НАШИ ДЕТИ
НЕНАМЕРЕННЫЙ УЩЕРБ
Эта картинка так и стоит у меня перед глазами.
Он — полненький, раскрасневшийся, с искренним
изумлением на лице, безостановочно повторяет:
«Да не бил я его больно, не бил. Я просто так,
совсем не больно». А в это же время сам потирает
травмированное запястье. Именно оно только что
«гуляло» по голове соседа...
Противоречивые чувства вызывает такая ситуация.
А может быть, действительно не хотел? И сегодня не
хотел, и на прошлой неделе, когда «чуть-чуть»
ударил одноклассницу портфелем по спине, а она
почему-то упала. Ведь он же не злой, и все это
прекрасно знают, да не просто знают, а пользуются.
И облапошить его не трудно.
Вообще, ему могло быть совсем несладко. Если бы не
Ирочка Евгеньевна — молодая, терпеливая, с
чувством юмора, правда не вполне уверенная в
себе, учительница. Она не ругала мальчика за то,
что он поначалу больше сидел под партой, чем за
ней, и когда выбрасывал руку для ответа еще до
того, как вопрос был задан. Именно она
вытаскивала его из всех передряг, в которые он
постоянно попадал, потому что как только видел
потасовку — лез в нее, не разбирая, кто прав, а кто
виноват. Как она искренне радовалась тому, что по
физкультуре у него наконец-то «четверка»!
Вроде бы и гиперактивным его не назовешь —
скорее неуклюж и неповоротлив, про таких говорят:
«Все углы его».
Да, у него, безусловно, есть недостатки. Он может
быть несдержан в игре, равно как и в любом другом
захватившем его занятии. Легко взрывается по
пустякам и долго потом дуется. Слишком много
говорит и перебивает других, не умеет слушать.
Ему быстро надоедает однотипная деятельность, он
непоследователен и конфликтен. Он пишет как
курица лапой и в рисунках несдержан. Зубов у его
несуществующего животного немало.
Он импульсивен, эмоционально лабилен и создает
впечатление агрессивного ребенка.
Неведома зверушка
АГРЕССИВЕН ЛИ ЭТОТ РЕБЕНОК?
Под агрессивным поведением обычно понимается
«...специфическая форма действий,
характеризующаяся демонстрацией превосходства
в силе или применением силы по отношению к
другому человеку, которому стремятся причинить
ущерб» (Краткий психологический справочник, 1985,
стр. 245).
Взаимосвязь гнева и агрессии не вызывает
сомнений. У большинства детей эмоции гнева
приводят к агрессивному поведению. Считается,
что эмоция гнева и дает импульс агрессивному
действию, как вербальному, так и физическому.
Тогда налицо акт агрессивного поведения.
Попробуем создать некую схему: гнев — намеренное
желание причинить ущерб другому человеку —
агрессивные действия. Из этой схемы можно
выделить основное, что является определяющим в
понимании истинной агрессии. А именно —
намеренное желание причинить ущерб другому.
Анализ рисунков ребенка, его вербальных ответов
при работе, например, с методикой Розенцвейга,
действий в тесте «Рука» может говорить об
истинной агрессии этого ребенка и может отражать
его импульсивность, свидетельствующую о
регуляторной незрелости.
Поэтому об ошибках в диагностике и коррекционной
работе с «агрессивными» детьми и хотелось бы
поговорить.
Тетя с дочкой
ТРУДНОСТИ С РЕГУЛЯЦИЕЙ
Описанный нами ребенок относится к категории
детей, имеющих собственно регуляторные
трудности. Он действительно не может произвольно
регулировать ни направление своего движения
(отсюда отчасти и корявый почерк), ни его силу
(хотел похлопать по плечу, а свалил на пол).
Вслед за трудностями регуляции собственного
движения неизбежно следуют трудности регуляции
собственной речевой активности, поведения и
эмоциональных реакций (соответственно —
регуляции межличностных отношений). У таких
детей можно констатировать общую дисфункцию
регуляторно-волевой сферы.
Как понять специалисту, какой ребенок перед ним?
На какие данные опереться и какие
диагностические методики окажутся здесь
наиболее адекватными?
Во-первых, мы считаем необходимым отослать
читателя к диагностике и анализу
сформированности непосредственно регуляторной
сферы как одной из основных составляющих
психического развития и познавательной
деятельности (см. например, Н. Семаго.
Исследование произвольности психической
активности. «Школьный психолог», № 43, 2000 г.).
Предлагаемые методы диагностики
сформированности уровневой организации
регуляторной сферы позволят оценить общую
дисфункцию системы и понять, над чем (в плане
регуляции) необходимо работать в первую очередь.
Во-вторых, особое внимание необходимо обратить
на то, как ребенок работает (в частности, рисует),
и только потом на то, что именно он рисует.
Например, ребенок может медленно изображать на
бумаге несуществующее животное, методично
вырисовывая клык за клыком, шип за шипом. А может
не задумываясь, импульсивно нарисовать первое,
что приходит в голову. Сама графика крайне
несовершенна, и рисунок получается острый и
угловатый, да еще и рога пририсованы. В данном
случае анализ того, как рисует ребенок, будет
говорить нам о наличии у него проблем собственно
регуляторных, а то, что он нарисовал, — о наличии
или отсутствии агрессивности.
Характер деятельности, ее целенаправленность,
наличие (или отсутствие) определенного
алгоритма, необходимость внешнего контроля — по
этим параметрам определяется регуляторная и, как
следствие, волевая зрелость.
Портрет мамы
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДУМАННОГО
Ребенка можно считать истинно агрессивным,
если у него есть более или менее осознанная цель,
он строит определенную программу ее достижения и
затем выбирает подходящий момент для реализации
задуманного.
Регуляторно незрелый ребенок выполнить такую
программу не может. У него есть трудности в
целеполагании, в удержании алгоритма или
программы той или иной деятельности, он не может
отсрочить выполнение того или иного действия до
удобного момента (что, собственно, и
характеризуется как импульсивность). Он ударяет
импульсивно, быстро и, как правило, в самый
неподходящий момент.
Правда, у одного и того же ребенка могут
присутствовать и признаки регуляторной
незрелости, и элементы агрессивности.
Приведенный в начале статьи пример, безусловно,
иллюстрирует регуляторную незрелость в «чистом»
виде.
В этом случае необходима работа по формированию
собственно произвольной регуляции. Нужно
научить ребенка регулировать свои движения, их
силу, удерживать в памяти двигательные
программы. Потом следует постепенно научить его
регулировать и свою речевую активность, и
произвольность высших психических функций.
Лишь после этого возможна работа по регуляции
эмоций, эмоциональной экспрессии и поведения. В
этом случае регуляторно незрелый ребенок,
проявляющий элементы агрессивного поведения,
сможет анализировать свое поведение. Затем уже
можно использовать специальные методы для
работы с агрессивными детьми.
Елочка
Наталья СЕМАГО,
ПМС-центр Северного округа,
г. Москва
В статье использованы рисунки Даши
Миронович (4 года), размещенные в Интернете по
адресу: www.kudesniki.ru/gallery/gal2.htm