Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Интересно, уважаемые читатели, вас никогда не удивляло существование особого понятия — «педагогическое общение»? Не существует же, например, медицинского, юридического (причем отдельного для адвокатов и прокуроров), журналистского общения, а педагогическое почему-то есть. То есть все другие — люди как люди, общаются себе, а педагоги — какие-то особенные...
А если обойтись без всех этих «отдельных огородов», профессиональных вотчин и прочей выраженной специфики? У педагога, школьного психолога, как и любого другого человека, имеется в распоряжении некоторый набор инструментов общения. Набор, в общем-то, универсальный, пригодный для использования в любой сфере. Как педагог может им воспользоваться для решения своих и профессиональных и личностных задач?
В отечественной социальной психологии выделяются три принципиально разные ситуации общения:

— ритуал — ритуальное общение;
— монолог — два вида общения: императив и манипуляция;
— диалог — гуманистическое общение.

Все они имеют место быть в пространстве школы, и каждая из них обладает своим потенциалом и своими ограничениями.


РИТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Ритуалы родом из далекого прошлого человечества, из тех времен, когда безличное, лучше сказать — обезличенное, взаимодействие имело смысл для людей одного рода-племени и для установления контакта с представителями других родов. Родо-племенные отношения почти бесследно исчезли, а ритуалы в культуре задержались и укрепились. Может быть, в качестве рудимента или анахронизма? Так, наследие темного первобытного прошлого... Не похоже.

Ритуалы составляют значительную часть так называемой воспитанности современного человека. Этикет — это свод ритуалов воспитанного человека. Мы, воспитанные люди, знаем, что нужно здороваться со знакомым человеком, сколько бы раз за день он ни попался нам на глаза. Хотя бы кивнуть, улыбнуться, как-то передать важную ритуальную информацию: я тебя вижу, ты есть.

Многие разговоры — в дальнейшем глубокие, личностные, начинаются с ритуалов. Ритуалами начинаются и заканчиваются уроки, тренинговые занятия. Есть сложные, развернутые формы ритуалов: защита диссертации, поздравление юбиляра, порядок тостов за праздничным столом...

Смысл ритуального общения одновременно и прост, и глубок: человек получает подтверждение своей принадлежности к группе, включенности в групповую ситуацию, базового принятия со стороны референтных людей. Этот вид общения, при всей своей принципиальной обезличенности, очень важен для человека. Можно сказать, что он дает нашему «Я» первичное ощущение уверенности, подтвержденности, на фоне которых легче разворачиваться всем остальным более сложным видам взаимодействия с миром и самим собой.

Есть ли место ритуалам в школе? Конечно, обязательно должно быть. Они работают на ощущение безопасности окружающего пространства и на формирование чувства общности. Ритуалы приветствия и расставания утром и после завершения занятий в классе, с каждым учителем — в начале и в конце урока; приход в класс новых детей; начало и конец учебного года; прием восьми- или девятиклассников в старшую школу; посвящение в гимназисты-лицеисты и прочие «исты»; ритуальные открытки учителям ко дню учителя; ритуальные выступления директора перед изумленной школьной общественностью; ритуальные дни открытых дверей для родителей и т.д. и т.п.

Регулярно воспроизводящиеся ритуалы формируют у детей и взрослых чувство надежности и уверенности. Конечно, здесь важно не переборщить. Основные формы общения в школе, естественно, не ритуальные. Опасно свести к ритуалу те формы взаимодействия детей и взрослых, которые должны нести ценности, смыслы, иметь какое-то развивающее или воспитывающее значение. Ритуал не воспитывает, он способствует воспитанию и развитию, выступает настройщиком воспитательной среды.

