Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С МАТЕРЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С МАТЕРЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

В.В. Ткачева
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000

 

 

Когда я прочел название книги — чуть было не подпрыгнул от радости: ну вот она, наконец-то, долгожданная книга о том, что так волнует любого психолога, работающего с детьми, у которых есть отклонения в развитии. В нашей отечественной литературе таких книг практически нет. И мне, и моим коллегам, осуществляющим свою профессиональную деятельность в учреждениях для больных детей и детей-инвалидов, новые идеи и новые технологии оказания психологической помощи семьям просто жизненно необходимы.
Однако уже при чтении первых страниц возникло ощущение некоторого разочарования. Во введении вызвала легкое недоумение фраза автора о том, что «наш практический опыт представляется пионерским». Стало быть, вообще никто никогда не занимался психокоррекционной работой с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, и помощью им в решении внутриличностных конфликтов? Но это, мягко говоря, не совсем так. Мне, во всяком случае, известны психологи, давно и эффективно этим занимающиеся.
Впрочем, не буду придираться. Первенство публикации все-таки бесспорно. А кроме того, действительно эта книга о том, что обещано в названии, — как вести групповую психологическую работу с родителями по формированию адекватных отношений с больными детьми. Есть подробные конспекты двенадцати занятий. Предложены и описаны упражнения и игры, которые можно применять на разных этапах тренинга.
Читая, я все время пытался представить, как такой тренинг мог бы вести сам — и мне это не удавалось. Я, наконец, понял — почему. Потому что этот тренинг — чисто женский. Создать подобную программу и реализовать ее в работе с матерями больных детей могла только женщина. Женщина, которая является, конечно же, подготовленным психологом и... очень добрым, открытым, искренним человеком. Мужчина (даже такой же добрый, открытый и искренний), наверное, построил бы свою работу по-другому. Во всяком случае, вряд ли взялся бы за организацию хорового пения в группе (впрочем, принимаю претензии в субъективности).
Пожалуй, это даже неплохо, что предложенная психокоррекционная программа женская по своей сути. Ведь подавляющее большинство моих коллег, психологов-практиков — женщины.
Немного огорчает другое. Мне кажется, что этой программе не хватает глубины — подлинной психологической глубины, которую, увы, нельзя полностью компенсировать искренним сочувствием, сопереживанием, безусловной эмпатийностью, которая ощущается за сухими, иногда почти протокольными строчками конспектов занятий.
Есть и некоторые формальные замечания. Мне, скажем, непонятно, зачем в одном из приложений к книге нужно было помещать пустой лист под названием «Мой герб. Мой девиз». Или попросту сюда забыли поставить какой-либо рисунок — хотя бы для иллюстрации? То же самое — с приложением «Мой ребенок».
Критические замечания, высказанные выше, все-таки не умаляют значения появившейся книги. В такой области, как работа с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, указанные методические материалы — первые. Хочется надеяться, что они окажутся полезными для коллег.

Игорь ВАЧКОВ