Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ

 

Л.М. Семенюк
М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998

 

Ввиду того что школьные психологи постоянно жалуются на недостаток специальной литературы, книги серии «Библиотека школьного психолога», казалось бы, должны распродаваться нарасхват. Увы, с книгами издательства «Флинта» этого не происходит. Учебное пособие Л.М. Семенюк, наряду с прочими изданиями этой серии, третий год лежит на прилавках, не вызывая читательского энтузиазма. Это особенно обидно в связи с тем, что данная книга, как и большинство прочих в этой серии, содержит интересную информацию, которая могла бы в самом деле быть полезной для школьного психолога.
Беда в том, что замысел издателей реализован ими не очень выигрышно. Блеклое однотипное оформление книг оставляет желать лучшего. Но самый главный просчет состоит в том, что издатели предпочли ограничиться крайне малым объемом пособия. Создается впечатление, что в качестве учебного пособия читателю предлагается автореферат диссертационного исследования (возможно, так оно и есть на самом деле). Такой скромный объем и соответствующий стиль не позволяют раскрыть важную тему достаточно широко и полно, хотя не вызывает сомнения, что автору есть что сказать и сверх написанного.
Что же мы сегодня имеем на 92 страницах? В полном соответствии с диссертационной стилистикой, книга открывается разделом «Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке» со ссылками на многочисленных авторов, в основном зарубежных. Ссылки скрупулезно перенесены из диссертации, но список литературы в конце книги значительно сокращен — в результате ссылки повисают в воздухе (вероятно, издатели спохватились и решили, что учебное пособие должно чем-то от диссертации отличаться).
Специальный раздел, посвященный методикам изучения агрессивности подростков, содержит достаточно подробное описание двух известных опросников — непременного Басса—Дарки и Фрейбургского, плюс описание теста склонности к риску. Правда, в практических целях эти описания использовать нельзя, так как подробные инструкции по обработке результатов отсутствуют.
Проективные методы не затрагиваются автором вовсе. Зато подчеркивается важность использования метода наблюдения, а также беседы. И с этим нельзя не согласиться. Правильно построенная беседа может прояснить больше, чем любой опросник.
По-настоящему интересным представляется собственное авторское исследование причин и специфики проявления агрессивности на разных стадиях подросткового возраста, а также попытка типологизировать агрессивное поведение современных подростков.
Завершающая глава «Психологические условия корригирования агрессивного поведения подростков» представляет, пожалуй, наибольший интерес, ибо в ней намечаются реальные конструктивные приемы коррекционной работы. Увы, только намечаются — по той же самой причине чрезмерной лаконичности.
Но самое главное поучительное качество пособия состоит в том, что оно представляет собой добротный пример выполнения диссертационного исследования. Интересно, над чем сегодня работает Л.М. Семенюк — над новой книгой или над докторской?

Сергей СТЕПАНОВ