ИГРОТЕКА
КТО МЕНЯ ПРИГОЛУБИТ?
В детском реабилитационном центре «Солнечный
мир» играют много и интересно. Много, потому что
игра — это возможность прочувствовать ритм,
эмоции, пространство. Интересно, потому что все,
что происходит в игре, — это реально, ощутимо и,
главное, имеет глубочайшие историко-культурные
корни. В игре проживаются социальные отношения. В
игре ребенок (да и взрослый) получает возможность
пройти те этапы личного развития, которые он по
каким-либо причинам не смог пройти в положенное
ему время в более раннем детстве.
Одним из важнейших развивающих факторов игры
является адекватно выстроенное игровое
пространство. Такое пространство — необходимое
условие для осуществления игры. Оно формируется
на основе объединения мотивов всех участников и
структурно ограничено правилами игры.
В фольклорных играх пространство всегда
организовано. Это, прежде всего, хоровод. Во
многих играх участники стоят в круге, держа друг
друга за руки. Разрыв круга может восприниматься
как выход за пределы игрового пространства.
В настоящее время, к сожалению, дети постепенно
разучиваются играть. Выраженная
интеллектуальная направленность в общей
структуре деятельности современного ребенка
приводит к обесцениванию переживаний, связанных
с реальными проявлениями мира природы.
Одна из главных составляющих игры — это ритм. Это
движения, тембр голоса и музыкальный ритм
исполняемой песни, сопровождающей игру. Вся наша
жизнь подчинена определенному ритму, и именно
поэтому человеку нравятся ритмично
организованные действия, ритмичная музыка.
Многим детям с нарушениями в развитии трудно
выстроить адекватные отношения с миром, в
котором мы все живем. Игры помогают таким детям
обрести чувство ритма, почувствовать
пространственно-временные отношения,
гармонизировать эмоциональную сферу.
Игра — это модель жизни взрослых. Через игру
ребенок научается быть успешным среди людей.
Обращение к народным играм позволяет нам найти
множество замечательных образцов игрового
детского творчества.
Мы предлагаем вам познакомиться с небольшой
частью игрового материала, используемого нами в
течение десяти лет в работе как с «нормальными»
детьми, так и с детьми, имеющими различные
нарушения в развитии.
В эти игры можно играть в группе из 10–15 человек.
Игорь ШПИЦБЕРГ,
научный руководитель
детского реабилитационного центра «Солнечный
мир»
Лариса ЕЛЬКИНА,
руководитель клуба родителей детей
с нарушениями в развитии
Инна КАРПЕНКОВА,
заместитель научного руководителя центра по
методической работе,
г. Москва
СПРАВА, СПРАВА ОТ МЕНЯ ЕСТЬ ОДНО
МЕСТЕЧКО
Проводится для детей от шести лет и старше. Игра
связана с пространственно-временными
отношениями, развитием эмоциональной сферы. У
многих детей с нарушениями в развитии
пространственные отношения могут быть сильно
искажены. Понятия «справа-слева»,
«спереди-сзади», «внизу-вверху» относительно
самого себя является одним из базовых понятий в
развитии человека. Если эти понятия сформированы
неправильно, то нарушается адекватное
восприятие реальности.
В этой игре заложен также положительный
эмоциональный момент — играющий, возле которого
освобождается место, приглашает стать рядом с
ним человека, который ему приятен.
Итак, играющие встают в круг, оставляя рядом с
одним игроком (справа от него) свободное место.
Все поют:
Справа, справа от меня есть одно местечко,
я хочу, чтоб...
(игрок называет имя любого участника, стоящего в
кругу)
встал,
со мной рядом постоял.
Игрок переходит и встает справа от позвавшего.
Теперь следующий игрок, рядом с которым
образовалось свободное место, называет еще
одного участника и т.д.
УТОЧКА УТИ-УТИ
Игра является одной из самых ритмичных. В ней
важно и то, как двигаются участники (они
имитируют движение, подобное утиному —
«вразвалку»), и ритм исполняемой песни. Для
многих детей с серьезными нарушениями чувства
ритма эта игра является ведущей. Дети как бы
впадают в пространство игры, их движения
становятся скоординированными, а речь четко
соответствует ритму слов.
Играющие встают в круг, держа друг друга за руки.
Первый игрок выходит и, двигаясь вперевалочку,
как уточка, идет, проходя под поднятыми руками
игроков, стоящих в кругу.
Когда произносятся последние слова «бери за
хвост», игрок тихонько хлопает того, кто
оказывается рядом с ним. Этот игрок становится
позади первого, кладет ему руки на пояс.
Теперь двигаются уже двое игроков. Они проходят
под руками всех стоящих в кругу по очереди.
Стоящие же в кругу поют и притопывают в ритм
песни.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не
соберутся в одну цепочку.
Уточка ути-ути,
Негде уточке пройти,
Негде сунуться,
Попросунуться.
Кабы уточке вода,
Потопила бы меня,
Кабы волчий хвост —
Бери за хвост!
ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ ЗАКРУЖИЛИСЬ КАРУСЕЛИ
Игра проводится обычно в начале занятия. В ней
могут участвовать дети от пяти лет и старше.
Дети вводятся в круг и попадают в различные
ритмы: движение становится то быстрым, то
медленным. Эти ритмы — начало и конец любого
действия, события.
Все участники встают в круг, держась за руки, и,
постепенно ускоряя темп, движутся по кругу.
Еле-еле, еле-еле
закружились карусели,
А потом, потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
После этого темп движения постепенно
замедляется.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Все останавливаются.
Раз-два, раз-два.
На счет раз поднимают руки вверх, на счет два —
опускают вниз.
Закружилась голова!
Все садятся на корточки и кладут руки ладонями
на голову.
СИЖУ, СИЖУ НА КАМУШКЕ
Эта игра направлена на развитие эмоциональной
сферы. Многим детям с эмоциональными нарушениями
крайне трудно подойти к другому и, например,
приголубить его. То есть просто ласково
погладить.
Не нужно объяснять, что умение выразить ласку и
любовь по отношению к другим людям закладывается
с самых первых дней жизни.
Это умение является одновременно и базовой
потребностью в принятии. Если же у ребенка эта
потребность не удовлетворяется, то его развитие
нарушается: ребенок не умеет строить нормальные
отношения с близкими людьми, уходит в себя,
избегает любых контактов.
Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или
несколько) садятся в круг, накрыв голову
платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит.
После этих слов любой желающий может подойти и
погладить сидящего в кругу по голове
(приголубить).
После этого он сам садится и накрывает голову
платочком. Его «голубит» следующий желающий и
т.д.