КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО
КОРРЕКЦИИ
Л.М. Семенюк
М.: Московский психолого-социальный институт,
Флинта, 1998
Ввиду того что школьные психологи постоянно
жалуются на недостаток специальной литературы,
книги серии «Библиотека школьного психолога»,
казалось бы, должны распродаваться нарасхват.
Увы, с книгами издательства «Флинта» этого не
происходит. Учебное пособие Л.М. Семенюк, наряду с
прочими изданиями этой серии, третий год лежит на
прилавках, не вызывая читательского энтузиазма.
Это особенно обидно в связи с тем, что данная
книга, как и большинство прочих в этой серии,
содержит интересную информацию, которая могла бы
в самом деле быть полезной для школьного
психолога.
Беда в том, что замысел издателей реализован ими
не очень выигрышно. Блеклое однотипное
оформление книг оставляет желать лучшего. Но
самый главный просчет состоит в том, что издатели
предпочли ограничиться крайне малым объемом
пособия. Создается впечатление, что в качестве
учебного пособия читателю предлагается
автореферат диссертационного исследования
(возможно, так оно и есть на самом деле). Такой
скромный объем и соответствующий стиль не
позволяют раскрыть важную тему достаточно
широко и полно, хотя не вызывает сомнения, что
автору есть что сказать и сверх написанного.
Что же мы сегодня имеем на 92 страницах? В полном
соответствии с диссертационной стилистикой,
книга открывается разделом «Проблема
агрессивности и ее решение в психологической
науке» со ссылками на многочисленных авторов, в
основном зарубежных. Ссылки скрупулезно
перенесены из диссертации, но список литературы
в конце книги значительно сокращен — в
результате ссылки повисают в воздухе (вероятно,
издатели спохватились и решили, что учебное
пособие должно чем-то от диссертации отличаться).
Специальный раздел, посвященный методикам
изучения агрессивности подростков, содержит
достаточно подробное описание двух известных
опросников — непременного Басса—Дарки и
Фрейбургского, плюс описание теста склонности к
риску. Правда, в практических целях эти описания
использовать нельзя, так как подробные
инструкции по обработке результатов
отсутствуют.
Проективные методы не затрагиваются автором
вовсе. Зато подчеркивается важность
использования метода наблюдения, а также беседы.
И с этим нельзя не согласиться. Правильно
построенная беседа может прояснить больше, чем
любой опросник.
По-настоящему интересным представляется
собственное авторское исследование причин и
специфики проявления агрессивности на разных
стадиях подросткового возраста, а также попытка
типологизировать агрессивное поведение
современных подростков.
Завершающая глава «Психологические условия
корригирования агрессивного поведения
подростков» представляет, пожалуй, наибольший
интерес, ибо в ней намечаются реальные
конструктивные приемы коррекционной работы. Увы,
только намечаются — по той же самой причине
чрезмерной лаконичности.
Но самое главное поучительное качество пособия
состоит в том, что оно представляет собой
добротный пример выполнения диссертационного
исследования. Интересно, над чем сегодня
работает Л.М. Семенюк — над новой книгой или над
докторской?
Сергей СТЕПАНОВ
|