ИСТОРИЯ ВОПРОСА
ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ
СОСТАВНЫЕ
ЧАСТИ НАУКИ О ВРАЖДЕБНОСТИ
Известная книга Конрада Лоренца, изданная в
нашей стране под лаконичным названием
«Агрессия», в оригинале называется иначе — «Так
называемое зло». Сама эта формулировка четко
обозначает позицию автора: агрессия, которую
принято считать злом, на самом деле таковым не
является, а выступает естественным, биологически
целесообразным механизмом выживания живых
существ.
На многочисленных примерах автор демонстрирует:
напористый агрессор имеет больше шансов
добиться своего, а «примиренец», как правило,
бывает подавлен, в широком смысле слова
«использован», даже уничтожен. Такова природа
всех живых существ, в том числе и человека, и
любые попытки ее переделать обречены на провал. С
природой необходимо просто считаться, стараясь
направить древние импульсы в приемлемое русло.
Хотя последняя задача также представляется
практически невыполнимой — на протяжении всей
истории человечества она постоянно ставилась, но
еще никому не удавалось найти ее безупречное
решение.
Противоположную точку зрения отстаивает наш
соотечественник В.П. Эфроимсон. По его убеждению,
биологически целесообразным приспособительным
механизмом является отнюдь не тяга к
насильственному подавлению других, а напротив —
альтруистическое стремление оказывать другим
поддержку. Культивируя это стремление (главным
образом — безотчетно), человек и стал человеком,
хотя источники человеческого альтруизма
прослеживаются автором еще в животном мире
(понятно, что такого рода биологизация
стремлений, которые принято считать сугубо
человеческими, вызывала острую критику в
советской науке).
Вопрос о том, является ли агрессивность
неотъемлемым атрибутом человеческой природы или
социально обусловленным извращением этой самой
природы, по сей день остается остро
дискуссионным. Так или иначе, агрессия во все
времена выступала важным элементом социального
бытия человека, более того — часто составляла
для человека серьезную проблему: большинство
человеческих бед — это страдания жертв агрессии.
ПРИРОДА АГРЕССИВНОСТИ
Для психолого-педагогической науки вопрос о
природе агрессивности имеет особое значение,
поскольку от ответа на него зависит выбор
способов гуманизации общества посредством
воспитательных воздействий.
Если агрессивность изначально присуща человеку,
то возможно ли смягчение и подавление этой
природной тенденции, направление ее в приемлемое
русло?
Если условия существования принуждают человека
быть агрессивным, то что это за условия и нельзя
ли их изменить?
Если человек приобретает эту неблаговидную
черту вследствие дурных влияний, нельзя ли
нивелировать эти влияния или по крайней мере
снизить их негативный эффект?
Существует три основных подхода в объяснении
природы агрессивности.
Первый объединяет теории, в которых
агрессивность трактуется как врожденное,
инстинктивное свойство человека (сюда входят
разнообразные теории психоаналитического толка,
начиная с ортодоксального фрейдистского
психоанализа, а также близкие к ним теории
этологические).
В рамках второго подхода (отчасти
перекликающегося с первым) агрессия описывается
как поведенческая реакция на фрустрацию.
Третий составляют концепции, рассматривающие
агрессивность как характеристику поведения,
формирующуюся в результате научения
(бихевиоральные теории).
Дабы оценить, насколько практически
продуктивным является тот или иной подход,
рассмотрим основные положения каждого.
РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ.
ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Основоположником этого подхода является З.
Фрейд. На протяжении уже ста лет его теория
выступает предметом ожесточенных споров, однако
благодаря трудам Фрейда агрессия и
агрессивность были превращены из темы
морализаторских рассуждений в объект научного
анализа. Рассматривая психоаналитические
теории, не следует забывать об отмеченном еще И.П.
Павловым умении психоаналитиков обращать
внимание на важные стороны организации
психической деятельности при неспособности
адекватно объяснить наблюдаемые факты.
Во многих современных учебниках отмечается, что
источником агрессивного поведения в
психоаналитической трактовке выступает Танатос
— инстинктивное влечение к смерти и разрушению.
