МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
Игротерапевтический практикум
Ах, как хотелось бы каждому из нас
быть всегда здравомыслящим, дальновидным,
беспристрастным, владеющим полной информацией, в
меру эмоциональным и позитивно мыслящим! Но
только единицы могут похвастаться тем, что
владеют таким бесценным даром. Возможно ли
обрести этот, воистину волшебный дар нам, простым
смертным?
Эдвард де Боно, один из известнейших
исследователей механизмов творчества,
разработал метод, помогающий в обучении детей и
взрослых эффективному мышлению. «Шесть шляп
мышления» — назвал он свой труд. Шесть шляп — это
шесть различных способов мышления.
Для того чтобы научиться думать различными
способами, давать качественную разностороннюю
оценку ситуациям, выходить победителем из
интеллектуальных и жизненных испытаний,
выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно
призывал людей иногда менять шляпы. Следуя
процедуре сказочной игротерапии, познакомимся с
этим методом и ситуацией, где он эффективно
работает.
Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
Татьяна ГРАБЕНКО
Институт сказкотерапии,
г. Санкт-Петербург
ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех
земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но
он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу,
поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем
головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики.
Просветленными и одухотворенными, решительными
и твердыми духом выходили из мастерской старого
Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли
говорить о том, как славился мастер, как
благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в
которых таился великий секрет великого мастера.
Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир
старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям
мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть
разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную,
зеленую, желтую и синюю.
«Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над
которым в последнее время так самозабвенно
трудился отец, — решили сыновья Шляпника. —
Значит, скоро должен появиться и заказчик,
который щедро расплатится с нами за отцовскую
работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем
отправиться с ними по свету».
Но сколько ни ждали сыновья прихода
таинственного заказчика, так и не дождались.
Делать нечего, надобно делить отцовское
наследство.
«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил
первый сын. — Она так изящна, восхитительна и
прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и
приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем
«непростом» происхождении. А то велика ли честь
— быть сыном простого шляпника!»
«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. —
И она не менее изящна, чем белая, она имеет
богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в
ней я буду строг, представителен и изыскан
одновременно».
«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил
третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и
богатства, а это мне так необходимо! Быть может,
владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым,
кто знает?»
«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул
четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из
толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы
мною любовались и восхищались женщины. А в этой
шляпе я буду неотразим!»
«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и
летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее
возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над
зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая
шляпа поможет осуществиться моей мечте», —
мечтательно произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад
этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца,
бескрайних морских и небесных просторов. Постичь
их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит
ли на все задуманное сил, решительности и
времени?» — размышлял шестой из сыновей
Шляпника.
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные
стороны.
Как же сложились их судьбы, достигли ли они того,
о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?
Владелец белой шляпы стал довольно важным чином.
Он снискал уважение людей своей
беспристрастностью. Факты, цифры и хроника
событий были для него важнее всего на свете. Но
каким-то холодом веяло от этого человека,
казалось, что эмоции и чувства он утратил
навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек
отныне ходил по земле.
Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал
видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и
критике, на солнце искал пятна, в человеке — его
тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как
часто эта черта спасала его от поражения и краха
в делах и начинаниях, но именно она лишила его
радости. Радости от солнечного утра и пения птиц,
от встреч с людьми и природой, и самое главное, от
собственных мыслей и поступков. И это, конечно же,
отразилось на его характере. Вечно угрюмым и
недовольным стал хозяин черной шляпы.
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти
эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх
и гнев, удовольствие и разочарование владели его
душой. «Какой непосредственный, искренний и
живой человек!» — восторгались люди при встрече
с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью
чувств», — говорили о нем другие. Как человек
чувствующий, он страдал и радовался, любил и
ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не
мог распознать свои эмоции и чувства,
разобраться в их причинах и источниках, не знал,
как их проявлять, и тем более не мог ими
управлять. Самое удивительное, что не только
окружающий мир оставался для него загадкой,
часто он не мог понять и себя самого. Такой
загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и
друзей, но они через некоторое время
разочаровывались в нем, поскольку не находили в
этом человеке постоянства и преданности.
