Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В МНОГОЧИСЛЕННОЙ ГРУППЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В МНОГОЧИСЛЕННОЙ ГРУППЕ

 

С.В. Петрушин
М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2000

 

Казалось бы, современного читателя, избалованного обилием методической литературы по проблемам организации и проведения социально-психологических тренингов (СПТ), очень трудно удивить. Трудно, но можно. Знакомство с работой С.В. Петрушина началось для меня именно с удивления. Умный, профессионально грамотный и одновременно легко читаемый текст. Понятно и доступно изложен весь материал — от сугубо теоретического до методического. Замечательно личная, искренняя вещь, написанная опытным специалистом и человеком ищущим, готовым к дискуссии.
В книге — три части. Первая (теоретическая) посвящена компетентности общения в условиях многочисленной группы. Из этого раздела читатель может почерпнуть сведения как о компетентности в общении и ее формировании в ходе СПТ, так и весьма специфическую информацию: об особенностях социально-психологической работы в многочисленных группах. Кстати, многочисленные группы — это живая реальность для школьного психолога. Именно к таким группам относятся, по сути, педагогический коллектив среднестатистической школы, ученическая параллель и т.д.
Во второй части книги содержится описание основных эффектов социально-психологического тренинга в многочисленной группе. Автор характеризует здесь также некоторые методы работы, главные этапы развития многочисленной группы, а также предлагает показатели развития, изменения участников в процессе СПТ в большой группе.
Третья часть книги, пожалуй, самая интересная. И не только потому, что она носит методический характер и в ней подробно описываются методики и процедуры, работающие в многочисленной группе СПТ. В этом разделе автор дает свое понимание тренинга как науки и искусства «создания в группе событий для участников в их субъективной реальности», щедро делится результатами обобщения личного тренерского опыта.
Очень интересный материал содержит главка «Краткий путеводитель состояний участников тренинга». Чрезвычайно познавательной и полезной для личного развития мне показалась и глава «Психологическая подготовка тренинга». Насколько традиционно название — настолько нетривиальный и «живой» материал она содержит. Чего стоит рассказ автора о том, как он преодолевал в себе различные стереотипные представления о тренере СПТ-групп, как шел к своему личному, индивидуальному стилю и как в настоящий момент он понимает суть тренерской работы! Чтобы «подогреть» интерес к книге, скажу: С.В. Петрушин считает, что «тренер — это вообще не человек», и я с ним во многом согласна.
Конечно, большое спасибо автору за щедрость, с которой он делится с нами, читателями, своими практическими наработками, своими «хитростями», приемами работы в различных непростых ситуациях. Этому посвящены главы «Трудные ситуации для тренера. Как с ними справляться» и «Из дневника тренера».
Порадует читателей и последний раздел — «Каталог упражнений СПТ». Он содержит игры для взрослых групп. Но сколько там замечательных, неизбитых тренинговых приемов!
В целом, это очень хорошая книга. Приятное удивление — замечательное чувство.

Марина БИТЯНОВА