Важно отметить, что эта концепция сложилась в
поздних работах Фрейда, а первоначально он
придерживался иных взглядов. В своих ранних
работах Фрейд утверждал, что все человеческое
поведение проистекает, прямо или косвенно, из
Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого
(либидо) направлена на сохранение, упрочение и
воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия
рассматривалась просто как реакция на
блокирование либидозных импульсов.
Первоначально агрессия как таковая не
трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть
жизни.
Концепция С. Шпильрейн
Первым исследователем психоаналитической
школы, заговорившим об изначальной природе
человеческой деструктивности, была наша
соотечественница, соратница Фрейда и Юнга,
Сабина Шпильрейн. Еще в ноябре 1911 года, на
заседании Венского психоаналитического
общества ею был сделан доклад на тему
«Разрушение как причина становления», год спустя
одноименная статья появилась в печати.
Центральная идея этой работы, впоследствии
развитая Фрейдом в его поздних теоретических
построениях, была сформулирована следующим
образом.
Чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему
предшествовало («до основанья, а затем...»), то
есть во всяком акте созидания содержится процесс
разрушения. Инстинкт самовоспроизведения
содержит в себе два равных компонента — инстинкт
жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества
влечение к смерти и разрушению не является чем-то
внешним. Напротив, влечение к смерти является
неотторжимой сущностью влечения к жизни.
Идеи молодой россиянки (действительно, довольно
странные для 26-летней особы, если не принимать во
внимание весьма своеобразную личность Сабины
Шпильрейн) вызвали бурную дискуссию в стане
психоаналитиков. Фрейд писал: «Я помню мое
собственное защитное отношение к идее инстинкта
разрушения, когда она впервые появилась в
психоаналитической литературе, и то, какое
долгое время понадобилось мне, прежде чем я смог
ее принять».
Время прошло, и Фрейд в своей знаменитой работе
«По ту сторону принципа удовольствия» (1920),
написанной им, как часто считают, под влиянием
опыта мировой войны и ряда личных потерь,
повторил основные выводы Шпильрейн. Он отдал ей
должное в характерной для него манере: «В одной
богатой содержанием и мыслями работе, к
сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина
Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих
рассуждений».
Танатос
По Фрейду,
Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса
направлена на разрушение и прекращение жизни.
Начиная с 1920 года, Фрейд утверждал, что все
человеческое поведение является результатом
сложного взаимодействия этого инстинкта с
Эросом и что между ними существует постоянное
напряжение. Ввиду острого конфликта между
сохранением жизни и ее разрушением, другие
механизмы (например, смещение) служат цели
направлять энергию Танатоса вовне, в направлении
от Я. Таким образом, Танатос косвенно
способствует тому, что агрессия выводится наружу
и направляется на других. На этой идее
базируется, в частности, теория Мелани Кляйн,
которая рассматривает агрессию как проекцию
собственного саморазрушительного влечения
человека.
Однако, в отличие от М. Кляйн, далеко не все
последователи Фрейда солидаризировались со
столь спорной идеей. Даже «верный гусар» Джонс
признавал: «Не обнаружено ни одного
биологического свидетельства, которое
подтверждало бы идею инстинкта смерти, — идею,
которая противоречит всем принципам биологии».
Данный аспект фрейдистского учения был
фактически отвергнут или проигнорирован многими
верными учениками Фрейда. Но даже они готовы были
согласиться, что агрессия проистекает из
врожденных, инстинктивных сил.
Попытки детальной разработки теории инстинкта
смерти, которая предложила существование особой,
присущей ему энергии, аналогичной либидо,
фактически не продвинулись дальше того, чтобы
дать этой энергии название, — в работах
фрейдистов она фигурирует как мортидо, или
деструдо.
Пессимистические выводы
Небезынтересными, хотя и спорными,
представляются рассуждения Фрейда о становлении
агрессивности в ходе индивидуального развития.
Если согласиться с его возрастной периодизацией,
следует обратить внимание, что, по мнению Фрейда,
фиксация на оральной стадии развития может
привести к формированию таких агрессивных черт,
как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация
на анальной стадии может привести к формированию
упрямства, к которому легко присоединяется
склонность к гневу и мстительности.
