ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ
Наверное, было бы неправильно вести речь об
агрессивном ребенке, не упоминая об
агрессивности его социального окружения. А в
этом окружении мы, взрослые, играем если не
доминирующую, то уж точно важную роль. Поэтому мы
решили несколько выйти за рамки темы номера и
затронуть проблему взрослой агрессивности. А
чтобы все-таки не уйти слишком далеко, мы
поговорим о коллегах — педагогах и психологах.
РЕДАКЦИЯ
Может быть, вам,
уважаемый читатель, повезло и вы работаете в
замечательной школе: учителя прекрасно понимают,
чем вы занимаетесь, и дружными рядами шагают к
вам на тренинги и консультации; директор
еженедельно задает вопросы, не нужно ли
приобрести для вас методические материалы; все
школьники от мала до велика воспринимают вас как
друга и защитника. Если это так, то дальнейшее вам
читать не нужно. Более того — категорически
запрещено: с одной стороны, чтобы не
расстраиваться, сочувствуя коллегам, а с другой
— чтобы не сформировалась мания величия в
результате осознания собственных успехов.
Но если школа у вас самая обычная и обо всем
вышеописанном приходится только мечтать, тогда
есть смысл нам вместе с вами подумать о том,
почему так часто отсутствует понимание между
учителями и школьной администрацией, с одной
стороны, и психологами, с другой. Почему это
происходит и что же в такой ситуации делать?
СЕРЬЕЗНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Обычно в первый год работы психолога в школе
его отношения с педагогами складываются
непросто. Учителя ожидают от психолога помощи, но
относятся к нему настороженно, ревниво и с
некоторым скепсисом. На второй год скепсис может
усилиться и даже породить агрессию, направленную
на психолога. Если психологу удается четко и
профессионально организовать свою работу, то
года через два-три он становится необходимым
компонентом образовательной среды. Впрочем,
вынужден признать: это происходит не всегда.
Профессиональные позиции педагога и психолога
имеют серьезные различия. Их, к сожалению, не
удалось преодолеть даже с помощью
терминологического «гибрида» в названии
профессии — «педагог-психолог». Несмотря на то
что слово «психолог» занимает второе место в
этом словосочетании, оно все-таки является
ключевым. Если нет, то на практике происходит
«педагогизация» психолога. Тогда не возникает
никаких проблем во взаимодействии с
педколлективом, потому что собственно психолога
уже не существует. Есть такой же учитель, как и
все остальные.
РАЗБЕРЕМ ПО ПУНКТАМ
Итак, чем же различаются профессиональные
позиции педагога и психолога?
Во-первых, психолог — «специалист по
неодинаковости» (по замечанию А.Г. Асмолова),
педагог — специалист по выравниванию. Основная
задача первого — помочь ребенку построить путь
индивидуального, своеобразного развития. Задача
второго — помочь каждому ученику усвоить
заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а
попутно — еще и оказать на ребенка
воспитательное воздействие, стремясь добиться
соответствия его личности некоторому очевидному
для учителя культурному нормативу. В реальности
векторы устремлений педагога и психолога часто
имеют разные направления.
Во-вторых, для психолога оценочные суждения
являются неприемлемыми, а в педагогической
деятельности без них не обойтись. Более того,
почти во всех школах существует отметочная
система, позволяющая перевести уровень учебных
знаний, умений и навыков школьника в четкие и
ясные количественные показатели. Индивидуальное
психическое развитие не удается оценить в
баллах.
В-третьих, ситуация постоянного оценивания
других, в которой оказывается педагог, почти
неизбежно экстраполируется им и за пределы
школьного класса, что порождает стремление
количественно оценить любую деятельность (в том
числе и деятельность школьного психолога). Сам
психолог обычно не может и не хочет
рассматривать продукты своего труда таким
образом.
