ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ
Мама приняла решение перевести Мишу в другую
школу после третьего класса. Точнее, в школе ей
сказали, что в пятый класс ребенка не возьмут, и
предложили перевести его в соседнюю школу. Завуч
объяснила это тем, что учителя не могут работать
на уроке, когда Миша в классе, родители детей
жалуются на поведение мальчика, а переход в новую
школу, может быть, поможет Мише изменить свое
поведение.
Доводы мамы, что ребенок за прошедшие годы и так
нередко менял школьные коллективы, и ее просьба
оставить сына в классе, к которому он уже привык,
администрацию школы не убедили.
...Одноклассники приняли Мишу спокойно, вероятно,
все знакомились с новыми предметами, учителями и
появление в классе нового человека осталось «за
кадром» их школьной жизни.
Но вдруг о Мишке заговорили — все и сразу:
учителя жаловались, что он нарушает дисциплину
на уроках, девчонки-одноклассницы — что дерется.
Отец ругал сына, но когда мальчик ласково обнимал
маму, родители никак не могли согласиться с
ярлыком, который ребенку навесили в школе, —
агрессивный и социально опасный.
Конечно, мама и сама замечала, что Мишка любым
способом стремится быть первым среди
сверстников и это у него получается. Еще в
детском саду воспитатели удивлялись, как легко
ему удавалось что-то придумать, организовать
ребят на какую-то игру, а потом неожиданно для
всех оборвать ее ссорой или дракой.
Миша не уживался не только с детьми, но и со
взрослыми, если они были несправедливы к нему.
Он чувствовал неискренность взрослых и по-детски
мстил им (делал он это очень избирательно). Мстил
за часы страха, когда трехлетним был оторван от
мамы врачами, а «добрыми» больничными нянечками
заперт почти на всю ночь в темную ванную комнату,
чтобы не мешал другим детям своим слишком
громким плачем. И нашли его там случайно уже под
утро уснувшим на больничном стуле.
В детском саду он прятался в ящик из-под обуви.
Воспитательница, найдя его там, лупила и запирала
в темной кладовке. Миша не жаловался, о подобных
случаях мама узнавала от детей в группе. Может
быть, поэтому в детстве дома он очень часто
плакал — просто просыпался, открывал глаза и
плакал (такое вот «чувство внутреннего
неблагополучия»), но никогда не показывал свои
слезы в детском саду или в школе, что, вероятно,
тоже вызывало раздражение взрослых.
Надежды родителей, что Миша повзрослеет и в школе
все будет по-другому, не оправдались.
Он мешал вести уроки, гордо выкрикивая с места
ответы на поставленные вопросы и получая
«двойки» за поведение. Когда дома его спрашивали,
зачем он это делает, он отвечал: «А меня
по-другому не спрашивают, но ведь я знаю!»
На переменах он бегал так, что порой не видел не
только окружающих его детей, но и взрослых. А
потом перестал слушать учителей на уроке. Сидел и
просто смотрел в окно. Дневник его напоминал
жалобную книгу. Родители сидели на уроках,
наказывали сына, разговаривали с ним и по-своему
жалели.
Мишку переводили в школе из класса в класс: из
обычного в коррекционный, из коррекционного в
класс компенсирующего обучения, при этом
отмечая, что мальчик он способный, вот только с
поведением у него проблемы.
Было похоже, что он просто проверяет, что можно, а
что нельзя, осваивая таким образом новое
пространство. (К сожалению, сегодня школа не
вводит ребенка в учебный процесс. Нормы, которые
декларирует учитель, для многих детей остаются
чужими. Большинство учащихся начальной школы
подчиняются учителю, некоторые пытаются эти
нормы понять и освоить.)
В каждом новом классе Миша начинал все заново.
Мама старалась с учителями не спорить, боялась,
как бы не ухудшить и так неважное положение сына
в школе, и выполняла все требования: просили
показать невропатологу — шла с ребенком к врачу,
направляли к психиатру — отправлялась туда.
Медики внимательно выслушивали маму, затем —
ребенка. Говорили о его повышенной возбудимости,
выписывали какие-то препараты, назначали
процедуры, но в школьной ситуации ничего не
менялось.
В конце августа, перед началом нового учебного
года в очередной незнакомой школе, у Миши
появились признаки нервного тика.
На месяц он как будто затих. А затем все стало на
свои места. Драки, ссоры, жалобы, домашние слезы.
Психологи, к которым обратились за помощью
родители, пытались что-то сделать, решая детские
проблемы Миши. На занятиях они рисовали, лепили,
но ситуация в школе все больше обострялась.
Решением педсовета, на основании заключения
психологов, Мишу вывели на индивидуальное
обучение. Вот уже второй год учителя приходят к
нему домой и дают каждый по одному уроку в неделю.
Жалоб с их стороны на поведение и успеваемость
Миши нет. Возможно, Миша и закончит девятый класс
в таком режиме.
А что дальше?..
Татьяна БИЛЬГИЛЬДЕЕВА
|