Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОНФЛИКТЫКОНФЛИКТЫ

 

Л.Ю. Субботина
Ярославль: Академия развития,
Академия холдинг, 2001

 

Конфликты и агрессия — конечно, не одно и то же. Но где-то рядом. Так сказать, близнецы-братья. Одно легко может стать для другого и поводом, и причиной. Так что появление в сегодняшнем тематическом номере очередной ярославской книжки из серии «Карманный» психолог» мне представляется вполне оправданным. Тем более что «наша» детско-родительская тематика представлена в книжке довольно широко.
Логика изложения весьма проста, чтобы не сказать — очевидна. (Впрочем, для психологического ликбеза это скорее достоинство, чем недостаток.) Сначала перечисляются виды конфликтов, каждый из которых сопровождается развернутым примером, правда, условным, но вполне жизненным. Затем описаны условия избегания конфликтов и способы выхода из них — также с примерами. И наконец — так называемый «психологический практикум», а на самом деле — несколько простеньких опросников, долженствующих помочь читателю определиться, насколько он предрасположен к конфликту.
Несколько нарушает эту логику главка «Конфликты одаренного ребенка», вклинившаяся между условиями избегания конфликта и способами выхода из него. Ну бог с ней, пусть будет, хоть и не на месте.
Да, еще: книга вроде как иллюстрирована. Эти незатейливые почеркушки рисунками назвать еще можно, хоть и с натяжкой, но вот на иллюстрации они никак не тянут. И даже знакомство с творчеством Херлуфа Бидструпа, у которого художник откровенно стянул пару сюжетов, ситуацию не спасает.
К плюсам книги относятся легкость стиля и популярность изложения. А если вам не удастся разобраться в разновидностях конфликтов по их описаниям, то на помощь придут вполне адекватные примеры. Я узнал себя несколько раз, думаю, что и вы найдете знакомые ситуации. Что ж, если так, не расстраивайтесь. С кем не бывает?
Но есть и минусы. Например, мне кажется, что без берновских трансакций любая попытка изложить теорию конфликта будет неполной. И жанр тому не помеха — даже в самой популярной книжке представить теорию Эрика Берна достаточно легко. Тем более что «Игры, в которые играют люди» приведены в списке литературы.
Но это частности. Главная проблема не в этом. Ну хорошо, вот я все прочитал, все вызубрил, обсудил с друзьями и с домашними и теперь легко отличаю явный острый внутриличностный конфликт от скрытого сглаженного межличностного. Стадии, условия, характерные признаки, что называется, отскакивают от зубов, все тесты пройдены, баллы обсчитаны, правила избегания и выхода усвоены.
И что? Этого достаточно, чтобы перестать конфликтовать с окружающими? Боюсь, что нет. Очень трудно изменить собственное поведение, особенно в эмоционально окрашенной ситуации. Гнев и раздражение никакими правилами не унять.
Еще раз повторю — это не вина автора. Это принципиальная проблема психологического знания вообще. Чтобы стать усвоенным, такое знание нуждается в практической отработке и закреплении. А для этого книги маловато будет, еще нужен психотренинг.
А пока, чтоб не терять времени, замолкаем, сосредоточиваемся, устанавливаем дыхание. И на счет три-четыре повторяем вслед за автором: «Моя сила в спокойствии и уравновешенности. Моя сила в спокойствии и уравновешенности. Моя сила в спокойствии и уравновешенности...»

Марк САРТАН