Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

 

Кларк Мустакас
М.: Речь, 2000

 

 

Название русского издания этой книги не вполне адекватно ее содержанию и смыслу идей автора. В дословном переводе книга называется иначе: «Психотерапия с детьми. Живые взаимоотношения». Эти слова, вынесенные в заглавие, отражают взгляд доктора Мустакаса на сущность терапевтического процесса: «Живые отношения между терапевтом и ребенком — это принципиальное условие работы, возможно, они — это единственная значимая реальность как в терапевтическом процессе, так и во взаимосвязанном развитии человеческих существ».
Терапевтический опыт — это прежде всего общение двух людей, в котором терапевт сначала является живым человеком и лишь затем — профессионалом. Теория «терапии отношений», по Мустакасу, строится на основе идей М. Бубера, А. Адлера и О. Ранка. Опираясь на их представления, а также на опыт коллег-практиков Д. Тафт, Ф. Аллена и
В. Экслайн, автор предлагает осмысление собственного опыта терапевтической работы с различными проблемными детьми. Делается это в живой форме, ясным языком, с множеством примеров.
Автор иллюстрирует свои размышления описанием конкретных случаев, приводит стенограммы терапевтических сессий. Каждая стенограмма сопровождается комментарием, большинство случаев прослеживаются от начала до конца и снабжены итоговым резюме. Такая форма изложения делает книгу полезной в качестве учебного пособия для студентов и начинающих консультантов.
В первых двух главах читатель знакомится с необходимыми условиями детской терапии и взглядами автора на терапевтический процесс.
Затем нам показывают варианты работы с разными категориями клиентов: с нормально адаптированными детьми, с невротичными детьми, с детьми с ограниченными возможностями (инвалидами).
Глава «Креативные терапевтические отношения» посвящена работе с необычными, «странными» детьми, у которых, как правило, возникают проблемы социальной адаптации из-за их нестандартного восприятия и отношения к миру. При взаимодействии с такими детьми нередко возникают так называемые креативные отношения.
Доктор Мустакас выделяет два вида терапевтических отношений, формирующихся в работе с детьми: реактивные, то есть «профессионально-технические», и креативные, которые, по словам автора, «просто случаются», и они похожи на отношения Я—Ты в концепции М. Бубера. В первом случае взаимодействие идет на уровне поведения, во втором — на личностном уровне. Разный контекст этих отношений позволяет решать множество терапевтических задач.
Отдельно в книге рассматриваются консультирование родителей, возможности участия родителей в терапевтическом процессе.
Взаимоотношения психотерапевта и школы показаны в контексте взаимодействия терапевта и учителя для решения проблем конкретного ребенка. Эта глава может быть особенно интересна школьным психологам.
Книга доктора Мустакаса, по-настоящему глубокая, живая и мудрая, дает почувствовать, что «психотерапия — это личностная реализация и долг», а «терапевт — это полноправный участник жизни, который совместно с ребенком ищет смыслы этого мира».

Александр ШАДУРА

TopList