Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2001

РЕПОРТАЖ

ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ?

С 26 по 28 марта в Москве прошла V Международная научно-практическая конференция «Психология, педагогика и социология чтения». Среди ее организаторов МГУ им. М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Межвузовский центр исследования чтения и информационной культуры, Российская государственная детская библиотека, Международный институт чтения

Проблема детского чтения, вернее, потери интереса детей к этому важному для человека способу получения знаний — одна из самых актуальных в наше время. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать.
Но можно ли винить их в этом? Может быть, причина лежит в неумении взрослых приобщить детей к миру книг? Или это следствие резкого прогресса информационных технологий? Действительно ли чтение отходит на второй план, уступая место электронным средствам получения информации? И вообще, нужно ли приобщать детей к чтению?
Эти и другие не менее актуальные вопросы обсуждали различные специалисты: психологи, педагоги, социологи, библиотечные работники и служители церкви.
По содержанию это была одна из самых интересных и насыщенных конференций, которые мне удалось посетить за последнее время. На ее трибуну поднимались ученые, исследователи и практики не только из разных городов России, но и из стран как ближнего зарубежья (Украины, Белоруссии, Азербайджана, Эстонии, Казахстана), так и дальнего (Германии).
Проблемы, которые были озвучены на конференции, так или иначе выходят за рамки самого процесса чтения и затрагивают глобальные вопросы развития современного мира.
Конференция была заявлена как научно-практическая. Хотя наука здесь явно доминировала над практикой. Проходила конференция по традиционной схеме: пленарное заседание, секционная работа и симпозиум. Как ни странно, больше всех к практике имел отношение симпозиум — «Слово как основа образования». В его проведении принимал участие Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Присутствующие могли познакомиться с творческими работами детей — участников проектов «Пушкинское слово» и «Духовный потенциал сказок».

ПОНИМАНИЕ И ЧТЕНИЕ

На пленарном заседании были сделаны очень важные и интересные доклады.
Первым выступил А.А. Леонтьев (академик РАО, президент ассоциации исследователей чтения). Алексея Алексеевича беспокоит прежде всего то, что методы обучения чтению во многом не соответствуют познавательным особенностям (возможностям) как детей, так и взрослых. Следствием этого является несформированность у подавляющего большинства выпускников школ так называемой функциональной грамотности. А именно она, по мнению докладчика, позволяет «использовать навыки чтения для свободного получения информации из реального текста». Сейчас же речь идет, как правило, о формальной грамотности.
Значительная часть старшеклассников не только с большим трудом понимает учебный текст, но и не владеет беглым (ознакомительным) чтением, не умеет переходить от одного способа чтения к другому (то есть читает все тексты одинаково).
Выход из этой ситуации  А.А. Леонтьев видит в освоении способа динамического чтения, позволяющего даже взрослым людям освободиться от медленной и ригидной техники чтения за счет расширения поля внимания. В этом случае оперативной единицей восприятия становится не отдельное высказывание, а целый кусок текста.
Вопреки устоявшемуся мнению о том, что медленный темп чтения способствует лучшему пониманию текста, Алексей Александрович утверждает обратное: пониманию текста больше способствует быстрое чтение. Овладение процессом чтения тождественно развитию внутренней речи, поэтому понимание смысла текста (контекста) связано с переводом прочитанного в образы, эмоции и др. «Мы не должны учить читать, мы должны учить понимать текст», — считает докладчик.

Кто лучше А.А.Леонтьева может оценить книгу?

Проблема понимания текста была рассмотрена и в выступлении В.В. Знакова (профессор, заместитель директора по научной работе Института психологии РАН). Он познакомил собравшихся с новой наукой — нарративной (повествовательной) психологией. Это направление отпочковалось от психологии понимания. Виктор Владимирович считает, что «абсолютно новое не может быть понято». Для того чтобы понять что-то, надо соотнести понимание с нашими представлениями о действительности. А непонимание обусловлено расхождением нашего представления с реальностью.
В психологии эта позиция связана с самопониманием. Самопонимание же в русле нарративной психологии представляется как создание текста о самом себе. Рассказывая о своем опыте, субъект по-новому видит события своего прошлого. В этом В.В. Знаков усматривает и психотерапевтические моменты.