Человек в желтой шляпе радовался солнцу,
наступающему дню, открыто шел навстречу
приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не
останавливало, ведь впереди только свет, добро и
теплота человеческих рук. Эта святая вера и
наивность не раз подводили его, но ничто не могло
повергнуть в уныние этого оптимиста. В
обыкновенном камне он видел драгоценные
кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в
обыденности — чудеса. «Мечтатель, романтик, не от
мира сего, глупец, бессребреник», — говорили о
нем одни. «Богатейшей души человек, — говорили
другие. — Кто же он — богач или бедняк — решать
не нам».
А обладатель зеленой шляпы оказался в
удивительном мире творчества. Все, что он видел,
слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и
музыку, картины и скульптуры, романы, повести,
рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его
талантом восторгались люди, находили в его
трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он,
живя в мире своих творений, оказывался
беззащитным перед лицом суровой
действительности, неприспособленным к жизни в
реальном мире.
Владелец синей шляпы стал вечным странником и
мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами,
ориентируясь на одному ему понятные знаки и
символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не
замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он
выбирал лишь то, что важно в данный момент для
достижения поставленной цели. Именно эти
качества позволили ему опуститься на морское дно
и подняться в небесные выси. «Счастливый человек
— достиг того, чего хотел», — говорили одни. «А
сможет ли он поделиться своими открытиями,
находками, мыслями и чувствами с другими, дабы
заразить их жаждой открытий, свершений и побед?»
— спрашивали другие. Но нет пока у меня ответа на
этот вопрос.
Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника
вновь встретились под крышей отцовской
мастерской. Долгие зимние вечера провели они за
удивительными рассказами о своих странствиях,
встречах, разлуках и жизненных уроках.
Поражались братья тем изменениям, которые
произошли в каждом из них. И только теперь начали
они понимать, какое сказочное богатство оставил
им в наследство великий мастер. И захотелось
каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы
стать беспристрастным и критически мыслящим,
умеющим видеть позитивные стороны и не бояться
чувствовать, научиться творить и неотступно
следовать к намеченной цели.
ПОЛЕЗНАЯ ПРИМЕРКА
Психолог или воспитатель могут
использовать эту притчу для анализа острой
конфликтной ситуации. Если попросить подростка
последовательно примерить все шляпы, можно
рассмотреть ситуацию с разных сторон.
Безусловно, игра со шляпами подходит не только
для конфликтных и других острых ситуаций. Она
хороша для групповых дискуссий, в случае, когда
нужно найти общее в разных точках зрения. В
группе можно разделиться на шесть подгрупп и
распределить шляпы. После небольшого обсуждения
докладчик «от каждой шляпы» представляет точку
зрения своей подгруппы. Так у детей формируется
способность объективно оценивать явления
окружающего мира, моделировать разнообразные
ситуации и составлять прогноз их развития.
В белой шляпе
Взрослый просит подростка надеть
белую шляпу и изложить только факты,
последовательность событий в конфликтной
ситуации. Причем воспитанника нужно остановить,
если он начнет давать оценку событиям и
описывать свои чувства: «Сейчас на тебе белая
шляпа, о чувствах можно будет говорить, когда ты
наденешь красную!»
Информацию, полученную с помощью белой шляпы,
полезно записать или представить в виде
следующей схемы событий.
Когда воспитанник подтвердит, что с
его слов последовательность событий записана
верно, можно «снимать» белую шляпу и надевать
черную.
В черной шляпе
«Теперь на тебе — черная шляпа.
Пожалуйста, расскажи, что для тебя самое плохое в
этой ситуации, самое неприятное. Попробуй
посмотреть в будущее и сказать, какие
отрицательные последствия могут тебя ожидать.
Что самое страшное может произойти?»
Примерно такие вопросы можно задавать
воспитаннику, пока на нем черная шляпа.
Внимательно слушая ребенка, взрослый составляет
список негативных последствий, после чего
резюмирует: «Итак, благодаря черной шляпе мы
узнали, что самое неприятное для тебя в такой
ситуации — это... Кроме того, из-за того что все
это произошло, теперь может случиться то-то... Это
очень важная информация. Будем ее иметь в виду.
