ЗАВИСТЬ
Добрые и злые феи подошли к колыбели
человека и принесли ему свои дары. Самая злая из
них подарила ему зависть. Возможно, это была
переодетая фурия.
Пока люди живут на земле, они должны ладить,
находить дорогу друг к другу, объединяться,
помогать один другому. Иначе земля разверзнется
под ними и небо расколется над их головой. Но
зависть — сильнейшее средство развала: его
выдумал когда-то мастер «Врозь» и «Друг против
друга».
Для того чтобы ладить, людям надо «прощать» друг
другу свою непохожесть, свои преимущества, свое
первенство. Не только в обладании состоянием, но
во всем: ты умен, одарен, образован, красив, силен,
богат, высоко стоишь по службе — я нет, ты —
наверху, я — внизу; ладно, я принимаю это, я
довольствуюсь этим... Мой «низ» меня устраивает;
он для меня достаточно «высок»; оставайся выше
меня, если можешь и если тебе это нравится. Я не
завидую тебе. Если же мне станет недостаточно
моего «низа», я буду бороться за «больше» и
«лучше», но не желая отнять у тебя твоего. Я буду
трудиться; творчески работать; перемещу себя
«вверх» — в соревновании, но без зависти. Ты
только оставайся «наверху»; я поднимусь к тебе.
Соревнование как внутренняя побудительная
причина — явление здоровое, созидательное,
братское. Его формула разумна и нравственна. Она
гласит: «Я, и ты, и он! Мы вместе! Вместе — вопреки
противостоянию вместе друг с другом! Да
здравствует качество!»
Зависть как внутренняя побудительная причина —
напротив, болезненна, разрушительна, враждебна.
Ее формула — неразумна и безнравственна. Она
гласит: «Я, а не ты и не он! Я один! Пошли все вон!
То, что не станет моим, — пусть погибнет!»
А так как «моим» может быть лишь малая толика, в
зависти дремлет инстинкт убийства и разрушения.
Зависть — прежде всего скупость и алчность. Она
ненасытна, как любопытство; она означает тем
самым — вечную бедность, вечную заботу, вечно
плохое настроение; всякую удачу она превращает в
неудачу и оставляет человека бедствовать в
безнадежном одиночестве. Жестокий завистник —
зложелатель: он обижается на человека за чужое
счастье; его задевает всякий чужой успех; любое
положительное качество в другом мучит его как
рана на сердце; гнев лишившегося на обладателя
наполняет его, как ярость неполноценного,
постоянно чувствующего свою неполноценность, а
поэтому пристрастно отмечающего чужое
превосходство. К «делу» он даже не подступается:
он застревает в борьбе между «я» и «ты»; и в этой
вечной борьбе изводит себя самого и своего
противника. Если же его ярость расширяется до
социальной программы, тогда она выливается в
классовую борьбу; и начинается марксистская
гражданская война.
Где же спасение и утешение? В искусстве не
завидовать. Оно вовсе не сложно. Дари каждому то,
что у него и так есть; и не копайся непрестанно в
собственной неполноценности. Отбрось это жалкое
«вычитание» — твоей мнимой «малости» из якобы
чужого «превосходства». Знай, ты сам сто’ишь
«сложения». Поднимайся вверх, не сталкивая вниз
другого. Не завидуй! Не завидуй! И — самое важное
— научись в большом деле забывать о себе!
Иван ИЛЬИН,
1938 г.
Пер. с немецкого О.В. Колтыпиной
В оформлении использована гравюра Бернардо
Дадди
по картине итальянского художника XVI века
Бальдассаре Перуцци
«Зависть, изгоняемая музами из храма»