В-четвертых, «мишенью» работы психолога чаще
всего выступает эмоционально-мотивационная
сфера личности ребенка, которая рассматривается
в качестве базовой, основополагающей для
личностного развития. Педагог воздействует
прежде всего (а иногда — и только лишь) на
когнитивную сферу.
В-пятых, педагоги и психологи по-разному
относятся к детям. Позицию педагога в отношениях
с детьми можно обозначить как позицию
«напротив», психолога — как «рядом» или «в
стороне».
Не следует, конечно, рассматривать этот список
различий как систему обвинений учителю (или
психологу — по выбору читателя). Это только
материал для размышлений.
Разумеется, названные противоречия в
профессиональных позициях не запускают
автоматически механизм агрессии, но создают для
этого весьма важные предпосылки.
Есть, впрочем, и другие предпосылки для
проявления агрессивности взрослых в школе — те,
которые условно можно отнести к личностным.
Условно, потому что они тесно связаны не только с
личностными особенностями педагогов и
психологов, но и со спецификой их
профессиональной деятельности.
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПЕПЕЛИЩЕ
Начнем с педагогов. При этом будем опираться на
факты, полученные в результате специальных
психологических исследований.
Известный специалист в области психологии
учителя Л.М. Митина еще в начале 90-х годов
обнаружила, что показатели степени социальной
адаптации учителей ниже, чем у представителей
многих других профессий. В результате у
педагогов часто бывают конфликты (по разным
причинам) с окружающими. Частота возникновения у
педагогов активных форм реагирования (и прежде
всего, агрессии) в среднем значимо превышает
реакции астенического характера (депрессии).
К негативным последствиям следует отнести
возможность формирования у учителей таких
свойств личности, как несдержанность, грубость,
неуверенность в своих силах, тревожность. У трети
учителей показатель степени социальной
адаптации ниже, чем у больных неврозами. К этой
категории, в основном, относятся учителя с
большим стажем работы в школе, но есть здесь и
учителя со стажем 10–15 лет, и даже молодые,
начинающие педагоги.
Более того, исследование показало, что для
учителей со стажем работы более 20 лет характерно
резкое снижение всех показателей эмоциональной
устойчивости. То есть через 20 лет работы в школе у
подавляющего числа педагогов наступает
«эмоциональное сгорание».
По данным Н.А. Аминова, среди учителей высшей
категории 53% «сгоревших». При этом они
характеризуются высокой тревожностью,
интровертированностью. У «сгоревших» учителей
низкой квалификации, наоборот, фиксируется
крайний радикализм, стремление к контролю над
ситуацией, открытая агрессивность. По мнению
Аминова, к 40 годам эмоционально сгорают все (!)
учителя.
Мои собственные исследования частично
подтверждают это грустное утверждение: резкий
спад показателей социальной адаптации
происходит у педагогов старше 42 лет. Причиной
этого явления можно считать снижение у них
уровня рефлексивных процессов (что было
обнаружено в исследовании Е.Б. Петрушихиной, 1993) и
в целом профессионального самосознания.
А раз так, то становится понятно, откуда
появляется неприкрытая агрессия по отношению к
тем, кто не является «своим», в нашем случае — к
психологам. Хотя, на самом деле, от агрессии
«эмоционально сгоревших» не застрахованы и
коллеги-педагоги, несмотря даже на
«корпоративную солидарность».
НЕ СТОИТ ОБОЛЬЩАТЬСЯ
Но не стоит обвинять учителей в провоцировании
всех конфликтов в коллективе. По той простой
причине, что все, только что сказанное об
«эмоциональном сгорании», может быть,
по-видимому, с тем же успехом отнесено и к
психологам. Исследований на эту тему, правда, не
очень много. Но есть основания предполагать, что
в процессе профессиональной деятельности с
психологами происходят такие же превращения, как
и с учителями. А значит, профессиональная
стагнация, снижение уровня социальной адаптации
и эмоциональной устойчивости, проявления
агрессивности бывают не только у педагогов, но и
у школьных психологов.