Теперь можно снять черную шляпу и надеть
красную».
В красной шляпе
Взрослый продолжает разговор: «В
красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты
чувствовал, когда все происходило?»
Важно отметить, что немногие ребята сразу могут
сформулировать свои чувства. Им необходима
помощь взрослого. В этом случае нам поможет
схема, полученная с помощью белой шляпы.
Ребенок внимательно рассматривает схему
событий, а взрослый расспрашивает его о тех
чувствах, которые он испытывал в микрособытиях, а
затем в ситуации в целом.
При этом, если воспитаннику не хватает
словарного запаса для описания своих чувств,
необходимо ему помочь в формулировках, а также
нужно называть обсуждаемые чувства
общепринятыми терминами. Например: «То, о чем ты
рассказываешь, похоже на чувство интереса (или
обиду, страх, стыд, удовольствие...). Обычно люди,
когда чувствуют интерес, делают то-то и то-то,
стремятся к тому-то». Таким образом, красная
шляпа позволит не только проговорить чувства, но
и расширить понимание ребенком эмоций и чувств.
Работа с красной шляпой завершается после ответа
ребенка на вопрос взрослого: «Когда все это
закончилось, что ты испытал?»
В желтой шляпе
Взрослый обращается к ребенку: «Ты
рассказал о том, что произошло с помощью белой
шляпы. Ты вспомнил о самых неприятных вещах и
предсказал негативные последствия с помощью
черной шляпы. Красная шляпа помогла тебе
осознать свои чувства. Но у любого события всегда
есть положительные стороны. Теперь на тебе
желтая шляпа, она поможет посмотреть на эту
ситуацию с положительной стороны. Итак, что
хорошего в том, что произошло?»
Когда ребенок находится в ситуации конфликта,
ему очень сложно надеть желтую шляпу. Но правила
игры есть правила игры. Здесь задача взрослого —
помочь ребенку найти положительные стороны в
создавшейся ситуации.
Заканчивается работа с желтой шляпой резюме
взрослого: «Оказывается, не бывает ситуаций
только плохих или только хороших. Даже когда все
вокруг темно, нужно вспомнить о желтой шляпе и
быстро ее надеть. И тогда ты увидишь, что в любой
ситуации есть что-то хорошее. Умение видеть это —
очень важное качество. Это не значит, что мы
надеваем так называемые розовые очки. Мы
надеваем желтую шляпу и учим свой ум и душу
видеть хорошее».
В зеленой шляпе
Теперь полезно надеть зеленую шляпу
творчества. В этом случае взрослый может
предложить воспитаннику нарисовать ситуацию,
сочинить про нее частушку или небольшой стишок,
словом, творчески отразить ситуацию.
Взрослый заключает: «Посмотри, стоило надеть
зеленую шляпу, как у тебя открылись творческие
способности. Даже неприятность может вызвать
вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и
не забывать о зеленой шляпе».
В синей шляпе
Последняя шляпа — синяя. «Мы с тобой
примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, и
мое и твое состояние изменилось. Мы рассмотрели
ситуацию с разных сторон, увидели в ней и плохие и
хорошие моменты. Знаешь ли ты, что трудные
ситуации мудрые люди называют жизненными
уроками? Да-да, каждая ситуация нас чему-то учит.
Теперь ты наденешь синюю шляпу, и она поможет
тебе узнать, какой жизненный урок преподнесла
тебе эта ситуация и почему для твоей жизни будет
важен этот опыт».
Задача взрослого — помочь ребенку выделить суть
жизненного урока. Например, есть ситуации,
которые учат терпению, состраданию, учат не
отчаиваться, учат вовремя давать сдачи, учат
дисциплине и ответственности. Определив, в чем
заключался жизненный урок, важно проговорить с
воспитанником, в каких жизненных ситуациях ему
понадобится этот опыт.
«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника.