В целом взгляды Фрейда на истоки и природу
агрессии крайне пессимистичны. По его убеждению,
агрессивное поведение — не только врожденное,
берущее начало из «встроенного» в человека
инстинкта смерти, но также и неизбежное,
поскольку, если энергия Танатоса не будет
обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению
самого индивида. Единственный проблеск надежды
связан с тем, что внешнее проявление эмоций,
сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку
разрушительной энергии и таким образом
уменьшить вероятность более опасных действий.
Этот аспект теории Фрейда часто
интерпретируется следующим образом: совершение
экспрессивных действий, не сопровождающихся
разрушением, может быть эффективным средством
предотвращения более опасных поступков. Однако
при внимательном прочтении первоисточников
возникают сомнения в таких утверждениях. Хотя у
Фрейда не обозначена четкая позиция по вопросу о
силе и продолжительности катарсиса (очищения,
облегчения), он все же склонялся к тому, что это
явление непродолжительно и по силе
незначительно.
Таким образом, выводы отсюда вытекают отнюдь не
оптимистические. Агрессивность как неотъемлемая
характеристика человека требует усмирения,
подавления силами всех институтов социализации
(а это процесс неизбежно болезненный,
травматический) при частичном допущении
периодического социально приемлемого
отреагирования деструктивных импульсов.
Сторонники такого подхода считают, что наиболее
цивилизованной формой разрядки агрессии для
человека являются конкуренция, различного рода
состязания, занятия физическими упражнениями и
участие в спортивных соревнованиях.
Неотъемлемое качество сознания
Однако значительное число психологов не
разделяют такого фатального взгляда на
человеческое поведение.
Во-первых, хотя ими и не отрицается, что
человеческая агрессивность имеет свои
эволюционные и физиологические корни, но
осуждается ограниченность представлений о
природе человека как о чем-то неизменном.
Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того,
является агрессия инстинктом или же она лишь
поставляет энергию, позволяющую Я эффективно
осуществлять «принцип реальности», преодолевать
препятствия на пути к удовлетворению других
влечений. Распространено мнение, что
агрессивность — это сила, с которой человек
выражает свою любовь и ненависть к окружающим
или к самому себе и с которой он пытается
удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является
механизмом, благодаря которому эти
инстинктивные тенденции направляются на другие
объекты, в первую очередь — на людей с целью их
покорения и завоевания. Склоняясь к таким
трактовкам, даже многие психоаналитики отходят
от жестких фрейдовских схем и рассматривают не
только биологическую, но и социальную сторону
агрессии.
Для А. Адлера (его разрыв с Фрейдом в 1911 году
хронологически совпал с первым докладом С.
Шпильрейн о деструктивных тенденциях психики)
агрессивность является неотъемлемым качеством
сознания, организующим его деятельность.
Универсальным свойством живой материи Адлер
считает соревновательность, борьбу за
первенство, стремление к превосходству. Однако
эти базовые влечения становятся аутентичными
только в контексте правильно понятого
социального интереса. Агрессивное, или,
выражаясь словами Адлера, «агонизирующее»,
сознание порождает различные формы агрессивного
поведения — от открытого до символического,
каким, например, является хвастовство — его цель
состоит в символической реализации собственного
могущества и превосходства. По мнению Адлера, это
связано с тем, что агрессивный инстинкт включает
в себя женский нарциссический компонент,
требующий признания и преклонения.
Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры,
приобретает и другие символические формы —
связанные с причинением боли и унижением
ритуалы, обряды, конвенциональные формы
наказаний и т.п. Кроме того, по Адлеру, всякое
контрпринуждение, то есть ответная агрессия,
является естественной сознательной или
бессознательной реакцией человека на
принуждение, вытекающей из желания каждого
индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.
Антитезой насилия, понимаемого как
злоупотребление властью, в индивидуальной
психологии Адлера является «категорическая
ненасильственность».
Борьба за выживание
Новое звучание тема изначальной
предопределенности агрессии получила благодаря
работам одного из основоположников этологии, уже
упоминавшегося К. Лоренца. Придерживаясь
эволюционного подхода к исследованию этой
проблемы, Лоренц продемонстрировал неожиданное
сходство с позицией Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде
всего из врожденного инстинкта борьбы за
выживание, который присутствует у людей так же,
как и у всех живых существ. Лоренц предполагал,
что этот инстинкт развился в ходе длительной
эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его
важные функции. Во-первых, борьба рассеивает
представителей видов на широком географическом
пространстве, и тем самым обеспечивается
максимальная утилизация имеющихся пищевых
ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить
генетический фонд вида за счет того, что оставить
потомство сумеют только наиболее сильные и
энергичные. В-третьих, сильные животные лучше
защищаются и обеспечивают выживание своего
потомства.
