ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
"МНОГО СТРОГОСТИ НЕ БЫВАЕТ"
Недавно
ко мне обратилась встревоженная мама и попросила
помочь ей разобраться в ситуации с ее ребенком.
Мальчик, назовем его Сашей, учится в престижной
школе, во втором классе. Ситуация, которая
встревожила маму, заключается в следующем.
В тот вечер Саша вернулся из школы несколько
позже, чем обычно, был разговорчив и суетлив.
После ужина сын остался с мамой на кухне, чтобы
помочь вымыть посуду. Работа была выполнена, и
мама, чмокнув сына в щечку, погладив по голове,
прижала к себе в знак благодарности. В глазах у
ребенка заблестели слезы, и он с трудом произнес:
«Мама, у меня ничего не получается, может, мне
лучше не жить?!»
Несколько минут мама была в шоке. Она попыталась
выяснить причину произошедшего. Оказалось, что
на последней контрольной работе по математике
Саша получил оценку «два».
Мама успокоила Сашу, он уснул, продолжая во сне
всхлипывать. Утром мама пошла к учителю.
В этот день Саша был весел, после уроков долго
играл с одноклассниками.
Мама высказала мне свое мнение по поводу такой
реакции сына на плохую отметку: может быть, Саша,
опережая родительскую реакцию на «двойку», решил
таким образом уберечь себя от родительского
гнева?
Интересны воспоминания мамы.
Саша и раньше тяжело переносил
отметки ниже «пятерки». Он ведь способный, может
учиться только на «пять».
Когда он готовился к школе, мы с отцом
разговаривали с ним серьезно, по-взрослому, о том,
что сегодня, если хочешь чего-то достичь, надо
учиться. Да и вообще, если хочешь делать дело,
нужно делать его лучше всех, а иначе зачем? У нас
не было даже мысли, что наш сын будет плохо
учиться — это была скорее профилактика. Так, на
всякий случай.
На выпускном празднике в детском саду сын читал
стихи. Строчки из этого стихотворения — «Я в
школу иду, чтоб учиться на «пять» — отец Саши
написал крупно и повесил над столом.
Как всегда бывает, родственники в этот период
чаще других задавали Саше один вопрос: «Ну, Саша,
как ты будешь в школе учиться?»
Если честно, то сейчас я не помню, что отвечал
Саша, тогда такие вопросы воспринимались как
дежурные фразы. О чем еще спрашивать ребенка на
пороге школьной жизни?
В первые школьные дни Саша коллекционировал
цветочки, листочки и другие знаки внимания,
которые были вложены в его тетради учителем.
Удивительно, но каждый день, приходя из школы
домой, сын с удовольствием объявлял, сколько
«пятерок» он получил, и демонстрировал свои
работы.
Помню, однажды отец Саши выразил свои сомнения по
поводу того, что и не «пятерки» это вовсе, а
какие-то пчелки, кленовые листочки и всякая
прочая ерунда. На это Саша невозмутимо ответил,
что все это и есть «пятерки», а вот если бы
листочки были дубовые, то это были бы «четверки»,
а если березовые, то — «тройки». Вероятно, эта
проблема обсуждалась детьми не раз, так как
одноклассники Саши так же невозмутимо
переводили полученные значки в обычные отметки.
(И в этом вся наша безотметочная система
обучения. Кого обманываем? Похоже, только себя,
изобретая все новые игры, в которые сами же и
играем.)
Хорошая дошкольная подготовка сына (Саша пошел
в школу, умея бегло читать, считать в пределах 100,
писать) сделала свое дело. Саша был успешен, за
уроками практически не сидел. Несколько
настораживало, что читать стал меньше. Когда я
просила его почитать, он отвечал: «А зачем, я и так
быстрее всех в классе читаю».
В знак признания заслуг сына папа купил ему
компьютер, и Саша часами торчал у дисплея. В конце
четверти отец обязательно выяснял, кто лучший
ученик в классе и, получив нужный ответ, делал
сыну подарки.
Однажды, вернувшись с работы чуть позже, я
услышала только обрывок фразы отца: «Не смей
никому задавать дурацких вопросов! Ты что, хочешь
чтобы все узнали, что ты ничего не знаешь? Лучше
помолчи!» Вскоре после этого разговора Саша
заболел. Болел он долго и пропустил в школе много
уроков. В результате четверть он закончил с двумя
«четверками». Все каникулы он просидел дома. Так
решил отец. Это было первое в его жизни наказание.
Как-то нас с мужем пригласили зайти в школу. Муж
был встревожен. Он пролистал тетради и дневник
сына, ничего подозрительного в них не нашел и
немного успокоился.
Разговор с учительницей был странным. Она
говорила об отношении Саши к школьным отметкам и
в связи с этим об отношении одноклассников к
нему. По ее словам, Саша с ужасом ждал выставления
отметок, он не плакал, не требовал, но поставить
ему плохую отметку — рука не поднималась. Его
работы и ответы действительно были хорошими, но
какими-то скучными. Мальчик много суетится, ведет
себя совершенно неестественно. На перемене он —
живой ребенок, а на уроке его как будто подменяют.
Учительница спросила нас, не слишком ли мы строги
с Сашей? Ребятам стало трудно с ним общаться.
Учительница также поинтересовалась, чем Саша
любит заниматься дома, читает ли, о чем
рассказывает нам, какие книги особенно любит, кто
из ребят класса бывает у Саши дома?
На этом муж беседу оборвал: «Мой сын ходит в
школу, для того чтобы поступить в приличный
институт и получить высшее образование, а для
этого ему нужен отличный аттестат. А друзья — они
потом найдутся. Мой сын мне спасибо скажет, ибо
много строгости не бывает. Мои родители в свое
время меня уму-разуму не научили. Теперь всю
жизнь доказываю, что не дурак...»
Вечером дома были просмотрены все книги и
составлен список тех, которые Саша должен был
прочитать. Компьютер был выключен и заперт.
Саша не плакал, он вообще никогда не плакал, даже
когда был маленьким. Муж всегда твердил, что
слезы недостойны мужчины.
Папа от встреч с психологом отказался.
А мама сидела передо мной и плакала. В глазах ее
был немой вопрос: «Почему? Ведь мы старались как
лучше... Все делали для сына». Что ей ответить?
Ведь самое главное — Саше не хватало
родительской любви, которая дает право на ошибку
и неудачу. Любви, которая принимает его, а не
отталкивает. А о любви, как правило, не говорят, ею
живут.
Вот такая история. Конечно, в ней еще много
недосказанного и невыясненного. Но эта история
вновь заставила задуматься об отметках в жизни
школьника, об отношении родителей к школьной
отметке. Сегодня все чаще нашим детям требуется
серьезная психологическая помощь. Нужно
защитить их от нас, взрослых, от наших ожиданий и
наших несбывшихся надежд.
Татьяна БИЛЬГИЛЬДЕЕВА,
г. Кострома
P.S.
Саше, наверное, повезло. У него умная и добрая
учительница и добрые одноклассники — они ему
здорово помогают.
Папа Саши сейчас уехал в длительную
командировку.
Большую часть дня Саша проводит в школе. Она, как
это ни странно, стала зоной безопасности для
этого ребенка. Мальчик смог найти здесь для себя
много интересного. Недавно Саша задал на уроке
свой первый вопрос, а получив ответ, улыбнулся.
Мама пытается разобраться в своих отношениях с
сыном, в этом ей помогают школьные психологи и
Саша.
Вот только когда он идет из школы домой, глаза его
становятся грустными.