Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

ИГРОТЕКА

ПОРА ПРЕВРАЩЕНИЙ

Иногда учителя выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра — это и есть воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире.

НА УРОКЕ

ЕЖ

Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.
(Повторить три раза.)

ХИЩНИК

Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.

Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и пр.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.

ХОР

Игра реализует вербальную потребность детей, объединяет их и организует.

Каждый ряд детей в классе получает свой звук для пения (А-О-И-У-Е). Взрослый дирижирует: сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной: плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим пением.

УЛЕЙ

Игра реализует вербальную потребность детей.

Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасны, и пчелы успокаиваются.

ПОПУГАЙЧИКИ

Игра реализует вербальную активность детей, развивает у них слуховое внимание.

Ведущий произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами «попугайчика». «Попугайчики» повторяют слова и голоса с такой же интонацией, как у ведущего.

ХЛОПКИ

Игра реализует двигательную потребность детей, развивает у них слуховое внимание, организует их.

Если дети в начале урока никак не могут успокоиться после перемены, учитель может хлопнуть в ладони в определенном ритме и попросить самого расшумевшегося ученика повторить хлопки. Затем тотчас предложить повторить эти же хлопки любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки. Ведущий выбирает детей взглядом.
Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается.
Правило: кто хлопает, не поймав взгляд, тот пропускает ход.
Вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др.

ПОРЯДОК В КЛАССЕ

Игра организует детей, переключает их с одной деятельности на другую, активизирует зрительное внимание.

Детям предлагается закрыть глаза. Ведущий в это время беззвучно меняет что-то в оформлении класса (например, снимает цветок с окна.
Чем старше дети, тем больше можно сделать изменений (до пяти).
Ребятам дается команда: «Открыть глаза и навести порядок в классе».
Правило: кто быстрее всех увидит все изменения в классе, тот становится ведущим. Кто раньше, чем нужно, открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не участвует.
Вместо перестановки предметов можно попросить нескольких детей поменяться местами.

СОЛНЦЕ

Игра активизирует детей, создает положительное настроение.

Дети сидят за партами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.

ВЕТЕР

Игра успокаивает детей.

Дети стоят. Когда ведущий произносит слово «ветер», дети делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох.
Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.

НА ПЕРЕМЕНЕ

СОЛДАТ В ТЕМНОТЕ

Игра объединяет детей, развивает у них пространственное восприятие.

Ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает команды, которые он должен выполнять, например: шаг вперед, два шага влево и т.п. Все остальные стоят в ожидании, когда «солдат» подойдет близко к товарищу. «Солдату» необходимо угадать, к кому он подошел.
Далее «солдатом» становится другой ребенок.

ПОМОГИ ДРУГУ

(вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным названием)
Игра объединяет детей, развивает у них чувство эмпатии.

Дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, а его напарник помогает ему пройти через препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем дети в парах меняются ролями.

ПОДСНЕЖНИК

Релаксационная игра
Инструкция взрослого

Вы уже готовы играть? Тогда пришла пора превращений! Ваши руки превращаются в лепестки, а тело — в нежный стебелек. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.
В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко пригревает все сильнее, лучики солнца постепенно будят цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает.
Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Ведь кругом еще снег: этот цветок в лесу появляется самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я — первый весенний цветок, и зовут меня подснежник», — кивает он всем головой.
Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны.
Цветочек склоняется все ниже и ниже и совсем ложится на проталину.
Бегут ручьи, и вода подхватывает наш подснежник в долгое, сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. А вот он приплывает в какую-то сказочную страну. Поднимается, осматривается. Чему-то удивляется и радуется.
Чему удивился подснежник? Расскажите друг другу.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Релаксационная игра

Инструкция взрослого

Солнечный зайчик,
Милый наш друг,
Поможет нам с пользою
Провести досуг.
Выбери место удобное скорей,
можешь лечь или сесть —
тебе это видней.
Как глаза закроешь,
шепотом скажи:
«Солнечный зайчик в гости приходи!»
Пальцы рук почувствовали легкое тепло,
Выше поднимается к плечикам оно.
Прыгнул зайчик в ножки,
Стал коленки греть.
Ножкам хорошо так —
Хочется взлететь.
Вот погрел он ножки,
Притронулся к спине.
Плечики согрелись,
Как приятно мне.
Шейку зайчик греет,
Щечки, ушки, нос.
Добрую улыбку
Зайчик нам принес.
Язычок стал мягким.
Рот открылся чуть.
Солнечный наш зайчик
Приглашает в путь.
В сказку вместе с другом,
мы с радостью пойдем.
Любуемся цветами, песенки поем.
Нам пора вернуться,
Встретимся опять.
Все, что ты увидел,
Хочешь рассказать?

На переменах дети также с удовольствием играют в известные народные игры «Колечко», «Ручеек», «Путаница», «Тише едешь — дальше будешь» и другие, которые помогают школьникам стать добрее и ближе друг к другу, больше доверять окружающим людям.

Марина ПАНФИЛОВА,
кандидат психологических наук