В то время как у Фрейда не было однозначного
мнения относительно накопления и разрядки
инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был
совершенно определенный взгляд на эту проблему.
Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим
источником инстинкт борьбы) генерируется в
организме спонтанно, непрерывно, в постоянном
темпе, регулярно накапливаясь с течением
времени.
Таким образом, развертывание явно агрессивных
действий является совместной функцией 1)
количества накопленной агрессивной энергии и 2)
силы особых, облегчающих разрядку агрессии
стимулов в непосредственном окружении.
Другими словами, чем большее количество
агрессивной энергии имеется в данный момент, тем
меньшей силы стимул нужен для того, чтобы
агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с
момента последнего агрессивного проявления
прошло достаточно времени, подобное поведение
может развернуться и спонтанно, в отсутствие
высвобождающего стимула.
Важно отметить, что «психогидравлическая»
модель Лоренца (оперирующая механизмом
«выпускания пара») в основном базируется на
переносе результатов исследований, полученных
на животных, на человеческое поведение.
НЕУТОЛЕННЫЕ НУЖДЫ.
ФРУСТРАЦИОННАЯ
(ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ) МОДЕЛЬ
Эта теория
возникла в противовес концепциям влечений: здесь
агрессивное поведение рассматривается как
ситуативный, а не эволюционный процесс.
Основоположником этого направления
исследования человеческой агрессивности
считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям,
агрессия — это не автоматически возникающее в
организме человека влечение, а реакция на
фрустрацию — попытка преодолеть препятствие на
пути к удовлетворению потребностей, достижению
удовольствия и эмоционального равновесия.
Данная теория утверждает, что агрессия всегда
есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда
влечет за собой агрессию. Помимо основных
понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых
неразрывно, теория оперирует также ключевыми
понятиями торможения и замещения.
Агрессия понимается как намерение навредить
другому своим действием.
Фрустрация возникает, когда появляется помеха
осуществлению условной реакции. Причем степень
фрустрации зависит от силы мотивации к
выполнению желаемого действия, значительности
препятствия и количества целенаправленных
действий (попыток).
Например, представим, что родитель-аккуратист
безуспешно пытается приучить маленького ребенка
поддерживать порядок в детской комнате (к чему
малыш в силу своих возрастных особенностей еще
не способен). Как правило, это не приводит ни к
чему, кроме возникновения состояния фрустрации у
родителя, и на голову ребенка начинают сыпаться
саркастические замечания, обвинения, выговоры и
наказания.
Торможение — это тенденция ограничить или
свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных
последствий. В частности, установлено, что
торможение любого акта агрессии прямо
пропорционально силе ожидаемого наказания.
Вероятно, поэтому родители, практикующие
наказания своих детей за плохие отметки, почти
всегда по внешней активности и настроению
ребенка безошибочно угадывают, какую отметку он
получил в школе: ребенок приходит домой с
чувством вины и стремится уединиться.
Кроме того, торможение прямых актов агрессии
почти всегда является дополнительной
фрустрацией, которая вызывает агрессию против
человека, воспринимаемого как виновник этого
торможения. Например, мать, запрещая ребенку
баловаться и драться, может столкнуться с
ответными оскорблениями («Ты плохая!») или
упреками («Ты меня не любишь!»).
Замещение — это стремление участвовать в
агрессивных действиях, направленных против
какого-либо другого лица, а не истинного
источника фрустрации. Ребенок, который не может
наказать провинившегося старшего, со злостью
принимается портить его вещи, то есть
безответные неодушевленные предметы. Или
оскорбленный поведением родителей старший брат
бьет ни в чем не повинного младшего.
