Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ПЕРВАЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

Среди участников конференции можно было выделить, пожалуй, лишь одного человека, имеющего непосредственное отношение к экзистенциальной терапии. Это — легендарный психотерапевт из Литвы, доктор психологических наук, директор литовского Института гуманистической и экзистенциальной психологии Римантас КОЧЮНАС. Те счастливчики, которым удалось принять участие в его семинарах, произносят имя этого человека чуть ли не с придыханием. Наш разговор начался с впечатлений от конференции.

Римантас, вы не жалеете, что приехали сюда?

Здесь собрались очень разные люди с разными представлениями и уровнем знаний. Им понадобится долгое время, чтобы найти общий язык, но радует, что поиск уже начался. Я много лет занимаюсь экзистенциальной психологией и психотерапией, поэтому мне приятно, что коллег становится все больше. Теперь мы можем стать организованными и сильными.

Можно ли рассматривать экзистенциальный подход в психологии как новый шаг в развитии этой науки в целом или это одно из уже существующих направлений?

Есть несколько точек зрения на экзистенциальную психологию и психотерапию. С одной стороны, мы видим, что в каждой психотерапевтической школе существует экзистенциальное направление, поскольку любая психотерапия сталкивается с экзистенциальными проблемами, но смотрит на них по-разному. С другой стороны, экзистенциальная терапия — это все-таки отдельная школа.
Несколько лет назад на Всемирном конгрессе психотерапевтов в Вене многие выступающие говорили, что экзистенциальную психотерапию можно рассматривать как психотерапию ХХI века. В каком-то смысле это так, поскольку наше общество сейчас переживает глобальный кризис ценностей. Проявляется он в том, что происходит все большая материализация жизни; все меньше остается места для духовных ценностей. А экзистенциальная терапия как раз обращает внимание на духовные изменения в человеке, на его духовные ресурсы, на преодоление не только психологических проблем или затруднений, но и более сложных расстройств, болезней. Например, есть описания случаев внезапных исцелений от рака в процессе экзистенциальной терапии. За этим скрываются неисчерпаемые духовные ресурсы самого’ больного человека, его вера в то, что человек сам может сделать многое.
Немало здесь зависит от возможностей человека. Экзистенциальный терапевт лишь направляет клиента, делая акцент на его духовных намерениях.

То есть в экзистенциальной терапии важны усилия и внутренняя работа самого пациента?

Экзистенциальная терапия высказывается на этот счет очень четко: необходимо полное разделение ответственности между тем, кто ищет помощи, и тем, кто эту помощь осуществляет. Только в экзистенциальной встрече двух людей (ищущего помощь и могущего помочь) может произойти решение проблем. Человек, который приходит за помощью, должен быть готов, прежде всего, помогать себе сам, хотя и под руководством психотерапевта.

Какими знаниями и умениями должен обладать психолог, использующий возможности экзистенциальной психотерапии?

К сожалению, всегда появляются люди, которые работают безответственно. Выход здесь видится в повышении профессионализма. И прежде всего нужно повысить требования к профессионалам, которые начинают работать в этом направлении.
Наш институт в Литве готовит специалистов по экзистенциальной терапии. Такая подготовка рассчитана на четыре года. В нее входят три основных блока: теория (философия и психология), личная терапия до 150 часов (в группе и индивидуально) и практические занятия по индивидуальной и групповой терапии. Необходима и самостоятельная работа: надо много читать, писать рефераты, выполнять различные учебные задания. В целом, это — большая творческая работа, и далеко не все, кто поступает к нам на учебу, завершают ее.
Я считаю, что любой психотерапевт (не только экзистенциальный) должен быть высоким профессионалом. А им можно стать, лишь пройдя целостный процесс обучения, включающий все необходимые теоретические и практические компоненты.

Можно ли считать экзистенциальную психологию и экзистенциальную психотерапию сложившимися направлениями?

Если бы мы стали считать, что развитие экзистенциальной психологии завершилось, то это противоречило бы самому духу этого направления, его открытости. Экзистенциальная психология постоянно развивается. Сейчас можно даже говорить не об одной, а о разных экзистенциальных психологиях и терапиях.
На этой конференции звучали призывы интегрировать разные экзистенциальные подходы. Мне непонятно, зачем это нужно. Хорошо, когда разные терапевты по-разному помогают разным людям: это наиболее эффективно. Для каждого клиента нужен свой психотерапевт. Мы должны быть очень разные, поскольку клиенты наши очень разные. Экзистенциальная терапия всегда будет открытой.

С чего лучше начинать приобщение к экзистенциальной психологии?

Сейчас стала появляться литература на русском языке: переводные книги Ирвина Ялома, Джеймса Бьюдженталя и книги русских авторов. Появляются учреждения, институты и программы для тех, кто рассчитывает на более серьезную подготовку.

В чем преимущество экзистенциального подхода по сравнению с другими направлениями?

Многие другие направления «замыкают» человека на самом себе, больше занимаются особенностями его личности, ищут корни проблем в самом человеке, его психическом или психологическом устройстве, конфликтах и т. п. Экзистенциальная терапия смотрит намного шире и помогает человеку увидеть корни проблем в своей жизни, в тех способах, которыми он строит собственную жизнь, в тех трудностях, которые есть вокруг него и которые для него непреодолимы. Это позволяет клиенту увидеть проблему в более широком контексте и лучше разобраться в своих возможностях.

Институт гуманистической
и экзистенциальной психологии,
г. Бирштонас, Литва
Тел.: (10-37010) 56-772
E-mail: rimask@delfi.it