КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача
М.: Институт практической психологии; Воронеж:
МОДЭК, 1998
«Прикладная социальная психология» —
словосочетание не новое. Оно было всегда, в том
числе в те времена, когда безраздельно
господствовала Ее величество настоящая
академическая психология. Особое значение своей
работы авторский коллектив (не маленький и
украшенный фамилиями известными, уважаемыми)
видит, во-первых, в том, что здесь прикладная
социальная психология предстает в двух своих
ипостасях: как теория и учебный предмет и как
область практической деятельности психолога. А
во-вторых, в том, что область практики
представлена обширно и разносторонне:
диагностикой, психотехнологиями,
консультированием.
Жанр учебного пособия диктует книге ритм и общую
структуру изложения. Начинается она, как и
положено, с методологии, зарубежной и
отечественной истории. Далее следует
значительный по объему кусок, посвященный
социально-психологической диагностике всего,
что с большой и малой натяжкой может быть
отнесено к социально-психологическим явлениям. А
так как просвещенному читателю ясно, что при
желании все видимое и невидимое вокруг нас может
быть отнесено к таковым, то и спектр рассмотрения
здесь чрезвычайно широк: личностные образования,
мотивация, образ «Я», статус и роль, социальные
чувства, общение, семья, организации и группы,
отношения и массовые явления.
Последующие разделы книги отданы
социально-психологическому воздействию и
социально-психологическому консультированию. На
общем фоне заметно выделяется пятый раздел,
посвященный особому виду консультирования —
психолого-акмеологическому (авторы — Г.
Марасанов и А. Деркач). Сама тема нова и пока слабо
представлена в литературе; основания и суть
работы описаны ясно, доходчиво, последовательно.
В предисловии авторы уподобляют грамотного
практического психолога рыбаку, который ловит
определенной сетью определенную рыбу. Увы, при
чтении книги я частенько ощущала себя рыбачкой,
пытающейся удить в воде, скажем так,
непрозрачной.
Кроме того, авторы позволяют себе много
«сильных» утверждений, которые просто шокируют.
Так, по поводу экзистенциализма сказано
буквально следующее: «Согласно концепции
экзистенциализма, никто и ничто не в состоянии
повлиять на жизненный путь человека...». Ничего
себе трактовка!
В другом месте можно прочитать о том, что «исходя
из концепции Узнадзе, можно определить эффект
тренинга как изменение установок участников
группы относительно неэффективного поведения».
Помилуйте! У Д. Узнадзе была общепсихологическая
теория установки, но даже его ученики, работающие
с понятием социальной установки, ничего и
никогда не говорили по поводу приложения этого
понятия к ситуации тренинга. Там совершенно иной
уровень анализа явлений!
На странице 218 читатель может узнать о том, что
«практические социальные психологи должны
стремиться создавать условия, при которых
денежное вознаграждение становится реально
мотивирующим фактором». Вот так. Выловили рыбку.
В целом, школьные психологи, не сумевшие
приобрести в личную библиотеку данное пособие,
могут особенно не беспокоиться.
Марина БИТЯНОВА