Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЗЛОВЕЩЕЕ ОЧАРОВАНИЕ НАСИЛИЯЗЛОВЕЩЕЕ ОЧАРОВАНИЕ НАСИЛИЯ

 

Алан Гуггенбюль
СПб.: Академический проект, 2000

 

 

Проблема насилия является одной из центральных проблем современного общества. Она актуальна для стран с разным экономическим потенциалом и социальным устройством. В условиях демократии, когда власть государства над человеком незначительна, а сам индивидуум оказывается свободным в своем нравственном выборе, насилие продолжает существовать в отношениях между людьми. Оно проявляется в разных формах, но особую тревогу вызывает насилие в детской среде.
В нашей стране эта тема напрямую связана с ростом детской преступности и другими проблемами «смутного» времени. Хотя агрессивность является атрибутом поведения ребенка (особенно подростка), в крайних своих формах она создает препятствия на пути социализации человека в обществе.
В чем же причины феномена насилия и отчего оно так привлекательно для детей (вспомним популярность боевиков в молодежной среде)? Разобраться в этом и наметить пути профилактики и преодоления насилия в школах пытается автор предлагаемой книги.
Хотя книга и разбита на отдельные главы, найти в ней четкую логику довольно трудно. Это весьма эмоциональное повествование о насилии, его источниках и различных формах проявления, проблемах, связанных с преодолением и предотвращением насилия в Швейцарии. Отдельно рассматриваются следующие темы: насилие и агрессия в детских садах; формы проявления насилия в школе; межгрупповая агрессия; насилие как реакция на страх; ритуалы как средство против насилия; агрессия в отношениях детей и родителей; полоролевые проблемы насилия; межэтнические конфликты между детьми; роль учителя в предотвращении насилия.
Особый интерес представляет последняя глава, в которой описывается модель оказания помощи трудным (с точки зрения насилия) школьным классам. Эта модель включает в себя семь этапов-мероприятий, которые проводятся в школе группой специально подготовленных психологов. Сначала они проводят собеседование с учителем и посещают школу. Затем — родительское собрание, работу с классом в форме мифодрамы, консультации для учителей, заключительное расследование и итоговое родительское собрание.
Каждый этап имеет свою цель и использует информацию, полученную на других этапах. Рассматривается работа с детьми разного возраста. Помощь оказывается по запросу учителя, администрации или родителей. Автор настаивает на проведении всех мероприятий, в противном случае работа не проводится.
Вся работа экспертной группы направлена на отыскание собственных ресурсов учеников, учителей, родителей и администрации. Психологическая помощь призвана дать детям импульс, позволяющий им научиться самим решать проблемы насилия и агрессии.
Книга написана живым языком. По стилю это скорее эссе, но автор не злоупотребляет отвлеченными рассуждениями. И пусть в материальном отношении нам до Швейцарии пока далеко, их опыт в борьбе с насилием и агрессией мы вполне можем использовать.

Александр ШАДУРА