КНИЖНЫЙ ШКАФ
КОНФЛИКТЫ
Л.Ю. Субботина
Ярославль: Академия развития,
Академия холдинг, 2001
Конфликты и агрессия — конечно, не одно и то же.
Но где-то рядом. Так сказать, близнецы-братья.
Одно легко может стать для другого и поводом, и
причиной. Так что появление в сегодняшнем
тематическом номере очередной ярославской
книжки из серии «Карманный» психолог» мне
представляется вполне оправданным. Тем более что
«наша» детско-родительская тематика
представлена в книжке довольно широко.
Логика изложения весьма проста, чтобы не сказать
— очевидна. (Впрочем, для психологического
ликбеза это скорее достоинство, чем недостаток.)
Сначала перечисляются виды конфликтов, каждый из
которых сопровождается развернутым примером,
правда, условным, но вполне жизненным. Затем
описаны условия избегания конфликтов и способы
выхода из них — также с примерами. И наконец —
так называемый «психологический практикум», а на
самом деле — несколько простеньких опросников,
долженствующих помочь читателю определиться,
насколько он предрасположен к конфликту.
Несколько нарушает эту логику главка «Конфликты
одаренного ребенка», вклинившаяся между
условиями избегания конфликта и способами
выхода из него. Ну бог с ней, пусть будет, хоть и не
на месте.
Да, еще: книга вроде как иллюстрирована. Эти
незатейливые почеркушки рисунками назвать еще
можно, хоть и с натяжкой, но вот на иллюстрации
они никак не тянут. И даже знакомство с
творчеством Херлуфа Бидструпа, у которого
художник откровенно стянул пару сюжетов,
ситуацию не спасает.
К плюсам книги относятся легкость стиля и
популярность изложения. А если вам не удастся
разобраться в разновидностях конфликтов по их
описаниям, то на помощь придут вполне адекватные
примеры. Я узнал себя несколько раз, думаю, что и
вы найдете знакомые ситуации. Что ж, если так, не
расстраивайтесь. С кем не бывает?
Но есть и минусы. Например, мне кажется, что без
берновских трансакций любая попытка изложить
теорию конфликта будет неполной. И жанр тому не
помеха — даже в самой популярной книжке
представить теорию Эрика Берна достаточно легко.
Тем более что «Игры, в которые играют люди»
приведены в списке литературы.
Но это частности. Главная проблема не в этом. Ну
хорошо, вот я все прочитал, все вызубрил, обсудил
с друзьями и с домашними и теперь легко отличаю
явный острый внутриличностный конфликт от
скрытого сглаженного межличностного. Стадии,
условия, характерные признаки, что называется,
отскакивают от зубов, все тесты пройдены, баллы
обсчитаны, правила избегания и выхода усвоены.
И что? Этого достаточно, чтобы перестать
конфликтовать с окружающими? Боюсь, что нет.
Очень трудно изменить собственное поведение,
особенно в эмоционально окрашенной ситуации.
Гнев и раздражение никакими правилами не унять.
Еще раз повторю — это не вина автора. Это
принципиальная проблема психологического
знания вообще. Чтобы стать усвоенным, такое
знание нуждается в практической отработке и
закреплении. А для этого книги маловато будет,
еще нужен психотренинг.
А пока, чтоб не терять времени, замолкаем,
сосредоточиваемся, устанавливаем дыхание. И на
счет три-четыре повторяем вслед за автором: «Моя
сила в спокойствии и уравновешенности. Моя сила в
спокойствии и уравновешенности. Моя сила в
спокойствии и уравновешенности...»
Марк САРТАН
|