КНИЖНЫЙ ШКАФ
ЗЛОВЕЩЕЕ
ОЧАРОВАНИЕ НАСИЛИЯ
Алан Гуггенбюль
СПб.: Академический проект, 2000
Проблема насилия является одной из центральных
проблем современного общества. Она актуальна для
стран с разным экономическим потенциалом и
социальным устройством. В условиях демократии,
когда власть государства над человеком
незначительна, а сам индивидуум оказывается
свободным в своем нравственном выборе, насилие
продолжает существовать в отношениях между
людьми. Оно проявляется в разных формах, но
особую тревогу вызывает насилие в детской среде.
В нашей стране эта тема напрямую связана с ростом
детской преступности и другими проблемами
«смутного» времени. Хотя агрессивность является
атрибутом поведения ребенка (особенно
подростка), в крайних своих формах она создает
препятствия на пути социализации человека в
обществе.
В чем же причины феномена насилия и отчего оно
так привлекательно для детей (вспомним
популярность боевиков в молодежной среде)?
Разобраться в этом и наметить пути профилактики
и преодоления насилия в школах пытается автор
предлагаемой книги.
Хотя книга и разбита на отдельные главы, найти в
ней четкую логику довольно трудно. Это весьма
эмоциональное повествование о насилии, его
источниках и различных формах проявления,
проблемах, связанных с преодолением и
предотвращением насилия в Швейцарии. Отдельно
рассматриваются следующие темы: насилие и
агрессия в детских садах; формы проявления
насилия в школе; межгрупповая агрессия; насилие
как реакция на страх; ритуалы как средство против
насилия; агрессия в отношениях детей и родителей;
полоролевые проблемы насилия; межэтнические
конфликты между детьми; роль учителя в
предотвращении насилия.
Особый интерес представляет последняя глава, в
которой описывается модель оказания помощи
трудным (с точки зрения насилия) школьным
классам. Эта модель включает в себя семь
этапов-мероприятий, которые проводятся в школе
группой специально подготовленных психологов.
Сначала они проводят собеседование с учителем и
посещают школу. Затем — родительское собрание,
работу с классом в форме мифодрамы, консультации
для учителей, заключительное расследование и
итоговое родительское собрание.
Каждый этап имеет свою цель и использует
информацию, полученную на других этапах.
Рассматривается работа с детьми разного
возраста. Помощь оказывается по запросу учителя,
администрации или родителей. Автор настаивает на
проведении всех мероприятий, в противном случае
работа не проводится.
Вся работа экспертной группы направлена на
отыскание собственных ресурсов учеников,
учителей, родителей и администрации.
Психологическая помощь призвана дать детям
импульс, позволяющий им научиться самим решать
проблемы насилия и агрессии.
Книга написана живым языком. По стилю это скорее
эссе, но автор не злоупотребляет отвлеченными
рассуждениями. И пусть в материальном отношении
нам до Швейцарии пока далеко, их опыт в борьбе с
насилием и агрессией мы вполне можем
использовать.
Александр ШАДУРА
|