ИГРОТЕКАПОРА ПРЕВРАЩЕНИЙИногда учителя выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра — это и есть воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире. НА УРОКЕЕЖИгра реализует потребность детей в агрессии,
снимает у них мышечные зажимы. ХИЩНИКИгра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы. Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и пр.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого. ХОРИгра реализует вербальную потребность детей, объединяет их и организует. Каждый ряд детей в классе получает свой звук для пения (А-О-И-У-Е). Взрослый дирижирует: сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной: плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим пением. УЛЕЙИгра реализует вербальную потребность детей. Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасны, и пчелы успокаиваются. ПОПУГАЙЧИКИИгра реализует вербальную активность детей, развивает у них слуховое внимание. Ведущий произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами «попугайчика». «Попугайчики» повторяют слова и голоса с такой же интонацией, как у ведущего. ХЛОПКИИгра реализует двигательную потребность детей, развивает у них слуховое внимание, организует их. Если дети в начале урока никак не могут
успокоиться после перемены, учитель может
хлопнуть в ладони в определенном ритме и
попросить самого расшумевшегося ученика
повторить хлопки. Затем тотчас предложить
повторить эти же хлопки любому, кто услышал
заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки.
Ведущий выбирает детей взглядом. ПОРЯДОК В КЛАССЕИгра организует детей, переключает их с одной деятельности на другую, активизирует зрительное внимание. Детям предлагается закрыть глаза. Ведущий в
это время беззвучно меняет что-то в оформлении
класса (например, снимает цветок с окна. СОЛНЦЕИгра активизирует детей, создает положительное настроение. Дети сидят за партами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу. ВЕТЕРИгра успокаивает детей. Дети стоят. Когда ведущий произносит слово
«ветер», дети делают максимально глубокий вдох
животом и медленный выдох. НА ПЕРЕМЕНЕСОЛДАТ В ТЕМНОТЕИгра объединяет детей, развивает у них пространственное восприятие. Ведущий выбирает «солдата», завязывает ему
глаза и дает команды, которые он должен
выполнять, например: шаг вперед, два шага влево и
т.п. Все остальные стоят в ожидании, когда
«солдат» подойдет близко к товарищу. «Солдату»
необходимо угадать, к кому он подошел. ПОМОГИ ДРУГУ(вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным
названием) Дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, а его напарник помогает ему пройти через препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем дети в парах меняются ролями. ПОДСНЕЖНИКРелаксационная игра Вы уже готовы играть? Тогда пришла пора
превращений! Ваши руки превращаются в лепестки, а
тело — в нежный стебелек. Вы будете красивыми
цветами, подснежниками. СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИКРелаксационная игра Инструкция взрослого Солнечный зайчик, На переменах дети также с удовольствием играют в известные народные игры «Колечко», «Ручеек», «Путаница», «Тише едешь — дальше будешь» и другие, которые помогают школьникам стать добрее и ближе друг к другу, больше доверять окружающим людям. Марина ПАНФИЛОВА, |