ИГРОТЕКА
РАЗГОВОР СУБЛИЧНОСТЕЙ
Тренинговое упражнение, о котором пойдет речь
ниже, можно применять в групповой
психологической работе со старшеклассниками или
в тренинге для учителей. При этом проводить его
следует в достаточно «продвинутой» группе и с
большой долей осторожности. По своей сути — это
психотерапевтическое упражнение, поэтому
протагонистом в нем становится человек,
психологически готовый к встрече с
противоречивыми тенденциями своего внутреннего
мира.
Основная идея упражнения и технология его
проведения предложена известным
психотерапевтом Д. Рейнуотер. Фактически эта
техника создана на стыке трех направлений —
гештальт-терапии Ф. Перлза, психосинтеза Р.
Ассаджиоли и психодрамы Д. Морено. Предлагаемая
ниже модификация была многократно испробована
во многих тренинговых группах.
Ведущий. Ежедневно каждый человек
оказывается в ситуациях, в которых ему
необходимо сделать выбор. Порой этот выбор
мучителен.
Одиннадцатиклассник, например, порой
разрывается между желанием развлечься на
дискотеке и необходимостью подготовиться к
завтрашней контрольной работе.
Это — самая простая ситуация будничного выбора.
А ведь иногда наши противоречивые мотивы
буквально раздирают нас на части. Создается
впечатление, что во внутреннем мире звучат
голоса разных людей, вступающих в споры и
пререкания друг с другом.
Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли назвал
таких «внутренних людей» субличностями. Это
именно они нарушают гармонию внутри нас и
вызывают порой ситуацию внутриличностного
конфликта.
Мы с вами можем попробовать разобраться с теми
субличностями, которые живут в нас, и помочь им
найти контакт друг с другом. Может быть, нам
удастся отвести каждой субличности подобающее
место в нашем внутреннем мире.
Первый этап
Ведущий. Приготовьте, пожалуйста, листы
бумаги и авторучки. Вам нужно написать на этих
листах все свои желания, которые сегодня, сейчас,
в эту минуту будут приходить вам в голову.
Подчеркиваю — абсолютно все, любые желания! Это
может быть желание пойти в туалет или желание
стать министром образования, желание изучить
английский язык или приобрести трехкомнатную
квартиру. Не ограничивайте себя.
После завершения работы можете никому не
показывать свои записи. Нумеруйте каждое
желание, начиная его запись с новой строчки.
Каждый пункт можно начинать со слов «Я хочу...».
Слева на листе оставьте небольшие поля —
достаточно двух-трех сантиметров.
Работа будет продолжаться в течение
пятнадцати—двадцати минут. Если вам покажется,
что вроде бы все желания иссякли, — не
останавливайтесь, Если вам все понятно, то можете
начинать работу.
Второй этап
Ведущий. Давайте назовем количество
зафиксированных вами желаний.
(Отвечает каждый участник.)
Перечитайте про себя записанные вами желания.
Наверное, они оказались довольно разноплановыми:
одни связаны с материальными потребностями,
другие — с романтичными мечтами, третьи — с
нацеленностью на личностное развитие. Впрочем, у
каждого они особенные.
Выберите какие-либо критерии, по которым вы
можете разбить ваши желания на отдельные группы.
Обозначьте желания, относящиеся к одной группе,
каким-нибудь символом — для этого мы и оставляли
на листах слева поля. Символами могут быть
галочки, квадратики, кружки и любые другие значки
по вашему выбору. Не стремитесь к слишком дробной
классификации. Неплохо, если у вас получится от
трех до шести групп. Не надо стараться, чтобы
группы были равными по объему. Количество
желаний в группах может быть разным.
Третий этап
Ведущий. Каждая группа желаний связана с
какой-то стороной вашей личности, с какими-то
главными мотивами, действующими в вашей жизни.
Пользуясь терминами психосинтеза, можно сказать,
что каждая группа отражает определенную
субличность, проявившуюся здесь и сейчас.
Представьте, что за каждой совокупностью желаний
стоит некий человек, имеющий собственный склад
личности. Как можно было бы назвать такого
человека?
Попробуйте придумать названия получившимся
субличностям. Так, скажем, группу желаний,
связанных с материальными приобретениями, можно
было бы назвать «Руки загребущие», а группу
романтических желаний о дальних путешествиях
можно объединить названием «Синдбад-мореход».
