Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Ю.Б. Можгинский
СПб.: Лань, 1999

 

 

Помните о новости, ужаснувшей чуть ли не весь мир в марте 1998 года? В городке Джонсборо (США) двое подростков 11 и 13 лет хладнокровно расстреляли из пистолета выходивших из здания школы детей. Погибли четыре ребенка и сопровождавшая их учительница. Это был акт совершенно немотивированной агрессии со стороны подростков, до того момента не проявлявших никаких признаков психических отклонений. К несчастью, этот случай — не единственный: в нашей стране убийства, в том числе и серийные и групповые, совершенные подростками, исчисляются десятками (эти события не становятся достоянием гласности).
Попытка провести научный психиатрический анализ механизмов, лежащих в основе совершения подростками жестоких криминальных действий, представлена в книге Ю.Б. Можгинского. Читать ее нелегко. Не только из-за научной терминологии, но и потому, что срабатывает инстинктивное неприятие описаний агрессивно-садистских способов выяснения отношений. Но позиция ученого вынуждает автора отказаться от прямого осуждения и нравственных оценок «нечеловеческих» действий подростков в пользу объективного и глубокого анализа причин, мотивов, механизмов, приводящих подростка к совершению убийств.
Разборы конкретных случаев, предлагаемые автором, помогают понять, как реализуется развитие агрессивного цикла. Показано, какие эмоциональные и поведенческие сигналы могут являться предвестниками периодов агрессивной активизации психических зон, находящихся вне сферы сознания.
Интересно, что автор книги считает важным при объяснении причин немотивированной агрессии обращаться к слабо исследованным в научном плане видам психической энергии, трансперсональной например. По мнению Можгинского, есть вероятность, что в подростковом возрасте — периоде кризиса — могут освобождаться те огромные запасы агрессивных импульсов, которые накопились у человека в момент рождения (по Грофу).
Неожиданным и смелым является взгляд автора на проблему агрессии не только с позиций судебного психиатра, но и с философских и социологических позиций. Он предлагает рассматривать агрессивные катаклизмы в масштабах государства (войны, революции) по аналогии с развитием агрессивности в болезненном подростковом кризисе. С точки зрения эмоционально-кризисной психиатрической модели, русский коммунизм имеет много общего с метафизической агрессией, а германский фашизм — с идеей мести.
Яркие и неожиданные мысли автора, транслирующего механизмы индивидуальной агрессии на проявление массовых форм агрессивного поведения в обществе, наверное заинтересуют специалистов в области социальной психологии.
Представляется, что книга может оказаться полезной не только психиатрам, занимающимся судебной экспертизой, и юридическим психологам, но и тем психологам, которых волнуют вопросы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков, а также философские вопросы агрессии.

Игорь ВАЧКОВ