Согласись, это было непросто. Но теперь мы с тобой
знаем, что любое событие в жизни нужно
рассматривать с разных сторон. И только тогда
можно извлечь из него пользу, жизненный урок. Так
умные люди познают жизнь. А теперь скажи,
пожалуйста, если бы мы не примеряли разные шляпы,
к чему бы мы сейчас пришли?»
Алексей (11 лет) имеет серьезную
проблему: «Больше всего меня расстраивают ссоры
с друзьями. Часто я не могу понять, почему это
происходит, мне бывает очень грустно и больно, я
не знаю, как и с кем поделиться своими
переживаниями».
Как это знакомо и нам, взрослым! И мы часто
оказываемся в тупике своих мыслей, эмоций,
переживаний, прогнозов на дальнейшее развитие
ситуации, опрометчивых слов и действий. Быть
может, шляпы старого мастера помогут нам и
Алексею разобраться в себе и понять, какой
великий урок преподносит нам жизнь, проводя
через ссору с друзьями?
ДЕЛО В ШЛЯПЕ!
Ведущий. Надеваем белую
шляпу. И сразу становимся беспристрастными,
безоценочными рассказчиками, свидетелями
события.
Алексей. Я пришел в
школу. Поздоровался с друзьями, мы начали
болтать, играть. Наша любимая игра — носиться по
коридору друг за другом, то есть играть в
догонялки.
Потом Ю. затеял новую игру — кидание чужой
тетради по классу. Когда тетрадь попала ко мне в
руки, я вернул ее хозяину. Ж. сказал мне «спасибо»
и сразу же схватил дневник Ю. и продолжил эту
игру, чтобы отомстить.
А ко мне подошел А., взял мой портфель и кинул
через весь класс. Я молча бросился собирать
рассыпавшиеся вещи.
На следующей перемене мне сказали, что я трус,
потому что не смог отомстить за брошенные вещи. Д.
сказал это очень громко, и все слышали. Я
обиделся. А ребята что-то весело обсуждали. когда
я к ним приблизился, то услышал слова: «Отвали
отсюда, трус!» Я отошел. Но вскоре уже общался с
другими ребятами — старшеклассниками, которые
меня хорошо знают.
После уроков я один пошел домой, а мои
одноклассники веселой компанией побежали на
стадион.
Ведущий. Теперь, дорогой
друг, пожалуйста, надень красную шляпу и
расскажи о том, какие эмоции и чувства
переполняли тебя в этот момент?
Алексей. С утра я был
очень рад, что встретился с друзьями и с ними
весело играл. Я чувствовал себя сильным, ловким,
увертливым и быстрым. Я был в роли и воды и
убегающего — это было весело!
Когда началась новая игра, я не испытывал
никакого раздражения, удивления и протеста,
такие игры тоже бывают часто. Но когда тетрадь
оказалась в моих руках и хозяин ее подбежал ко
мне, то я протянул ему тетрадку, потому что вдруг
увидел его глаза. Мне стало его жалко.
Когда же он схватил дневник Ю., я подумал, что он
будет мстить.
Мне трудно разобраться в том, что я тогда
испытывал — кажется, что ничего. А ваши вопросы
заставляют меня переживать и волноваться. Ведь
можно же просто играть, ни о чем не думать, ничего
не чувствовать?
Ведущий. Каждый человек,
пока он жив, что-то чувствует. Каждому из нас
бывает нелегко разобраться в своих чувствах, и
это неумение проще спрятать за словами «не знаю,
не помню, ничего не чувствовал, нормально». Но на
тебе — красная шляпа, она — проводник в мир
эмоций и чувств. И если ты позволишь, то я буду
задавать тебе вопросы, чтобы тебе было легче
вспомнить свои чувства.
Алексей. Хорошо, конечно!
Я постараюсь вспомнить о своих переживаниях. Я
хорошо помню, что когда бросили мой портфель, то я
почувствовал досаду, что тронули мои вещи.
Ведущий. Досаду?
Алексей. Досада — это
легкая обида?
Ведущий. Да, похоже на
это.
Алексей. Когда я собирал
портфель, то думал о том, как не повезло, что
кинули именно мой портфель. Я спокойно поставил
его на место и сел за парту. Игра стихла, я глубоко
вздохнул. Вскоре начался урок.