А ведь довольно часто психолог, прознавший об
исследованиях, описанных выше, не только
начинает относиться к учителям с изрядной долей
высокомерия, но и абсолютно бестактно упрекает
их в профессиональной непригодности прямо на
педагогическом совете (бывает и такое).
Иногда можно услышать от психологов разговоры о
ригидности учителей, их нежелании повышать свой
профессиональный уровень, их
«родительски-авторитарной» позиции по отношению
к ученикам и окружающим людям.
Так кто же тогда более агрессивен?
ЧТО ЗА АМБИЦИЯМИ
порой амбиции педагогов ни в какое сравнение не
идут с профессиональным апломбом психологов. Еще
бы! Ведь психолог ощущает себя едва ли не мессией,
пришедшим в школу, дабы спасти нежнейшие души
детей от звероподобных созданий, только и
мечтающих о том, чтобы наплодить как можно больше
дидактогенных расстройств.
Ведь это он, психолог, способен интерпретировать
слова и поступки учителя как проявления
нарциссизма и эдипова комплекса. Это он,
психолог, видит все ошибки, заблуждения и
просчеты педагога и может научить того, как
правильно обучать ребенка (при этом, конечно,
психолог не имеет ни малейшего представления о
преподаваемом предмете).
Презрительное отношение психологов к педагогам,
к сожалению, не исчезло в школе за последние годы.
До сих пор профессия психолога воспринимается
как элитарная (об этом можно судить хотя бы по
количеству факультетов, которые готовят
психологов), в то время как престиж учительской
профессии неуклонно катится вниз.
Но ведь как часто за амбициозностью психолога —
только пустота, потому что он не знает, как
определить причины трудностей ребенка, не умеет
вести психокоррекционную работу, не может ничего
порекомендовать учителям. А те, видя
беспомощность психолога, искренне не понимают,
зачем нужен в школе такой «специалист».
СО СВОИМИ МЕРКАМИ
Даже если психолог является квалифицированным
и хорошо подготовленным, ему бывает очень
непросто доказать учителям и администрации
эффективность своей деятельности. Учителя
недоумевают: в чем же заключается эта
«психологическая работа», почему он уроки-то не
ведет?
Объяснить же, в чем состоят обязанности
психолога и каково содержание его работы, бывает
ой как нелегко, потому что учителя подходят к
оценке его деятельности со своими,
педагогическими мерками и ждут от него если уж не
преподавания, то, по крайней мере, воспитательных
действий по отношению к нарушителям дисциплины.
Хорошо, если психолог будет всегда под рукой на
случай, если кто-то на уроке не так себя поведет.
Чтобы не к директору нарушителя тащить, а к
психологу — для беседы и вразумления. И невдомек
им, что психолог не «социальный пожарный» и
нотации и нравоучения — не его профиль.
А раз непонятно, что делает психолог в школе, не
видно, как именно он работает, то и вывод
напрашивается сам собой: бездельничает, напрасно
зарплату получает. Вот и повод для агрессии.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Психологу не следует жалеть сил и времени на то,
чтобы везде, где возможно — на заседаниях
методобъединений, собраниях, педсоветах, в
частных беседах, объяснять учителям, в чем
состоит сущность психологической работы,
рассказывать о том, что именно он сам делает.
Нужно также искренне интересоваться трудностями
учителей, самому предлагать свои услуги, можно
организовать постоянно действующий семинар для
учителей по какой-либо психологической проблеме.
Провести общешкольные психологические
мероприятия (например, в рамках недели
психологии) и вовлечь в это учителей.
А самое главное — относиться к педагогам с
искренним уважением. Напрочь отказаться от
обвинений в их адрес и любых форм агрессии.
Постоянно помнить о том, что у нас, психологов и
педагогов, есть наши ученики, чьи проблемы
являются нашими общими.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук