Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

"МНОГО СТРОГОСТИ НЕ БЫВАЕТ"

Недавно ко мне обратилась встревоженная мама и попросила помочь ей разобраться в ситуации с ее ребенком.
Мальчик, назовем его Сашей, учится в престижной школе, во втором классе. Ситуация, которая встревожила маму, заключается в следующем.
В тот вечер Саша вернулся из школы несколько позже, чем обычно, был разговорчив и суетлив. После ужина сын остался с мамой на кухне, чтобы помочь вымыть посуду. Работа была выполнена, и мама, чмокнув сына в щечку, погладив по голове, прижала к себе в знак благодарности. В глазах у ребенка заблестели слезы, и он с трудом произнес: «Мама, у меня ничего не получается, может, мне лучше не жить?!»
Несколько минут мама была в шоке. Она попыталась выяснить причину произошедшего. Оказалось, что на последней контрольной работе по математике Саша получил оценку «два».
Мама успокоила Сашу, он уснул, продолжая во сне всхлипывать. Утром мама пошла к учителю.
В этот день Саша был весел, после уроков долго играл с одноклассниками.
Мама высказала мне свое мнение по поводу такой реакции сына на плохую отметку: может быть, Саша, опережая родительскую реакцию на «двойку», решил таким образом уберечь себя от родительского гнева?
Интересны воспоминания мамы.

Саша и раньше тяжело переносил отметки ниже «пятерки». Он ведь способный, может учиться только на «пять».
Когда он готовился к школе, мы с отцом разговаривали с ним серьезно, по-взрослому, о том, что сегодня, если хочешь чего-то достичь, надо учиться. Да и вообще, если хочешь делать дело, нужно делать его лучше всех, а иначе зачем? У нас не было даже мысли, что наш сын будет плохо учиться — это была скорее профилактика. Так, на всякий случай.
На выпускном празднике в детском саду сын читал стихи. Строчки из этого стихотворения — «Я в школу иду, чтоб учиться на «пять» — отец Саши написал крупно и повесил над столом.
Как всегда бывает, родственники в этот период чаще других задавали Саше один вопрос: «Ну, Саша, как ты будешь в школе учиться?»
Если честно, то сейчас я не помню, что отвечал Саша, тогда такие вопросы воспринимались как дежурные фразы. О чем еще спрашивать ребенка на пороге школьной жизни?
В первые школьные дни Саша коллекционировал цветочки, листочки и другие знаки внимания, которые были вложены в его тетради учителем.
Удивительно, но каждый день, приходя из школы домой, сын с удовольствием объявлял, сколько «пятерок» он получил, и демонстрировал свои работы.
Помню, однажды отец Саши выразил свои сомнения по поводу того, что и не «пятерки» это вовсе, а какие-то пчелки, кленовые листочки и всякая прочая ерунда. На это Саша невозмутимо ответил, что все это и есть «пятерки», а вот если бы листочки были дубовые, то это были бы «четверки», а если березовые, то — «тройки». Вероятно, эта проблема обсуждалась детьми не раз, так как одноклассники Саши так же невозмутимо переводили полученные значки в обычные отметки.

(И в этом вся наша безотметочная система обучения. Кого обманываем? Похоже, только себя, изобретая все новые игры, в которые сами же и играем.)
Хорошая дошкольная подготовка сына (Саша пошел в школу, умея бегло читать, считать в пределах 100, писать) сделала свое дело. Саша был успешен, за уроками практически не сидел. Несколько настораживало, что читать стал меньше. Когда я просила его почитать, он отвечал: «А зачем, я и так быстрее всех в классе читаю».
В знак признания заслуг сына папа купил ему компьютер, и Саша часами торчал у дисплея. В конце четверти отец обязательно выяснял, кто лучший ученик в классе и, получив нужный ответ, делал сыну подарки.
Однажды, вернувшись с работы чуть позже, я услышала только обрывок фразы отца: «Не смей никому задавать дурацких вопросов! Ты что, хочешь чтобы все узнали, что ты ничего не знаешь? Лучше помолчи!» Вскоре после этого разговора Саша заболел. Болел он долго и пропустил в школе много уроков. В результате четверть он закончил с двумя «четверками». Все каникулы он просидел дома. Так решил отец. Это было первое в его жизни наказание.
Как-то нас с мужем пригласили зайти в школу. Муж был встревожен. Он пролистал тетради и дневник сына, ничего подозрительного в них не нашел и немного успокоился.
Разговор с учительницей был странным. Она говорила об отношении Саши к школьным отметкам и в связи с этим об отношении одноклассников к нему. По ее словам, Саша с ужасом ждал выставления отметок, он не плакал, не требовал, но поставить ему плохую отметку — рука не поднималась. Его работы и ответы действительно были хорошими, но какими-то скучными. Мальчик много суетится, ведет себя совершенно неестественно. На перемене он — живой ребенок, а на уроке его как будто подменяют.
Учительница спросила нас, не слишком ли мы строги с Сашей? Ребятам стало трудно с ним общаться. Учительница также поинтересовалась, чем Саша любит заниматься дома, читает ли, о чем рассказывает нам, какие книги особенно любит, кто из ребят класса бывает у Саши дома?
На этом муж беседу оборвал: «Мой сын ходит в школу, для того чтобы поступить в приличный институт и получить высшее образование, а для этого ему нужен отличный аттестат. А друзья — они потом найдутся. Мой сын мне спасибо скажет, ибо много строгости не бывает. Мои родители в свое время меня уму-разуму не научили. Теперь всю жизнь доказываю, что не дурак...»
Вечером дома были просмотрены все книги и составлен список тех, которые Саша должен был прочитать. Компьютер был выключен и заперт.
Саша не плакал, он вообще никогда не плакал, даже когда был маленьким. Муж всегда твердил, что слезы недостойны мужчины.

Папа от встреч с психологом отказался. А мама сидела передо мной и плакала. В глазах ее был немой вопрос: «Почему? Ведь мы старались как лучше... Все делали для сына». Что ей ответить? Ведь самое главное — Саше не хватало родительской любви, которая дает право на ошибку и неудачу. Любви, которая принимает его, а не отталкивает. А о любви, как правило, не говорят, ею живут.
Вот такая история. Конечно, в ней еще много недосказанного и невыясненного. Но эта история вновь заставила задуматься об отметках в жизни школьника, об отношении родителей к школьной отметке. Сегодня все чаще нашим детям требуется серьезная психологическая помощь. Нужно защитить их от нас, взрослых, от наших ожиданий и наших несбывшихся надежд.

Татьяна БИЛЬГИЛЬДЕЕВА,
г. Кострома

P.S. Саше, наверное, повезло. У него умная и добрая учительница и добрые одноклассники — они ему здорово помогают.
Папа Саши сейчас уехал в длительную командировку.
Большую часть дня Саша проводит в школе. Она, как это ни странно, стала зоной безопасности для этого ребенка. Мальчик смог найти здесь для себя много интересного. Недавно Саша задал на уроке свой первый вопрос, а получив ответ, улыбнулся.
Мама пытается разобраться в своих отношениях с сыном, в этом ей помогают школьные психологи и Саша.
Вот только когда он идет из школы домой, глаза его становятся грустными.