КНИЖНЫЙ ШКАФ
АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ
Ю.Б. Можгинский
СПб.: Лань, 1999
Помните о новости, ужаснувшей чуть ли не весь
мир в марте 1998 года? В городке Джонсборо (США) двое
подростков 11 и 13 лет хладнокровно расстреляли из
пистолета выходивших из здания школы детей.
Погибли четыре ребенка и сопровождавшая их
учительница. Это был акт совершенно
немотивированной агрессии со стороны
подростков, до того момента не проявлявших
никаких признаков психических отклонений. К
несчастью, этот случай — не единственный: в нашей
стране убийства, в том числе и серийные и
групповые, совершенные подростками, исчисляются
десятками (эти события не становятся достоянием
гласности).
Попытка провести научный психиатрический анализ
механизмов, лежащих в основе совершения
подростками жестоких криминальных действий,
представлена в книге Ю.Б. Можгинского. Читать ее
нелегко. Не только из-за научной терминологии, но
и потому, что срабатывает инстинктивное
неприятие описаний агрессивно-садистских
способов выяснения отношений. Но позиция ученого
вынуждает автора отказаться от прямого
осуждения и нравственных оценок
«нечеловеческих» действий подростков в пользу
объективного и глубокого анализа причин,
мотивов, механизмов, приводящих подростка к
совершению убийств.
Разборы конкретных случаев, предлагаемые
автором, помогают понять, как реализуется
развитие агрессивного цикла. Показано, какие
эмоциональные и поведенческие сигналы могут
являться предвестниками периодов агрессивной
активизации психических зон, находящихся вне
сферы сознания.
Интересно, что автор книги считает важным при
объяснении причин немотивированной агрессии
обращаться к слабо исследованным в научном плане
видам психической энергии, трансперсональной
например. По мнению Можгинского, есть
вероятность, что в подростковом возрасте —
периоде кризиса — могут освобождаться те
огромные запасы агрессивных импульсов, которые
накопились у человека в момент рождения (по
Грофу).
Неожиданным и смелым является взгляд автора на
проблему агрессии не только с позиций судебного
психиатра, но и с философских и социологических
позиций. Он предлагает рассматривать
агрессивные катаклизмы в масштабах государства
(войны, революции) по аналогии с развитием
агрессивности в болезненном подростковом
кризисе. С точки зрения эмоционально-кризисной
психиатрической модели, русский коммунизм имеет
много общего с метафизической агрессией, а
германский фашизм — с идеей мести.
Яркие и неожиданные мысли автора, транслирующего
механизмы индивидуальной агрессии на проявление
массовых форм агрессивного поведения в обществе,
наверное заинтересуют специалистов в области
социальной психологии.
Представляется, что книга может оказаться
полезной не только психиатрам, занимающимся
судебной экспертизой, и юридическим психологам,
но и тем психологам, которых волнуют вопросы
профилактики и коррекции агрессивного поведения
подростков, а также философские вопросы
агрессии.
Игорь ВАЧКОВ
|