КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В
МНОГОЧИСЛЕННОЙ ГРУППЕ
С.В. Петрушин
М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Казалось бы, современного читателя,
избалованного обилием методической литературы
по проблемам организации и проведения
социально-психологических тренингов (СПТ), очень
трудно удивить. Трудно, но можно. Знакомство с
работой С.В. Петрушина началось для меня именно с
удивления. Умный, профессионально грамотный и
одновременно легко читаемый текст. Понятно и
доступно изложен весь материал — от сугубо
теоретического до методического. Замечательно
личная, искренняя вещь, написанная опытным
специалистом и человеком ищущим, готовым к
дискуссии.
В книге — три части. Первая (теоретическая)
посвящена компетентности общения в условиях
многочисленной группы. Из этого раздела читатель
может почерпнуть сведения как о компетентности в
общении и ее формировании в ходе СПТ, так и весьма
специфическую информацию: об особенностях
социально-психологической работы в
многочисленных группах. Кстати, многочисленные
группы — это живая реальность для школьного
психолога. Именно к таким группам относятся, по
сути, педагогический коллектив
среднестатистической школы, ученическая
параллель и т.д.
Во второй части книги содержится описание
основных эффектов социально-психологического
тренинга в многочисленной группе. Автор
характеризует здесь также некоторые методы
работы, главные этапы развития многочисленной
группы, а также предлагает показатели развития,
изменения участников в процессе СПТ в большой
группе.
Третья часть книги, пожалуй, самая интересная. И
не только потому, что она носит методический
характер и в ней подробно описываются методики и
процедуры, работающие в многочисленной группе
СПТ. В этом разделе автор дает свое понимание
тренинга как науки и искусства «создания в
группе событий для участников в их субъективной
реальности», щедро делится результатами
обобщения личного тренерского опыта.
Очень интересный материал содержит главка
«Краткий путеводитель состояний участников
тренинга». Чрезвычайно познавательной и
полезной для личного развития мне показалась и
глава «Психологическая подготовка тренинга».
Насколько традиционно название — настолько
нетривиальный и «живой» материал она содержит.
Чего стоит рассказ автора о том, как он
преодолевал в себе различные стереотипные
представления о тренере СПТ-групп, как шел к
своему личному, индивидуальному стилю и как в
настоящий момент он понимает суть тренерской
работы! Чтобы «подогреть» интерес к книге, скажу:
С.В. Петрушин считает, что «тренер — это вообще не
человек», и я с ним во многом согласна.
Конечно, большое спасибо автору за щедрость, с
которой он делится с нами, читателями, своими
практическими наработками, своими «хитростями»,
приемами работы в различных непростых ситуациях.
Этому посвящены главы «Трудные ситуации для
тренера. Как с ними справляться» и «Из дневника
тренера».
Порадует читателей и последний раздел —
«Каталог упражнений СПТ». Он содержит игры для
взрослых групп. Но сколько там замечательных,
неизбитых тренинговых приемов!
В целом, это очень хорошая книга. Приятное
удивление — замечательное чувство.
Марина БИТЯНОВА
|