МНЕНИЕ СОЦИОЛОГОВ

Для того чтобы проследить изменения в содержании чтения, достаточно прокатиться в московском метро и понаблюдать за тем, что читают пассажиры. Если раньше доминировали «толстые» (литературно-художественные) журналы, то сейчас многие читают журналы с большим количеством ярких фотографий или «дамские» романы и «одноразовые» детективы.
Но может быть, народ читает и серьезные книги? Только не в метро, а по ночам на кухне...
Объективный ответ на этот вопрос могут дать, пожалуй, лишь социологи. Наиболее яркий образ современного читателя создала в своем выступлении И.А. Бутенко (Межвузовский центр исследования чтения и информационной культуры). По ее данным, роль и место чтения в современной жизни определяется как глобальными (характерными для большинства стран), так и локальными (нашими, российскими) тенденциями.
К глобальным тенденциям можно отнести влияние на культуру процесса информатизации общества. Это привело к созданию экранной, или клиповой, культуры. Сформировался особый тип восприятия. Трудности концентрации внимания привели к тому, что толстые книги практически не читаются. Более того, определено, что не воспринимаются книги с длинными заглавиями (они плохо продаются).
В нашей стране заметна конкуренция слова с аудиовизуальными каналами получения информации. Также изменился статус художественной литературы. Она резко сдает свои позиции. И на это есть причины. Художественная литература в России при отсутствии свободы (начиная с XVIII века) выполняла, кроме всего прочего, те функции, которые обычно свойственны оппозиционной прессе. Теперь, когда нет цензуры и все можно говорить прямо, роль критика взяла на себя публицистика. Это упрощает процесс восприятия и отвращает потенциальных читателей от художественной литературы, в первую очередь — от классики.

ДИНАМИЧЕСКОЕ  (ГИБКОЕ) ЧТЕНИЕ

И.З Посталовский - один из авторов методики
обучения динамическому (гибкому) чтению

На конференции был представлен ряд разработок: методика составления идеального конспекта (МГУ им. М.В. Ломоносова), тренинг психологического сопровождения курса эффективного чтения для подростков. Отдельная секция была посвящена проекту «Развитие критического мышления для письма и чтения».
Наибольший интерес у участников вызвала методика динамического (гибкого) чтения. Тем более что представлял ее яркий и интересный человек — И.З. Посталовский (Одесса).
Он считает, что в наше время должны быть созданы и внедрены эффективные и научно обоснованные методики обучения детей различным учебным навыкам, в том числе и чтению. Причем эти методики следует оптимально приблизить к реальному ребенку, его задаткам и возможностям.
Обучение детей чтению, по мнению автора методики, необходимо начинать с 3–5 лет. Но на этом этапе нельзя требовать от ребенка умения читать, речь идет лишь о подготовке к этому процессу (восприятие текста, работа с метафорой). В школе обучение чтению должно проходить в несколько этапов: в 1-м, 3–4-м и 7–9-м классах. Каждый раз это обучение надо начинать на новом уровне. Оптимальным здесь является обучение динамическому чтению (не путать с методом скорочтения!). Оно позволяет в короткий срок научиться полноценно и осмысленно воспринимать текст.
К сожалению, констатирует И.З. Посталовский, в его родном городе экспериментальное обучение по этому методу натолкнулось на сопротивление со стороны учителей и администрации школ, которые, в отличие от своих учеников, не хотят совершенствоваться в этом направлении.
В конце первого дня состоялась конференция ассоциации исследователей чтения. Из беседы с ее вице-президентом
И.В. Усачевой я узнала, что эта ассоциация возникла пятнадцать лет назад. Работает она на общественных началах, представляя собой модель «невидимого колледжа». Ассоциация проводит конференции и издает книги. Ирина Владимировна считает, что сборник тезисов этой конференции станет существенным вкладом в науку и культуру. Правда, их издание сопряжено с известными материальными трудностями: вся работа идет без грантов и государственной поддержки.
Свою миссию члены ассоциации видят в привлечении внимания широких кругов общественности к тому, что в последнее время Россия становится фактически неграмотной страной. Поэтому вся работа ассоциации направлена на возрождение традиции чтения.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Ассоциация исследователей чтения
Тел.: (095) 456-61-63

TopList