МЭТРЫ
ВИКТОР ФРАНКЛ
(1905 - 1997)
Я видел смысл своей жизни в том,
чтобы помогать другим увидеть смысл в своей
жизни.
В. Франкл
Широко известно суждение Зигмунда Фрейда,
которое он высказал в письме к своей
последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт:
«Если человек задумался о смысле жизни, значит,
он серьезно болен». Не менее известно и другое
его высказывание: «В своих исследованиях
огромного здания человеческой психики я
остановился в подвале». Попытки его
последователей подняться на «верхние этажи»
неизбежно приводили к критической переоценке
классического наследия.
Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в
юности, не удовольствовался блужданиями по
«подвалу» и создал в итоге собственную теорию,
собственную школу, диаметрально противостоящую
фрейдистской. В отличие от скептической позиции
венского патриарха, именно поиск смысла жизни
Франкл назвал путем к душевному здоровью, а
утрату смысла — главной причиной не только
нездоровья, но и множества иных человеческих бед.
Самая известная книга Франкла так и называется
«Человек в поисках смысла». Наверное, именно так
можно было бы охарактеризовать и ее автора.
МЕЖДУ ФРЕЙДОМ И АДЛЕРОМ
Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в
Вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда
собирался по средам психологический кружок —
прообраз Венского психоаналитического общества.
Членов кружка еще можно было пересчитать по
пальцам, но в него уже входил ироничный скептик
Альфред Адлер, который 6 лет спустя со скандалом
покинет ряды фрейдистов, чтобы основать
собственную школу. Уже было издано «Толкование
сновидений», но почти половина первого тиража
еще пылилась на прилавках невостребованной, а в
адрес Фрейда и его последователей сыпались
критические стрелы.
Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг
юношеского возраста и перед ним остро встали
проблемы профессионального и личностного
самоопределения, психоанализ уже оформился во
влиятельное течение и получил широкое признание.
Еще школьником Франкл заинтересовался идеями
Фрейда, вступил с ним в личную переписку. Фрейд
благоволил к юноше, по его протекции статья
19-летнего Виктора Франкла была в 1924 году
опубликована в «Международном журнале
психоанализа». Однако молодого человека в не
меньшей мере интересовали идеи «отступника»
Адлера, создавшего Вторую венскую школу
психотерапии (первой по праву считалась
фрейдистская).
Еще не получив законченного образования, Франкл
примкнул к адлерианцам. Этот этап его научной
биографии был отмечен публикацией в
«Международном журнале индивидуальной
психологии». Впрочем, сотрудничество длилось
недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий
с коллегами Франкл покинул Общество
индивидуальной психологии. Однако эти годы не
прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все
последующее творчество Франкла: практически во
всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер —
как явные и неявные оппоненты.
Фрейд и Адлер уже принадлежат истории,
последующее развитие оставило их далеко позади...
Штекель удачно определил положение дел, когда
заметил, поясняя свое отношение к Фрейду, что
карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть
дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя
индивид может восхищаться Гиппократом и
Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он
следовал их предписаниям или методам хирургии.
Психоанализ говорит о принципе удовольствия,
индивидуальная психология — о стремлении к
статусу. Принцип удовольствия может быть
обозначен как воля к удовольствию; стремление к
статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то,
что является наиболее глубоко духовным в
человеке, где врожденное желание человека
придать своей жизни так много смысла, как только
возможно, актуализировать так много ценностей,
сколь это возможно, — где то, что я назвал бы
волей к смыслу?
Эта воля к смыслу — наиболее человеческий
феномен, так как животное не бывает озабочено
смыслом своего существования. Однако
психотерапия превращает эту волю к смыслу в
человеческую слабость, в невротический комплекс.
Терапевт, который игнорирует духовную сторону
человека и, следовательно, вынужден игнорировать
волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его
достоинств.
(Здесь и далее курсивом даны цитаты из работ В.
Франкла.)
Пройдя Первую и Вторую венские школы
психотерапии, Франкл встал на путь создания
собственной — Третьей. Именно так впоследствии
назовут созданное им учение. Но должны были
пройти еще годы накопления опыта, годы
тяжелейших жизненных испытаний, прежде чем
юношеские идеи оформились в стройную концепцию.
ИММУНИТЕТ ПРОТИВ НИГИЛИЗМА
О своем юношеском мироощущении Франкл писал:
«Будучи молодым человеком, я прошел через ад
отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность
жизни, через крайний нигилизм. Со временем я
сумел выработать у себя иммунитет против
нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».
Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 20-е
годы, впоследствии в качестве равноценного
использовал термин «экзистенциальный анализ».
«Логос» для Франкла — это не просто «слово», как
это обычно понимается в отечественной традиции.
(Так, основоположником отечественной
психотерапии К.И. Платоновым термин
«логотерапия» использовался в значении «лечение
словом» — в противовес медикаментозному и
хирургическому лечению, то есть как синоним
психотерапии; в этом значении термин
распространения не получил. В некоторых
отечественных работах по коррекционной
педагогике термином «логотерапия» обозначается
совокупность психотерапевтических методов и
приемов, направленных на преодоление речевых
нарушений.)
Франкл опирается на более широкое понимание
греческой основы: «логос» — это «слово» не
просто как вербальный акт, а как квинтэссенция
идеи, смысла, то есть это и есть сам смысл. Такая
трактовка проясняет многие недоразумения при
толковании евангельского текста: «В начале было
слово...»