Когда же меня обозвали трусом, то я сильно
обиделся. Что я чувствовал? Я почувствовал комок
в горле, стало трудно дышать, загорелись щеки,
слезы были близко. Я еле сдерживался, чтобы не
заплакать. Потом я испугался, что сейчас все
будут смеяться надо мной, показывать пальцем и
кричать о моей трусости на всю школу. А когда меня
отогнали от себя друзья, то очень хотелось
посильнее врезать тому, кто бросается в мой адрес
такими словами. Наверное, я почувствовал злость,
гнев и сильнейшую обиду. На некоторое время мне
стало чуть легче, когда я играл со старшими
ребятами.
Одиночество, обиду и разочарование я испытывал,
когда шел домой. После разговора с мамой мне
стало полегче.
Ведущий. Спасибо, Алеша.
Попробуй примерить на себя черную шляпу.
И поведай нам о том, какой негативный опыт ты
вынес из этого происшествия?
Алексей. Я понял, что
друзья могут предать в любой момент. Вернее, это
сделали те, кого я привык называть своими
друзьями. Еще я понял, что не знаю себя, потому что
подумал, а вдруг я — и вправду трус? Мне трудно
быть в одиночестве. Я не могу быстро прощать. Все,
хватит!
Ведущий. Спасибо. Вот
тебе шляпа желтого цвета. Цвета солнца,
радости, обретения положительного опыта. Надень
ее. Полюбуйся на себя в зеркало.
Какой ты красавец! В тебе — королевская стать и
сила, богатство души и неисчерпаемые сокровища
природного юмора и жизнелюбия.
Алексей. Что же можно
увидеть в этом хорошего? Трудно!
Ведущий. Тогда, если ты
позволишь, будем искать вместе.
Алексей. Хорошо, что я
тогда не заплакал.
Ведущий. Это,
действительно, замечательно. Но давай вспоминать
и анализировать все по порядку. Ты пришел в школу
и...
Алексей. Хорошо, что я
пришел в школу, а ведь мог и прогулять (смеется).
Здорово, что можно поприкалываться, поноситься и
немного похулиганить. Хорошо, когда все вместе
(задумывается).
Ведущий. Это
замечательно, что ты смог на секундочку
остановиться в бездумном веселье и увидеть глаза
друга.
Алексей. Хорошо, что я не
кинул тетрадь? Да, хорошо, что я не кинул тетрадь,
а просто ее отдал Ж. Значит, я правильно сделал,
что не стал мстить за свой портфель?
(Алеша стал задавать себе вопросы и сам на них
отвечать.)
Так я молодец?!
Хорошо, что я не разревелся и не вдарил Д. за его
слова?
Ведущий. Да, дорогой, это
означает, что ты неплохо владеешь собой.
Алексей. Но меня
обозвали трусом, и я подумал, что я — трус на
самом деле! Так значит, я — не трус! Мне было
обидно, но я не дрался и не ругался с мальчишками.
Ведущий. И в этом твоя
сила, а не слабость.
Алексей. Выходит, что я
сильный!
Ведущий. Конечно.
Алексей. Ха-ха, и не
подумал бы!
Ведущий. Но это так.
Алексей. А я их простил.
Ведущий. Ты умеешь
прощать ошибки другим. И это замечательно.
Алексей. И еще я подумал,
что когда мне весело и хорошо, совсем не
обязательно, что другим тоже весело. Ведь мои
одноклассники веселились, а мне было плохо.
Ведущий. Ты учишься
понимать и принимать себя и других, значит, ты
растешь, мудреешь.
Алексей. Как полезно
ссориться с друзьями! (Смеется.)
Ведущий. Полезно не
ссориться с друзьями, а уметь находить в этом
событии уроки для себя.
Алексей. А можно надеть зеленую
шляпу?
Ведущий. Надень,
пожалуйста. А пока ты разглядываешь себя в
зеркало, я бы хотела сказать тебе: ты переживаешь
сейчас то, что переживают все люди на земле.