Одной из примечательных идей фрустрационной
теории агрессии является эффект катарсиса,
заимствованный из психоанализа. Катарсис — это
процесс освобождения возбуждения или
накопившейся энергии, приводящий к снижению
уровня напряжения. Суть этой, уже тривиальной,
идеи состоит в том, что физическое или
эмоциональное выражение враждебных тенденций
приводит к временному облегчению, в результате
чего достигается психологическое равновесие и
ослабляется готовность к агрессии.
Как и концепция влечений, фрустрационная теория
не избежала критики. Основной огонь критики
пришелся на гипотезу о жесткой
взаимопредопределенности самой схемы
«фрустрация-агрессия». Было замечено, что люди
довольно часто испытывают фрустрацию, но не
обязательно при этом ведут себя агрессивно, и
наоборот.
Сторонники фрустрационной теории согласились с
этим и несколько видоизменили свою позицию.
Представителем такой модифицированной формы
теории обусловливания агрессии фрустрацией
является Л. Берковиц. Он ввел новую переменную,
характеризующую возможные переживания,
возникающие в результате фрустрации, — гнев как
эмоциональную реакцию на фрустрирующий
раздражитель. Берковиц признавал также, что
агрессия не всегда является доминирующей
реакцией на фрустрацию и при определенных
условиях может подавляться.
В концептуальную схему «фрустрация-агрессия»
Берковиц ввел три существенные поправки: а)
фрустрация не обязательно реализуется в
агрессивных действиях, но она стимулирует
готовность к ним; б) даже при состоянии
готовности агрессия не возникает без надлежащих
условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с
помощью агрессивных действий воспитывает у
индивида привычку к подобным действиям.
В более поздних работах отмечается, что при
фрустрации личность реагирует целым комплексом
защитных реакций, из которых лишь одна играет
ведущую роль. Это может быть, например, уход,
сопровождающийся символическим агрессивным
действием (буквальный пример — уйти, хлопнув
дверью).
ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО
НАУЧЕНИЯ (БИХЕВИОРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ)
В отличие от прочих, эта теория гласит, что
агрессия представляет собой поведение,
усвоенное в процессе социализации посредством
наблюдения соответствующего способа действий
при социальном подкреплении. Образец поведения в
данном случае рассматривается как средство
межличностного воздействия. Поэтому
существенное внимание здесь уделяется изучению
влияния первичных посредников социализации, а
именно родителей, на обучение детей агрессивному
поведению. В частности, было доказано, что
поведение родителей может выступать в качестве
модели агрессии и что у агрессивных родителей
обычно бывают агрессивные дети.
Кроме того, названная теория утверждает, что
человек научается и более эффективным
агрессивным действиям: чем чаще он их использует,
тем совершенней они становятся. Вместе с тем
существенное значение имеет успешность
агрессивных действий: достижение успеха при
проявлении агрессии может заметно повысить силу
ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех
— силу тенденции торможения.
Другим важным элементом этой теории является
социальное подкрепление. Под подкреплением
обычно понимается какое-либо действие,
призванное усилить определенную реакцию. Если
вести речь именно о социальном подкреплении,
следует иметь в виду неосязаемое подкрепление,
словесное и несловесное обращение,
контролируемое другими людьми. Это может быть
похвала или выговор, улыбка или насмешка,
дружеские или враждебные жесты.
Существуют неопровержимые доказательства того,
что если ребенок ведет себя агрессивно и
получает при этом положительное подкрепление, то
вероятность его агрессии в будущем в аналогичных
ситуациях многократно возрастает. Постоянное
положительное подкрепление определенных
агрессивных актов в конце концов формирует
привычку агрессивно реагировать на самые
разнообразные раздражители. То есть наблюдение и
подкрепление агрессии со временем развивают у
человека высокую степень агрессивности как
личностной черты.
Педагогические рекомендации в русле этого
подхода основываются на наблюдении
противоположного свойства: наблюдение и
подкрепление неагрессивного поведения
способствует снижению враждебности.
Многие практические психологи сходятся во
мнении, что именно теория социального научения
является наиболее эффективной в объяснении,
предсказании и коррекции агрессивного
поведения.
При всей несхожести разных подходов, все они
подводят к важному практическому выводу:
формирующуюся личность необходимо научить
терпимому, благожелательному, гуманному
отношению к людям. Если этого не делать, то
обижать людей человек легко научится сам.
Сергей СТЕПАНОВ