Получив в 1930 году степень доктора медицины,
Франкл продолжил работать в области клинической
психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях,
опубликованных им в разных медицинских журналах,
можно найти формулировки всех основных идей, на
основе которых впоследствии выросло здание его
теории — логотерапии и экзистенциального
анализа.
Еще в 1928 году Франкл основал Центр
консультирования молодежи в Вене и возглавлял
его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат
Нейропсихиатрической университетской клиники. В
практической сфере он с 1929 года разрабатывал
технику «парадоксальной интенции» —
психотерапевтического инверсионного метода,
ориентированного на подкрепление опасений
пациента и достижение лечебного эффекта по
принципу «от противного». В 1933 году им было
выполнено интересное исследование «невроза
безработицы», имеющее (к сожалению!) непреходящее
значение, однако упоминаемое ныне редко.
«ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ...»
Присоединение Австрии к нацистскому рейху для
еврейской части населения страны (а к ней
принадлежал и Франкл) означало верную гибель.
Незадолго до аншлюса у него была возможность
эмигрировать в США, однако он ее отверг:
полученное из Америки приглашение не
распространялось на его родных, а Франкл считал
недопустимым их бросить. (Наверное, в науке о душе
различия в мировоззрении сказываются во всех
сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с
женой и дочерью, не проявил никакой заботы о
своих родных сестрах, и все они сгинули в
концлагерях.)
Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По
счастливой случайности, гестаповец, оформлявший
отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его
бывшим пациентом и вычеркнул его из списка. Но в
1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да и
как было не вспомнить про заведующего отделением
Венской Ротшильдовской еврейской больницы! Печи
Освенцима и Дахау требовали топлива, и Виктору
Франклу предстояло стать одним из миллионов
поленьев в их адском пламени.
Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и
закономерность. Случайность — что он не попал ни
в одну из команд, направлявшихся на смерть
(направлявшихся не по какой-то конкретной
причине, а просто потому, что машину смерти нужно
было кем-то питать). Закономерность — что он
прошел через все это, сохранив себя, свою
личность, свое «упрямство духа», как он называл
способность человека не поддаваться, не ломаться
под ударами, обрушивающимися на тело и душу. В
концлагерях получил проверку и подтверждение
его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти
хоть одну психологическую теорию личности,
которая была бы в такой степени лично выстрадана
и оплачена такой дорогой ценой.
Любая попытка восстановления внутренней
силы узника предполагает в качестве важнейшего
условия успеха отыскание некоторой цели в
будущем. Слова Ницше: «Если есть Зачем жить, можно
вынести почти любое Как» — могли бы стать
девизом для любых психотерапевтических и
психогигиенических усилий... Горе тому, кто не
видел больше ни цели, ни смысла своего
существования, а значит, терял всякую точку
опоры. Вскоре он погибал.
Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из
этого опыта, Франкл описал в книге «Психолог в
концлагере», вышедшей вскоре после войны. Эта
книга с 1942 по 1945 год фактически «писалась» им в
уме, и одним из стимулов к выживанию было
стремление ее сохранить и в конце концов
опубликовать. Хотя, как признавался автор, книгу
он «писал с убеждением, что она не принесет, не
может принести успех и славу», из всех его книг
именно эта получила наибольшую популярность.
После того как эта книга вышла в 1959 году на
английском языке, она выдержала баснословное
количество переизданий на десятках языков по
всему миру и общий ее тираж уже перевалил за 2,5
миллиона (всего им написано 16 книг, их совокупный
тираж уже не поддается подсчету; на этом фоне
особенно огорчительно, в сколь узком кругу
Франкл популярен в нашей стране — многие
практические психологи о нем даже не слышали).
ВОПРОС К СЕБЕ
Конец сороковых отмечен ярчайшим всплеском
творческой активности Франкла. Его книги —
философские, психологические, медицинские —
появляются одна за другой. Среди его наиболее
значительных работ (помимо названных) — «Доктор
и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Воля
к смыслу», «Время и ответственность»,
«Подсознательный бог», «Психотерапия на
практике».
В 1946 году Франкл становится директором Венской
неврологической больницы, с 1947 года начинает
преподавать в Венском университете, в 1949 году
получает степень доктора философии, в 1950 году
возглавляет австрийское общество
психотерапевтов. В 60-е годы издание его трудов на
английском языке принесло ему всемирную славу,
запоздало докатившуюся до наших берегов лишь к
началу 90-х.
Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о
логотерапии, побывал во многих странах, в том
числе и в СССР (аудитория психологов в МГУ
встретила его овацией). Он умер в глубокой
старости в своей родной Вене.
В нашей стране его идеи еще ждут настоящего
признания. Ведь логотерапия — это не столько
техника, сколько философия. В отличие от столь
любимых многими манипуляторских ухваток, его
концепция не содержит директивных рекомендаций
и приемов. На вопрос, существуют ли таковые,
Франкл любил отвечать: «Это все равно что
спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход
самый лучший». Ведь смысл своей жизни каждый
человек открывает для себя сам.
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его
жизни, но скорее должен осознать, что он сам и
есть тот, к кому обращен вопрос.
Сергей СТЕПАНОВ