Чем ярче и остроумнее окажутся названия — тем
лучше. Запишите эти названия под списком желаний,
снабдив их соответствующими значками.
Дождавшись момента, когда большинство
участников справится с заданием, ведущий
предлагает каждому изобразить свою «диаграмму
субличностей», распределив названия
субличностей по секторам и приведя размеры
секторов в соответствии с количеством желаний
каждой субличности.
Диаграмма субличностей
Пример
После этого ведущий предлагает желающим
сообщить группе названия своих субличностей и
количество желаний, попавших с соответствующую
группу.
Ведущему надо обратить внимание на тех
участников, кто вызвался озвучить получившиеся у
него результаты. Как правило, именно кто-то из них
на следующих этапах проявляет желание стать
протагонистом.
Ведущему следует поощрять участников
рассказывать о собственной «диаграмме
субличностей», но не надо настаивать на этом.
Иногда придуманные названия, бывают очень
остроумными и емкими — «Собака на сене»,
«Курица-наседка», «Луч света», «Наташка с
крылышками» и другие.
Четвертый этап
Здесь важнейшим действующим лицом становится
протагонист, и разворачивается
психодраматическая процедура с привлечением
вспомогательных лиц.
Ведущий. Итак, нам удалось вычленить
некоторые из наших субличностей, которые
проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает
поближе с ними познакомиться и попытаться
выяснить, какая из ваших субличностей наиболее
значима для вас? Предупреждаю, что этому человеку
придется открыть другим список своих желаний.
Выбирается протагонист.
Ведущий (обращается к протагонисту). Теперь
вам необходимо выбрать из участников группы тех,
кто, по вашему мнению, смог бы исполнить роль
каждой из ваших субличностей.
Прошу участников не отказывать протагонисту,
если на вас пал его выбор.
Протагонист указывает выбранных им «актеров» и
называет их «роли».
Ведущий. Вы становитесь в середину круга.
Ваши субличности занимают места вокруг вас — на
одинаковом расстоянии. Ваша задача — просто
слушать, а задача каждой субличности — убедить
протагониста в том, что именно она самая важная,
самая главная в его личности.
Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вы
должны хорошо понять, что представляет из себя
каждая субличность, какие желания
сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу
протагониста объяснить субличностям содержание
желаний.
Несколько минут уделяется подготовке
актеров-субличностей к исполнению ролей.
Содержание общения протагониста со
вспомогательными лицами не обязательно должно
открываться остальным участникам группы.
Последние во время этой процедуры могут получить
наставления от ведущего относительно
внимательного наблюдения за тем, что будет
происходить в дальнейшем.
По завершении подготовки актеров ведущий вновь
обращается к ним и протагонисту.
Ведущий. Сложность предстоящей процедуры
будет состоять в том, что все субличности должны
будут говорить... ОДНОВРЕМЕННО!
У протагониста будет возможность регулировать
этот процесс одновременного говорения следующим
образом: поднятие руки означает просьбу к
какой-то субличности говорить громче; опускание
руки — говорить тише; хлопанье в ладоши в
направлении какой-то субличности — замолчать;
отстраняющее движение руки — чуть отойти;
движение руки к себе — приблизиться; руки,
скрещенные над головой — замолчать всем.
Объясняя это, ведущий демонстрирует
соответствующие сигналы. Начинать убеждать
протагониста субличности могут только по
сигналу ведущего после четкого уяснения
инструкции.
Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры сила
ее эмоционального воздействия необыкновенно
велика. Нередко ее результатом становится
подлинный катарсис.
Ведущий должен предельно внимательно следить за
ходом процесса и реакцией протагониста.
Обычно слушание субличностей протагонистом
занимает две-три минуты, но они для него
эмоционально очень насыщенны.
Обсуждение
Обсуждение начинается с традиционного вопроса
к протагонисту: «Что вы сейчас чувствуете?»
Интересно, что в процессе одновременного
говорения субличностей, часто воспринимаемого
внешними наблюдателями как какофония,
протагонист обычно слышит всех и улавливает
смысл произносимого. Однако это очень непросто.
Ощущения, возникающие у протагониста, порой
довольно неожиданные и обычно очень яркие. Они
нередко ведут к настоящим открытиям себя.
Затем своими впечатлениями делятся
вспомогательные лица.
Во время одного занятия возможно проведение
разговора субличностей с двумя или даже тремя
протагонистами. Сравнение их ощущений и
переживаний дает группе интересный опыт.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук