КНИЖНЫЙ ШКАФ
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Кларк Мустакас
М.: Речь, 2000
Название русского издания этой книги не вполне
адекватно ее содержанию и смыслу идей автора. В
дословном переводе книга называется иначе:
«Психотерапия с детьми. Живые взаимоотношения».
Эти слова, вынесенные в заглавие, отражают взгляд
доктора Мустакаса на сущность терапевтического
процесса: «Живые отношения между терапевтом и
ребенком — это принципиальное условие работы,
возможно, они — это единственная значимая
реальность как в терапевтическом процессе, так и
во взаимосвязанном развитии человеческих
существ».
Терапевтический опыт — это прежде всего общение
двух людей, в котором терапевт сначала является
живым человеком и лишь затем — профессионалом.
Теория «терапии отношений», по Мустакасу,
строится на основе идей М. Бубера, А. Адлера и О.
Ранка. Опираясь на их представления, а также на
опыт коллег-практиков Д. Тафт, Ф. Аллена и
В. Экслайн, автор предлагает осмысление
собственного опыта терапевтической работы с
различными проблемными детьми. Делается это в
живой форме, ясным языком, с множеством примеров.
Автор иллюстрирует свои размышления описанием
конкретных случаев, приводит стенограммы
терапевтических сессий. Каждая стенограмма
сопровождается комментарием, большинство
случаев прослеживаются от начала до конца и
снабжены итоговым резюме. Такая форма изложения
делает книгу полезной в качестве учебного
пособия для студентов и начинающих
консультантов.
В первых двух главах читатель знакомится с
необходимыми условиями детской терапии и
взглядами автора на терапевтический процесс.
Затем нам показывают варианты работы с разными
категориями клиентов: с нормально
адаптированными детьми, с невротичными детьми, с
детьми с ограниченными возможностями
(инвалидами).
Глава «Креативные терапевтические отношения»
посвящена работе с необычными, «странными»
детьми, у которых, как правило, возникают
проблемы социальной адаптации из-за их
нестандартного восприятия и отношения к миру.
При взаимодействии с такими детьми нередко
возникают так называемые креативные отношения.
Доктор Мустакас выделяет два вида
терапевтических отношений, формирующихся в
работе с детьми: реактивные, то есть
«профессионально-технические», и креативные,
которые, по словам автора, «просто случаются», и
они похожи на отношения Я—Ты в концепции М.
Бубера. В первом случае взаимодействие идет на
уровне поведения, во втором — на личностном
уровне. Разный контекст этих отношений позволяет
решать множество терапевтических задач.
Отдельно в книге рассматриваются
консультирование родителей, возможности участия
родителей в терапевтическом процессе.
Взаимоотношения психотерапевта и школы показаны
в контексте взаимодействия терапевта и учителя
для решения проблем конкретного ребенка. Эта
глава может быть особенно интересна школьным
психологам.
Книга доктора Мустакаса, по-настоящему глубокая,
живая и мудрая, дает почувствовать, что
«психотерапия — это личностная реализация и
долг», а «терапевт — это полноправный участник
жизни, который совместно с ребенком ищет смыслы
этого мира».
Александр ШАДУРА