Переживают и твои одноклассники, и твои родители,
и учителя, и преуспевающие бизнесмены, и члены
правительства.
По-разному они относятся к этому, принимают
различные решения, делают определенные выводы.
Друг Пушкина, Иван Иванович Пущин, рассказывает
нам о том, как беззащитен и раним был юный
Александр Пушкин, как остро переживал он любую,
даже пустячную размолвку с друзьями. И знаешь,
что он делал в такие тягостные для него минуты?
Алексей. Что?
Ведущий. Убегал в
Александровский парк, который находится рядом с
лицеем, и там, в тенистых аллеях рождались у него
едкие эпиграммы на лицеистов или пронзительные
лирические строки.
Алексей. На уроке
литературы нам рассказывали, что когда М.Ю.
Лермонтова выгнали из гимназии и ему надо было
начинать учебу в училище, которое ему не
нравилось, то он написал стихотворение «Парус».
Ведущий. Итак, зеленая
шляпа — источник творчества. Я понимаю, что
ты не Пушкин и не Лермонтов, и даже не граф
Толстой, но ты можешь попробовать написать
небольшое размышление о себе и об обиде,
порисовать волшебными красками или смастерить
куклу- марионетку.
Алексей. Я хочу сделать
куклу. Это будет старый мастер Шляпник. Вы мне
поможете?
Ведущий. Обязательно.
Прекрасная идея. Знаешь, мне тоже частенько
необходима помощь этого мастера.
(И мы с Алексеем взялись за дело. О технологии
изготовления кукол-марионеток можно прочитать в
книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к
волшебству». СПб., 1998.)
Ведущий. Кукла готова.
Теперь в твоем доме будет жить мастер, к которому
можно обратиться за советом, помощью, поддержкой.
Главное — доверить ему свою тайну, рассказать с
помощью разноцветных шляп о том, что произошло,
задать вопрос и... Я верю, что ты получишь
необходимую помощь.
Алексей. Спасибо.
(Бережно прижимает куклу к груди.) Я с ним не
расстанусь!
Ведущий. Тебе необходимо
примерить последнюю, синюю шляпу. Надев
ее, надо будет ответить на очень важный вопрос:
«Чему меня научила это ситуация?» Я тебя не
тороплю. Подумай, посоветуйся с мастером.
Алексей. А можно на этот
вопрос я отвечу завтра? Мне надо подумать.
Ведущий. Я рада, что ты не
спешишь с ответом. Я буду тебя ждать.
(На другой день Алексей поделился такими
мыслями.)
Алексей. Я верю в свои
силы. Я могу доверять своим чувствам. Я понимаю,
что то, что говорят обо мне ребята, не всегда
истина. Я могу представить себя на месте другого.
Поэтому я себя уважаю.
Ведущий. Я хочу познакомить тебя
со словами Вирджинии Сатир, которая является
автором декларации самоценности: «Я — это Я! Мне
принадлежат все мои ошибки, победы, поражения и
успехи. Я принадлежу самому себе. Поэтому я строю
себя сам. Я — это Я! И это замечательно!»
_____________________________________________________
Комментарий
Итак, дорогие наши читатели, вы на
примере увидели, как можно прожить волнующую
ситуацию в нашей «примерочной».
Каков же порядок примерки шляп?
В первую очередь мы всегда надеваем белую шляпу.
Последней должна быть синяя. Вслед за черной
обязательно следует желтая, а в остальном
порядок примерки диктует разбираемая ситуация.
В данном случае мы сознательно предложили
мальчику надеть второй красную шляпу, дабы
сфокусировать его внимание на эмоциях и
чувствах. Этот опыт для него был новым и
несколько болезненным, мальчик пытался «снять
шляпу», уйти от анализа собственных ощущений. Но
помощь и заинтересованность ведущего помогли
ему справиться и с волнением, и с такой трудной
задачей, как распознавание и вербализация своих
чувств. Дальнейшая работа была уже продуктивной
и осмысленной.
Р.S. Прошло несколько дней. И в доме
Алексея раздался звонок. Звонил, для того чтобы
извиниться, тот человек, который так опрометчиво
назвал Алешу трусом.