Все же ваша энергичность
Путь укажет в жизни вам,
Не рассадит по углам,
А заставит жить в движеньи,
Никогда не подведет,
Пусть с умом, хотя в смятеньи,
Вас по жизни поведет. |