Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

РЕПОРТАЖ

ЗАБЫТЫЙ ЧЕЛПАНОВ

5—6 апреля в Москве прошли Международные челпановские чтения «Теория и практика психологической службы образования»

Многие проблемы психологии образования (включая и преподавание этого предмета) еще в начале ХХ века были обозначены Георгием Ивановичем Челпановым (1862—1936), выдающимся отечественным ученым, психологом, логиком, основателем и директором Московского психологического института (1912—1923).
К своему стыду, я не была хорошо знакома с деятельностью и работами этого выдающегося ученого и организатора науки, поэтому, направляясь на чтения, которые проходили в Психологическом институте РАО, надеялась восполнить пробелы в своих знаниях. Оптимизма прибавляло и то, что организаторами чтений стали такие солидные организации, как Министерство образования России, Российская академия образования, Московский комитет образования, Психологический институт РАО и Московский городской психолого-педагогический институт.
Жанр происходящего определить было сложно, поскольку научные доклады на чтениях практически не звучали. К сожалению, выступавшие (за исключением И.В. Дубровиной) лишь вскользь упоминали имя Г.И. Челпанова, так что для большинства сидящих в зале Георгий Иванович так и остался абстрактной фигурой.
Основной темой выступлений на чтениях стала организация психологической службы в России, на Украине и в Словакии.
Проходило это мероприятие в Большом зале Психологического института РАО (ПИ РАО), который был заполнен менее чем на треть. Но это не отразилось на торжественности обстановки.

Присутствие гостей из Украины и Словакии придало чтениям международный статус

Открывая чтения, В.В. Рубцов (академик РАО, директор ПИ РАО, ректор МГППИ) обратил внимание собравшихся на то, что ровно 88 лет назад, 5 апреля 1914 года, был освящен и начал свою работу Московский психологический институт, который возглавил профессор Челпанов.
И.М. Каманов (заведующий отделом практической психологии и охраны здоровья Минобразования России) и Ю.Н. Рыбина (заместитель начальника управления специальным образованием Московского комитета образования) говорили о существующих моделях психологической службы.
Об опыте организации психологической службы в Москве рассказал В.В. Рубцов. Отдавая должное вкладу профессора Челпанова в развитие психологической науки и практики в России, Виталий Владимирович отметил, что именно Челпанов положил начало самоопределению психологии как науки. Причем наука, благодаря усилиям этого ученого, была тесно связана не только с практикой, но и с психологическим образованием.
Психологический институт, в стенах которого проходили чтения, возник в недрах Московского университета. Сейчас происходит обратный процесс — «переход» научных психологических школ в образование. На базе Психологического института РАО возник Московский городской психолого-педагогический институт. В будущем планируется создание единого психолого-педагогического университета (и научного, и учебного), который будет носить имя Г.И. Челпанова.
Вообще, В.В. Рубцов считает, что именно в Москве сложилась эффективная структура психологической службы в системе образования. Виталий Владимирович сказал парадоксальную вещь: по его мнению, дети в современной школе не перегружены, как принято сейчас считать, а наоборот, недогружены. Перегрузка же возникает не за счет интенсивного обучения, а из-за несоответствия содержания образования психологическим и возрастным особенностям ребенка.
В Москве сейчас начинает формироваться научно обоснованная система образования, предполагающая проектирование образовательного пространства на основе вариативности, учета возрастных особенностей. Образование будет направлено на социализацию ребенка и на формирование у него гражданской позиции.
В.В. Рубцов большое значение придает обучению будущих психологов. По данным мониторинга, только 30% выпускников психологических факультетов могут работать в системе образования.

Камерный характер чтений повлиял на настроение членов президиума (И.В. Дубровина, В.И. Панов)

И.В. Дубровина (академик РАО, заведующая лабораторией ПИ РАО), анализируя динамику более чем десятилетнего развития психологической службы в системе образования, отметила, что в идеале целью службы должно стать обеспечение права каждого ребенка на полноценное психическое развитие. (Правда, в последнее время это рассматривается не как право, а как обязанность ребенка.)
Современная система образования существует сама по себе, а психологическая служба сама по себе. Времени и сил у психолога хватает только на то, чтобы работать с детьми, у которых есть какие-либо нарушения. С обычными и даже одаренными детьми в школах, как правило, психологи не работают. Есть и другие опасные тенденции: одни инновации в образовании сменяют другие без всякого анализа их результатов.
Поэтому Ирина Владимировна считает, что базовым компонентом психологической службы должна быть наука. Надо проанализировать, насколько научно проработано то, с чем психолог идет к ребенку.
А. Фурман, доктор психологии из Словакии, бывший президент Международной ассоциации школьной психологии, рассказал об организации психологической службы образования в европейских странах. После этого выступления показалось, что ситуация с психологической службой в нашем отечестве не так уж плоха. В большинстве европейских стран и в США проблемным детям уделяется гораздо больше внимания, чем всем остальным.
Во второй части чтений выступили представители региональных психологических служб. Свою работу представили Нижний Новгород, Пермь, Петрозаводск, Тамбов, Самарская область, Санкт-Петербург и некоторые психологические центры Москвы. Особенно хочется отметить прекрасную работу службы медико-психологической реабилитации военнослужащих, представленную в докладе
А.Л. Иванова, заместителя начальника центрального военного госпиталя № 6 МО РФ.
Для того чтобы прийти к единому мнению о том, есть ли перспектива у психологической службы образования, участники Челпановских чтений собрались за «круглым столом». Основной проблемой обсуждения здесь была защита прав ребенка.
Продолжение разговора состоится 23 мая в Москве на конференции «Психологическая служба образования и права ребенка».

 

«Круглый стол» проходил очень эмоционально

 

Самым волнующим моментом этого дня стало
награждение победителей конкурса лучших работ в области практической психологии, который проходил в рамках Челпановских чтений.

Лауреаты премии им. Г.И. Челпанова I степени за 2000 год:

А.Л. Иванов — за вклад в развитие службы медико-психологической реабилитации на базе центрального военного клинического госпиталя № 6 Министерства обороны РФ;

О.В. Ладыкова — за вклад в развитие психологической службы г. Нижнего Новгорода.

Лауреат премии им. Г.И. Челпанова II степени за 2000 год:

Т.Н. Клюева — за вклад в развитие психологической службы Самарской области.

Лауреаты премии им. А.А. Смирнова I степени за 2000 год:

В.Н. Ярыгин — за вклад в организацию службы ранней помощи детям на базе ПМС-центра Северного округа г. Москвы;

М.В. Зиновьева — за вклад в организацию помощи детям-дошкольникам на базе ПМС-центра «Малыш» г. Москвы.

Лауреат премии им. А.А. Смирнова II степени за 2000 год:

Е.Ф. Куликова — за вклад в организацию и развитие ПМС-центра «Юго-Запад» г. Москвы.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Московский городской
психолого-педагогический институт
Тел.: (095) 925-24-42