РЕПОРТАЖ
ЗАБЫТЫЙ ЧЕЛПАНОВ
5—6 апреля в Москве прошли
Международные челпановские чтения «Теория и
практика психологической службы образования»
Многие проблемы психологии образования
(включая и преподавание этого предмета) еще в
начале ХХ века были обозначены Георгием
Ивановичем Челпановым (1862—1936), выдающимся
отечественным ученым, психологом, логиком,
основателем и директором Московского
психологического института (1912—1923).
К своему стыду, я не была хорошо знакома с
деятельностью и работами этого выдающегося
ученого и организатора науки, поэтому,
направляясь на чтения, которые проходили в
Психологическом институте РАО, надеялась
восполнить пробелы в своих знаниях. Оптимизма
прибавляло и то, что организаторами чтений стали
такие солидные организации, как Министерство
образования России, Российская академия
образования, Московский комитет образования,
Психологический институт РАО и Московский
городской психолого-педагогический институт.
Жанр происходящего определить было сложно,
поскольку научные доклады на чтениях
практически не звучали. К сожалению, выступавшие
(за исключением И.В. Дубровиной) лишь вскользь
упоминали имя Г.И. Челпанова, так что для
большинства сидящих в зале Георгий Иванович так
и остался абстрактной фигурой.
Основной темой выступлений на чтениях стала
организация психологической службы в России, на
Украине и в Словакии.
Проходило это мероприятие в Большом зале
Психологического института РАО (ПИ РАО), который
был заполнен менее чем на треть. Но это не
отразилось на торжественности обстановки.
Присутствие
гостей из Украины и Словакии придало чтениям
международный статус
Открывая чтения, В.В. Рубцов (академик РАО,
директор ПИ РАО, ректор МГППИ) обратил внимание
собравшихся на то, что ровно 88 лет назад, 5 апреля
1914 года, был освящен и начал свою работу
Московский психологический институт, который
возглавил профессор Челпанов.
И.М. Каманов (заведующий отделом практической
психологии и охраны здоровья Минобразования
России) и Ю.Н. Рыбина (заместитель начальника
управления специальным образованием
Московского комитета образования) говорили о
существующих моделях психологической службы.
Об опыте организации психологической службы в
Москве рассказал В.В. Рубцов. Отдавая должное
вкладу профессора Челпанова в развитие
психологической науки и практики в России,
Виталий Владимирович отметил, что именно
Челпанов положил начало самоопределению
психологии как науки. Причем наука, благодаря
усилиям этого ученого, была тесно связана не
только с практикой, но и с психологическим
образованием.
Психологический институт, в стенах которого
проходили чтения, возник в недрах Московского
университета. Сейчас происходит обратный
процесс — «переход» научных психологических
школ в образование. На базе Психологического
института РАО возник Московский городской
психолого-педагогический институт. В будущем
планируется создание единого
психолого-педагогического университета (и
научного, и учебного), который будет носить имя
Г.И. Челпанова.
Вообще, В.В. Рубцов считает, что именно в Москве
сложилась эффективная структура
психологической службы в системе образования.
Виталий Владимирович сказал парадоксальную
вещь: по его мнению, дети в современной школе не
перегружены, как принято сейчас считать, а
наоборот, недогружены. Перегрузка же возникает
не за счет интенсивного обучения, а из-за
несоответствия содержания образования
психологическим и возрастным особенностям
ребенка.
В Москве сейчас начинает формироваться научно
обоснованная система образования,
предполагающая проектирование образовательного
пространства на основе вариативности, учета
возрастных особенностей. Образование будет
направлено на социализацию ребенка и на
формирование у него гражданской позиции.
В.В. Рубцов большое значение придает обучению
будущих психологов. По данным мониторинга,
только 30% выпускников психологических
факультетов могут работать в системе
образования.
Камерный
характер чтений повлиял на настроение членов
президиума (И.В. Дубровина, В.И. Панов)
И.В. Дубровина (академик РАО, заведующая
лабораторией ПИ РАО), анализируя динамику более
чем десятилетнего развития психологической
службы в системе образования, отметила, что в
идеале целью службы должно стать обеспечение
права каждого ребенка на полноценное
психическое развитие. (Правда, в последнее время
это рассматривается не как право, а как
обязанность ребенка.)
Современная система образования существует сама
по себе, а психологическая служба сама по себе.
Времени и сил у психолога хватает только на то,
чтобы работать с детьми, у которых есть
какие-либо нарушения. С обычными и даже
одаренными детьми в школах, как правило,
психологи не работают. Есть и другие опасные
тенденции: одни инновации в образовании сменяют
другие без всякого анализа их результатов.
Поэтому Ирина Владимировна считает, что базовым
компонентом психологической службы должна быть
наука. Надо проанализировать, насколько научно
проработано то, с чем психолог идет к ребенку.
А. Фурман, доктор психологии из Словакии, бывший
президент Международной ассоциации школьной
психологии, рассказал об организации
психологической службы образования в
европейских странах. После этого выступления
показалось, что ситуация с психологической
службой в нашем отечестве не так уж плоха. В
большинстве европейских стран и в США проблемным
детям уделяется гораздо больше внимания, чем
всем остальным.
Во второй части чтений выступили представители
региональных психологических служб. Свою работу
представили Нижний Новгород, Пермь,
Петрозаводск, Тамбов, Самарская область,
Санкт-Петербург и некоторые психологические
центры Москвы. Особенно хочется отметить
прекрасную работу службы медико-психологической
реабилитации военнослужащих, представленную в
докладе
А.Л. Иванова, заместителя начальника
центрального военного госпиталя № 6 МО РФ.
Для того чтобы прийти к единому мнению о том, есть
ли перспектива у психологической службы
образования, участники Челпановских чтений
собрались за «круглым столом». Основной
проблемой обсуждения здесь была защита прав
ребенка.
Продолжение разговора состоится 23 мая в Москве
на конференции «Психологическая служба
образования и права ребенка».
«Круглый стол» проходил очень
эмоционально
Самым волнующим моментом
этого дня стало
награждение победителей конкурса лучших работ в
области практической психологии, который
проходил в рамках Челпановских чтений.
Лауреаты премии им. Г.И. Челпанова I
степени за 2000 год:
А.Л. Иванов — за вклад в развитие службы
медико-психологической реабилитации на базе
центрального военного клинического госпиталя №
6 Министерства обороны РФ;
О.В. Ладыкова — за вклад в развитие
психологической службы г. Нижнего Новгорода.
Лауреат премии им. Г.И. Челпанова II
степени за 2000 год:
Т.Н. Клюева — за вклад в развитие
психологической службы Самарской области.
Лауреаты премии им. А.А. Смирнова I
степени за 2000 год:
В.Н. Ярыгин — за вклад в организацию службы
ранней помощи детям на базе ПМС-центра Северного
округа г. Москвы;
М.В. Зиновьева — за вклад в организацию
помощи детям-дошкольникам на базе ПМС-центра
«Малыш» г. Москвы.
Лауреат премии им. А.А. Смирнова II
степени за 2000 год:
Е.Ф. Куликова — за вклад в организацию и
развитие ПМС-центра «Юго-Запад» г. Москвы. |
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Московский городской
психолого-педагогический институт
Тел.: (095) 925-24-42