КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ
РАБОТА С МАТЕРЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С
ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В.В. Ткачева
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
Когда я прочел название книги — чуть было не
подпрыгнул от радости: ну вот она, наконец-то,
долгожданная книга о том, что так волнует любого
психолога, работающего с детьми, у которых есть
отклонения в развитии. В нашей отечественной
литературе таких книг практически нет. И мне, и
моим коллегам, осуществляющим свою
профессиональную деятельность в учреждениях для
больных детей и детей-инвалидов, новые идеи и
новые технологии оказания психологической
помощи семьям просто жизненно необходимы.
Однако уже при чтении первых страниц возникло
ощущение некоторого разочарования. Во введении
вызвала легкое недоумение фраза автора о том, что
«наш практический опыт представляется
пионерским». Стало быть, вообще никто никогда не
занимался психокоррекционной работой с
родителями детей, имеющих отклонения в развитии,
и помощью им в решении внутриличностных
конфликтов? Но это, мягко говоря, не совсем так.
Мне, во всяком случае, известны психологи, давно и
эффективно этим занимающиеся.
Впрочем, не буду придираться. Первенство
публикации все-таки бесспорно. А кроме того,
действительно эта книга о том, что обещано в
названии, — как вести групповую психологическую
работу с родителями по формированию адекватных
отношений с больными детьми. Есть подробные
конспекты двенадцати занятий. Предложены и
описаны упражнения и игры, которые можно
применять на разных этапах тренинга.
Читая, я все время пытался представить, как такой
тренинг мог бы вести сам — и мне это не удавалось.
Я, наконец, понял — почему. Потому что этот
тренинг — чисто женский. Создать подобную
программу и реализовать ее в работе с матерями
больных детей могла только женщина. Женщина,
которая является, конечно же, подготовленным
психологом и... очень добрым, открытым, искренним
человеком. Мужчина (даже такой же добрый,
открытый и искренний), наверное, построил бы свою
работу по-другому. Во всяком случае, вряд ли
взялся бы за организацию хорового пения в группе
(впрочем, принимаю претензии в субъективности).
Пожалуй, это даже неплохо, что предложенная
психокоррекционная программа женская по своей
сути. Ведь подавляющее большинство моих коллег,
психологов-практиков — женщины.
Немного огорчает другое. Мне кажется, что этой
программе не хватает глубины — подлинной
психологической глубины, которую, увы, нельзя
полностью компенсировать искренним сочувствием,
сопереживанием, безусловной эмпатийностью,
которая ощущается за сухими, иногда почти
протокольными строчками конспектов занятий.
Есть и некоторые формальные замечания. Мне,
скажем, непонятно, зачем в одном из приложений к
книге нужно было помещать пустой лист под
названием «Мой герб. Мой девиз». Или попросту
сюда забыли поставить какой-либо рисунок — хотя
бы для иллюстрации? То же самое — с приложением
«Мой ребенок».
Критические замечания, высказанные выше,
все-таки не умаляют значения появившейся книги. В
такой области, как работа с родителями детей,
имеющих отклонения в развитии, указанные
методические материалы — первые. Хочется
надеяться, что они окажутся полезными для коллег.
Игорь ВАЧКОВ
|