Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2001

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПОРОЧНЫЙ КРУГ

В наше неспокойное и нестабильное время агрессивных людей гораздо больше, чем спокойных. При этом обнаружилось, что специалистов по агрессии очень мало. Все без исключения московские психологи, с которыми я беседовала на эту тему, рекомендовали мне обратиться к заведующему отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергею Николаевичу ЕНИКОЛОПОВУ.

 

 

Сергей Николаевич, действительно ли сейчас наблюдается рост агрессивности не только среди взрослых, но и среди детей. Если да, то почему это происходит?

Рост агрессии сейчас действительно происходит. Для этого есть одновременно и социальные, и психологические, и нейрофизиологические причины.
Неблагоприятная социально-экономическая ситуация сказывается, в первую очередь, на увеличении числа насильственных преступлений (крайней форме проявления агрессии) среди взрослого населения, и что самое печальное — стали расти цифры преступлений, совершаемых детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Сказывается неопределенность, неструктурированность жизни, социальные изменения. Здесь очень важно, как внешние факторы воспринимаются самим человеком. Если доминируют неуверенность, страхи, тревога, неопределенность — это одна ситуация, если же человек чувствует, что жизнь налаживается — то и агрессивность уменьшается.
Здесь мы подходим к психологическим факторам, провоцирующим агрессию.
В обществе существуют жесткие требования к поведению человека. Он не имеет права просто так выплескивать свои эмоции и ищет иные пути для их «выхода» — ищет «козла отпущения». Агрессия чаще всего проявляется по отношению к близким. В последнее время резко увеличилось насилие над детьми со стороны родителей.
Ребенок, как самый слабый в семье, — первый кандидат на роль «козла отпущения». Мы недавно провели анонимный опрос. 90% преуспевающих московских бизнесменов с высшим образованием признались, что бьют своих детей. Кроме того мы выяснили, что 50% бизнес-леди бьют мужья. Более сильный бьет более слабого. В результате наступает разрядка.
Если говорить об агрессивности у детей, то это проявляется в неспособности контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение. Сейчас чаще стали встречаться дети с синдромом гиперактивности, а родители, как правило, не готовы к общению с такими детьми. В отношениях с гиперактивным ребенком нельзя применять те же самые правила, что и в отношениях с обычными детьми.

Какое влияние на агрессивность людей оказывают средства массовой информации?

Безусловно, это влияние существует. Хотя здесь нет прямых причинно-следственных связей. Влияние жестокости, возникающей на экранах телевизоров и видео, очень отсроченное, отодвинутое во времени.
В 60–70-е годы американцы провели рискованный эксперимент. В одном из маленьких городов в Калифорнии на 10% увеличили показ насилия на экранах. Через несколько месяцев на 5% увеличилось количество насильственных преступлений среди населения города.
Дети более подвержены негативному воздействию средств массовой информации, поскольку они, в отличие от взрослых (которые просто возбуждаются), принимают негативное поведение за образец.
Особенно хорошо это просматривается в экспериментальных ситуациях. Мы проводили небольшое исследование в детских садах. Оказалось, что агрессивные дети склонны смотреть агрессивные фильмы. А если это делается вместе с папой, то ребенок косвенно получает одобрение того, что видит на экране. И те дети, которые с удовольствием смотрят сцены насилия, начинают более агрессивно вести себя по отношению к сверстникам.

А как быть с мультиками типа «Том и Джерри»? Говорят, что даже они провоцируют агрессию?

Это — легенда. Тогда стоит говорить о «Ну, погоди!», поскольку Волк и Заяц более знакомы нашим детям. Дело в том, что у детей (в отличие от взрослых) есть своя особенность восприятия: чем реалистичнее картинка, тем больше она воздействует на психику ребенка. То, что происходит в мультиках, воспринимается детьми «понарошку». Гораздо сильнее в этом плане на детей влияет реальное поведение родителей, семейное насилие.
На формирование агрессивного поведения также влияет реальное поведение знакомых взрослых, затем документальное и только затем уже художественное кино.
Кроме того, насилие на экране оказывает сильное воздействие на детей, если они могут идентифицировать себя с героем. А с каким из героев в «Томе и Джерри» ребенок может себя идентифицировать? Так что эти мультики скорее можно отнести к разряду «контролируемых страшилок». Дети все равно знают, что ни Заяц, ни Волк, ни Том, ни Джерри никогда не победят. Они будут друг друга колошматить, это весело. Вспомним Чарли Чаплина, поскальзывающегося на банане и нелепо падающего, потасовки в его фильмах. Это смешно.
Когда мы смотрим хорошие комедии, мы не обучаемся насилию.
Расстрелы, трупы, взрывы намного опаснее и разрушительнее для детской психики.

А как вы относитесь к виртуальным играм?

По этому вопросу пока четкого представления нет. Хотя сейчас многие мои американские коллеги привлекаются западными фирмами для анализа и экспертизы видеоигр. У виртуальных игр есть своя особенность: в них есть элемент разрядки, их участник переживает катарсис.

Что же такое агрессия?

