Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2001

НАШИ ДЕТИ

НЕНАМЕРЕННЫЙ УЩЕРБ

Эта картинка так и стоит у меня перед глазами. Он — полненький, раскрасневшийся, с искренним изумлением на лице, безостановочно повторяет: «Да не бил я его больно, не бил. Я просто так, совсем не больно». А в это же время сам потирает травмированное запястье. Именно оно только что «гуляло» по голове соседа...
Противоречивые чувства вызывает такая ситуация. А может быть, действительно не хотел? И сегодня не хотел, и на прошлой неделе, когда «чуть-чуть» ударил одноклассницу портфелем по спине, а она почему-то упала. Ведь он же не злой, и все это прекрасно знают, да не просто знают, а пользуются. И облапошить его не трудно.
Вообще, ему могло быть совсем несладко. Если бы не Ирочка Евгеньевна — молодая, терпеливая, с чувством юмора, правда не вполне уверенная в себе, учительница. Она не ругала мальчика за то, что он поначалу больше сидел под партой, чем за ней, и когда выбрасывал руку для ответа еще до того, как вопрос был задан. Именно она вытаскивала его из всех передряг, в которые он постоянно попадал, потому что как только видел потасовку — лез в нее, не разбирая, кто прав, а кто виноват. Как она искренне радовалась тому, что по физкультуре у него наконец-то «четверка»!
Вроде бы и гиперактивным его не назовешь — скорее неуклюж и неповоротлив, про таких говорят: «Все углы его».
Да, у него, безусловно, есть недостатки. Он может быть несдержан в игре, равно как и в любом другом захватившем его занятии. Легко взрывается по пустякам и долго потом дуется. Слишком много говорит и перебивает других, не умеет слушать. Ему быстро надоедает однотипная деятельность, он непоследователен и конфликтен. Он пишет как курица лапой и в рисунках несдержан. Зубов у его несуществующего животного немало.
Он импульсивен, эмоционально лабилен и создает впечатление агрессивного ребенка.

Неведома зверушка

АГРЕССИВЕН ЛИ ЭТОТ РЕБЕНОК?

Под агрессивным поведением обычно понимается «...специфическая форма действий, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку, которому стремятся причинить ущерб» (Краткий психологический справочник, 1985, стр. 245).
Взаимосвязь гнева и агрессии не вызывает сомнений. У большинства детей эмоции гнева приводят к агрессивному поведению. Считается, что эмоция гнева и дает импульс агрессивному действию, как вербальному, так и физическому. Тогда налицо акт агрессивного поведения.
Попробуем создать некую схему: гнев — намеренное желание причинить ущерб другому человеку — агрессивные действия. Из этой схемы можно выделить основное, что является определяющим в понимании истинной агрессии. А именно — намеренное желание причинить ущерб другому.
Анализ рисунков ребенка, его вербальных ответов при работе, например, с методикой Розенцвейга, действий в тесте «Рука» может говорить об истинной агрессии этого ребенка и может отражать его импульсивность, свидетельствующую о регуляторной незрелости.
Поэтому об ошибках в диагностике и коррекционной работе с «агрессивными» детьми и хотелось бы поговорить.

Тетя с дочкой

ТРУДНОСТИ С РЕГУЛЯЦИЕЙ

Описанный нами ребенок относится к категории детей, имеющих собственно регуляторные трудности. Он действительно не может произвольно регулировать ни направление своего движения (отсюда отчасти и корявый почерк), ни его силу (хотел похлопать по плечу, а свалил на пол).
Вслед за трудностями регуляции собственного движения неизбежно следуют трудности регуляции собственной речевой активности, поведения и эмоциональных реакций (соответственно — регуляции межличностных отношений). У таких детей можно констатировать общую дисфункцию регуляторно-волевой сферы.
Как понять специалисту, какой ребенок перед ним? На какие данные опереться и какие диагностические методики окажутся здесь наиболее адекватными?
Во-первых, мы считаем необходимым отослать читателя к диагностике и анализу сформированности непосредственно регуляторной сферы как одной из основных составляющих психического развития и познавательной деятельности (см. например, Н. Семаго. Исследование произвольности психической активности. «Школьный психолог», № 43, 2000 г.). Предлагаемые методы диагностики сформированности уровневой организации регуляторной сферы позволят оценить общую дисфункцию системы и понять, над чем (в плане регуляции) необходимо работать в первую очередь.
Во-вторых, особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок работает (в частности, рисует), и только потом на то, что именно он рисует.
Например, ребенок может медленно изображать на бумаге несуществующее животное, методично вырисовывая клык за клыком, шип за шипом. А может не задумываясь, импульсивно нарисовать первое, что приходит в голову. Сама графика крайне несовершенна, и рисунок получается острый и угловатый, да еще и рога пририсованы. В данном случае анализ того, как рисует ребенок, будет говорить нам о наличии у него проблем собственно регуляторных, а то, что он нарисовал, — о наличии или отсутствии агрессивности.
Характер деятельности, ее целенаправленность, наличие (или отсутствие) определенного алгоритма, необходимость внешнего контроля — по этим параметрам определяется регуляторная и, как следствие, волевая зрелость.

Портрет мамы

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДУМАННОГО

Ребенка можно считать истинно агрессивным, если у него есть более или менее осознанная цель, он строит определенную программу ее достижения и затем выбирает подходящий момент для реализации задуманного.
Регуляторно незрелый ребенок выполнить такую программу не может. У него есть трудности в целеполагании, в удержании алгоритма или программы той или иной деятельности, он не может отсрочить выполнение того или иного действия до удобного момента (что, собственно, и характеризуется как импульсивность). Он ударяет импульсивно, быстро и, как правило, в самый неподходящий момент.
Правда, у одного и того же ребенка могут присутствовать и признаки регуляторной незрелости, и элементы агрессивности.
Приведенный в начале статьи пример, безусловно, иллюстрирует регуляторную незрелость в «чистом» виде.
В этом случае необходима работа по формированию собственно произвольной регуляции. Нужно научить ребенка регулировать свои движения, их силу, удерживать в памяти двигательные программы. Потом следует постепенно научить его регулировать и свою речевую активность, и произвольность высших психических функций.
Лишь после этого возможна работа по регуляции эмоций, эмоциональной экспрессии и поведения. В этом случае регуляторно незрелый ребенок, проявляющий элементы агрессивного поведения, сможет анализировать свое поведение. Затем уже можно использовать специальные методы для работы с агрессивными детьми.

Елочка

Наталья СЕМАГО,
ПМС-центр Северного округа,
г. Москва

В статье использованы рисунки Даши Миронович (4 года), размещенные в Интернете по адресу: www.kudesniki.ru/gallery/gal2.htm