МОНОЛОГ

Монологическое общение — сочетание на первый взгляд странное: либо монолог, либо общение. Но это только на первый взгляд. Вся наша повседневная жизнь доказывает, что можно общаться с реальным собеседником, делать паузы в собственных тирадах, позволяя собеседнику высказаться, можно внешне вполне успешно имитировать взаимопонимание, а на самом деле говорить только с самим собой. Если я вижу в другом отражение своих желаний и намерений, если другой — средство достижения моих целей или чистое поле, на котором я с открытой душой сею разумное, доброе и вечное, я пребываю в монологе.
Замечательный русский физиолог, психолог и философ А.А. Ухтомский так характеризовал монологическое общение: человек видит вокруг себя не других людей, а своих двойников. Двойник — это «бесконечное и навязчивое повторение в окружающем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собственного надоевшего и абстрактного я». В состоянии монолога человек разговаривает с самим собой, глядя в окружающих людей как в собственное отражение.
Несомненно, педагогическая профессия провоцирует человека на монолог. Желание объяснить, научить, сформировать, воспитать, передать, укрепить, в общем — перенести в ученика свое собственное содержание, предметное, ценностное, постоянно владеет педагогом. То, что важно самому ребенку, часто бледнеет и меркнет в ярком свете педагогических и социальных задач. Но есть в педагогической практике монолог и монолог. Посмотрим внимательнее на его реальные возможности.
Прежде всего, монолог существует как минимум в двух очень разных формах, что и порождает два различных вида монологического общения — императив и манипуляцию.

ИМПЕРАТИВ

Под императивом понимается авторитарное, директивное воздействие на другого человека. Цель такого воздействия — достижение контроля над поведением или внутренними установками партнера по общению, принуждение к определенным действиям или решениям.
Отличительная особенность императива в том, что цель воздействия — принуждение — не завуалирована, она открыто предъявляется партнеру: «Будешь делать, как я скажу». А для того чтобы у партнера не возникло соблазна отказаться, используются жесткие формы общения: приказ, указания, предписания, требования, наказания, прямые угрозы, описание катастрофических последствий непослушания и т.д.
Есть достаточно много жизненных обстоятельств, в которых императив вполне обоснован и оправдан. Это экстремальные ситуации, так называемые уставные отношения.
Что же можно сказать о школьных ситуациях взаимодействия? Есть ли в них место императиву и какое? Есть, оно невелико по объему, но существенно по значению. Можно говорить о нравственном императиве. О нем писал Ницше: нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем.
Считается, что есть три «заповеди», которые могут прививаться ребенку в форме императива: 1) не делай того, что является угрозой для твоей жизни; 2) не делай того, что является угрозой для жизни другого человека; 3) не наноси вред имуществу, материальным ценностям семьи.
А. Азимов ввел в современную фантастику понятие о трех законах роботехники. Мы, по аналогии, можем говорить о трех законах императива в воспитании. Но не более того! И мы должны считаться с тем, что императив, как правило, влияет только на внешнее поведение человека, не изменяя в нужную нам сторону его установки и ценности.
Соответственно, императивно привитые правила будут соблюдаться ребенком только до тех пор, пока существует взрослый — надзиратель. Кстати, не отсюда ли проблемы части детей, невероятно тяжело и конфликтно переживающих подростковый возраст? Время некритичного подчинения взрослому закончилось, а собственных позиций нет, так как им не позволили образоваться. И подросток, что называется, «срывается с нарезки».
Его свободное вращение будет продолжаться до тех пор, пока не сформируются собственные регуляторы поведения и моральные принципы. Увы, они нас не всегда устраивают, но менять что-либо непросто. Подросток порядком настрадался, вырабатывая их самостоятельно, в антагонизме со взрослыми. Как же теперь от них отказываться?


«Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, если он сам не желает держаться на ней», — сказал в своей время Н.Г. Чернышевский. Если мы хотим, чтобы наши воспитательные интервенции что-то меняли в системе личностных целей и ценностей наших детей, императив нам не помощник.
Только внутренняя переработка требований взрослого, только свободное осмысление предъявляемых норм позволяют человеку сформировать устойчивые убеждения и, что не менее важно, — такие черты личности, как критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения.
Общение, которое дает ребенку возможность занять такую позицию по отношению к предъявляемым ему нормам и требованиям, — это, конечно, не монолог, а диалог. Речь о нем впереди. Но перед этим, в следующей статье, мы познакомимся еще с одним видом монолога — манипуляцией. Самым распространенным в нашей культуре и самым неоднозначным видом общения.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

(Продолжение следует)

TopList