Под любой агрессией понимается мотивированное нанесение вреда другому человеку. Поэтому хирург, который может сделать человеку очень больно, — не агрессор, а промахнувшийся снайпер будет агрессором. Агрессия определяется по мотивации, хотя та не всегда может лежать на поверхности.
У агрессии есть три основных функции. В первую очередь, агрессия — лучший способ защиты своего «Я» от воображаемой или реальной угрозы. Проявление такой агрессии во многом зависит от того, что человек понимает под своим «Я». Есть масса людей, которые уже при первом знакомстве начинают вести себя агрессивно, поскольку должны постоянно самоутверждаться.
Вторая функция агрессии — выплеск психологического напряжения, поиск «козла отпущения» (об этом уже говорилось) и третья — достижение своей цели: «Я хочу прорваться к этой двери, поэтому отталкиваю всех на своем пути».
Вообще агрессию надо понимать очень широко. Она может быть как прямой, так и косвенной. Она может иметь форму доносов, сплетен, злых шуток. Злая Баба-Бабариха из сказки о царе Салтане — яркий пример косвенной агрессии.
Агрессия может быть направлена и на самого себя. Аутоагрессия — это не только суициды, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки, да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничижение, самообвинение. Сейчас эта проблема стала очень актуальной из-за психосоматических проблем и заболеваний.

Можно ли говорить об агрессивности как о черте характера, связанной с индивидуальными особенностями (темпераментом или акцентуацией) человека?

Безусловно, определенные личностные качества человека влияют на появление у него агрессии. Но это лишь биологический базис, в который «вплетается» агрессия. У человека есть другие личностные свойства, которые могут препятствовать агрессивным проявлениям. Есть немало агрессивных людей, прекрасно контролирующих себя. Например, выдающиеся спортсмены, которые в ходе поединка ведут себя чрезвычайно агрессивно, но становятся кроткими и милейшими людьми в жизни.
Существуют индейские племена, африканские народности, которые поощряют дружелюбие. Таких культур не очень много, но все они проповедуют отказ от основополагающих принципов нашей цивилизации: соревновательности, стремления к достижениям.
А в тех культурах, где властвует принцип конкуренции, агрессия присутствует непременно. В Америке растет агрессивность: там культивируется дух соревновательности, конкурентности, состязательности. Надо постоянно самоутверждаться!

А как же демократия?

Демократия и соревновательность прекрасно сочетаются. «Врезать локтем» товарищу при демократии можно не хуже, чем при тоталитаризме. В то же время при сталинском режиме у советских спортсменов отмечались самые благородные черты. Это культивировалось специально.

Можно как-то противостоять росту агрессии вокруг нас?

Конечно, это достаточно сложная проблема.
Безусловно, очень важна не профилактика собственно агрессивного поведения, а работа с личностью в целом: «Я-образом», «Я-концепцией», самосознанием человека. Нужно способствовать личностному росту детей, формированию у них уверенности в себе. Но окончательно проблема агрессии этим не снимается. Дело в том, что надо всегда учитывать контекст, в котором реализуется агрессия. Бывает, что агрессия проявляется со стороны учителя.
Для того чтобы проводить нормальную работу по профилактике и устранению агрессии, необходимы современные, близкие к нашим реалиям научные исследования. Нельзя ориентироваться на поверхностные или на устаревшие американские методики.
Когда в США нужно было подготовить национальный доклад для конгресса, то исследования по кино- и теленасилию проводились в течение десяти лет. При этом было обобщено 2,5 тысячи автономных изысканий. Это колоссальная работа! Но, к сожалению, все это было сделано в 70–80-е годы прошлого века. Правда, после всплеска насилия в школах там опять возобновились исследования.
У нас сейчас не проводится никаких масштабных исследований агрессивности. Серьезно этим занимается небольшая группка людей, их можно пересчитать по пальцам.
К сожалению, агрессия заразна. Создается «порочный круг»: меня родители били, и я буду бить своего ребенка. То, что горячий утюг и телефонный шнур — хорошее средство обучения, многие родители уже усвоили.
Агрессорами становятся дети, участвующие в драках, а также жертвы, которые хотят идентифицироваться с агрессором.

Да, Сергей Николаевич, картина вырисовывается неутешительная. Прочитают наши читатели эти слова, и руки у них опустятся...

Это не значит, что надо прекратить повседневную психологическую работу по профилактике агрессивного поведения у детей. Психологам надо руководствоваться правилом: ребенок должен четко понимать, что за насилием последует немедленное, неотвратимое и справедливое наказание. это остановит его от следующих неверных шагов. Если наказание отсрочено, неадекватно, то оно приносит только вред.
Это и многое другое надо объяснять и родителям, и учителям. Надо проводить и личностные тренинги, понимая при этом, что большая их часть — это тренинги самопонимания, самоуважения, поднятия самооценки. Мы должны работать с агрессией косвенно: чем больше сила «Я» человека, чем сильнее его способность к саморегулированию, тем меньше у него агрессивности, тем менее он фрустрирован и более толерантен.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Отдел клинической психологии
Научного центра психического здоровья
Российской академии медицинских наук
Тел.: (095) 115-93-17