Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача
М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998

 

 

«Прикладная социальная психология» — словосочетание не новое. Оно было всегда, в том числе в те времена, когда безраздельно господствовала Ее величество настоящая академическая психология. Особое значение своей работы авторский коллектив (не маленький и украшенный фамилиями известными, уважаемыми) видит, во-первых, в том, что здесь прикладная социальная психология предстает в двух своих ипостасях: как теория и учебный предмет и как область практической деятельности психолога. А во-вторых, в том, что область практики представлена обширно и разносторонне: диагностикой, психотехнологиями, консультированием.
Жанр учебного пособия диктует книге ритм и общую структуру изложения. Начинается она, как и положено, с методологии, зарубежной и отечественной истории. Далее следует значительный по объему кусок, посвященный социально-психологической диагностике всего, что с большой и малой натяжкой может быть отнесено к социально-психологическим явлениям. А так как просвещенному читателю ясно, что при желании все видимое и невидимое вокруг нас может быть отнесено к таковым, то и спектр рассмотрения здесь чрезвычайно широк: личностные образования, мотивация, образ «Я», статус и роль, социальные чувства, общение, семья, организации и группы, отношения и массовые явления.
Последующие разделы книги отданы социально-психологическому воздействию и социально-психологическому консультированию. На общем фоне заметно выделяется пятый раздел, посвященный особому виду консультирования — психолого-акмеологическому (авторы — Г. Марасанов и А. Деркач). Сама тема нова и пока слабо представлена в литературе; основания и суть работы описаны ясно, доходчиво, последовательно.
В предисловии авторы уподобляют грамотного практического психолога рыбаку, который ловит определенной сетью определенную рыбу. Увы, при чтении книги я частенько ощущала себя рыбачкой, пытающейся удить в воде, скажем так, непрозрачной.
Кроме того, авторы позволяют себе много «сильных» утверждений, которые просто шокируют. Так, по поводу экзистенциализма сказано буквально следующее: «Согласно концепции экзистенциализма, никто и ничто не в состоянии повлиять на жизненный путь человека...». Ничего себе трактовка!
В другом месте можно прочитать о том, что «исходя из концепции Узнадзе, можно определить эффект тренинга как изменение установок участников группы относительно неэффективного поведения». Помилуйте! У Д. Узнадзе была общепсихологическая теория установки, но даже его ученики, работающие с понятием социальной установки, ничего и никогда не говорили по поводу приложения этого понятия к ситуации тренинга. Там совершенно иной уровень анализа явлений!
На странице 218 читатель может узнать о том, что «практические социальные психологи должны стремиться создавать условия, при которых денежное вознаграждение становится реально мотивирующим фактором». Вот так. Выловили рыбку.
В целом, школьные психологи, не сумевшие приобрести в личную библиотеку данное пособие, могут особенно не беспокоиться.

Марина БИТЯНОВА

TopList