Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

ИГРОТЕКА

КТО МЕНЯ ПРИГОЛУБИТ?

В детском реабилитационном центре «Солнечный мир» играют много и интересно. Много, потому что игра — это возможность прочувствовать ритм, эмоции, пространство. Интересно, потому что все, что происходит в игре, — это реально, ощутимо и, главное, имеет глубочайшие историко-культурные корни. В игре проживаются социальные отношения. В игре ребенок (да и взрослый) получает возможность пройти те этапы личного развития, которые он по каким-либо причинам не смог пройти в положенное ему время в более раннем детстве.
Одним из важнейших развивающих факторов игры является адекватно выстроенное игровое пространство. Такое пространство — необходимое условие для осуществления игры. Оно формируется на основе объединения мотивов всех участников и структурно ограничено правилами игры.
В фольклорных играх пространство всегда организовано. Это, прежде всего, хоровод. Во многих играх участники стоят в круге, держа друг друга за руки. Разрыв круга может восприниматься как выход за пределы игрового пространства.
В настоящее время, к сожалению, дети постепенно разучиваются играть. Выраженная интеллектуальная направленность в общей структуре деятельности современного ребенка приводит к обесцениванию переживаний, связанных с реальными проявлениями мира природы.
Одна из главных составляющих игры — это ритм. Это движения, тембр голоса и музыкальный ритм исполняемой песни, сопровождающей игру. Вся наша жизнь подчинена определенному ритму, и именно поэтому человеку нравятся ритмично организованные действия, ритмичная музыка.
Многим детям с нарушениями в развитии трудно выстроить адекватные отношения с миром, в котором мы все живем. Игры помогают таким детям обрести чувство ритма, почувствовать пространственно-временные отношения, гармонизировать эмоциональную сферу.
Игра — это модель жизни взрослых. Через игру ребенок научается быть успешным среди людей.
Обращение к народным играм позволяет нам найти множество замечательных образцов игрового детского творчества.
Мы предлагаем вам познакомиться с небольшой частью игрового материала, используемого нами в течение десяти лет в работе как с «нормальными» детьми, так и с детьми, имеющими различные нарушения в развитии.
В эти игры можно играть в группе из 10–15 человек.

Игорь ШПИЦБЕРГ,
научный руководитель
детского реабилитационного центра «Солнечный мир»

Лариса ЕЛЬКИНА,
руководитель клуба родителей детей
с нарушениями в развитии

Инна КАРПЕНКОВА,
заместитель научного руководителя центра по методической работе,
г. Москва

СПРАВА, СПРАВА ОТ МЕНЯ ЕСТЬ ОДНО МЕСТЕЧКО

Проводится для детей от шести лет и старше. Игра связана с пространственно-временными отношениями, развитием эмоциональной сферы. У многих детей с нарушениями в развитии пространственные отношения могут быть сильно искажены. Понятия «справа-слева», «спереди-сзади», «внизу-вверху» относительно самого себя является одним из базовых понятий в развитии человека. Если эти понятия сформированы неправильно, то нарушается адекватное восприятие реальности.
В этой игре заложен также положительный эмоциональный момент — играющий, возле которого освобождается место, приглашает стать рядом с ним человека, который ему приятен.
Итак, играющие встают в круг, оставляя рядом с одним игроком (справа от него) свободное место.
Все поют:

Справа, справа от меня есть одно местечко,
я хочу, чтоб...

(игрок называет имя любого участника, стоящего в кругу)
встал,
со мной рядом постоял.

Игрок переходит и встает справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым образовалось свободное место, называет еще одного участника и т.д.

УТОЧКА УТИ-УТИ

 

Игра является одной из самых ритмичных. В ней важно и то, как двигаются участники (они имитируют движение, подобное утиному — «вразвалку»), и ритм исполняемой песни. Для многих детей с серьезными нарушениями чувства ритма эта игра является ведущей. Дети как бы впадают в пространство игры, их движения становятся скоординированными, а речь четко соответствует ритму слов.
Играющие встают в круг, держа друг друга за руки. Первый игрок выходит и, двигаясь вперевалочку, как уточка, идет, проходя под поднятыми руками игроков, стоящих в кругу.
Когда произносятся последние слова «бери за хвост», игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс.
Теперь двигаются уже двое игроков. Они проходят под руками всех стоящих в кругу по очереди. Стоящие же в кругу поют и притопывают в ритм песни.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не соберутся в одну цепочку.

Уточка ути-ути,
Негде уточке пройти,
Негде сунуться,
Попросунуться.
Кабы уточке вода,
Потопила бы меня,
Кабы волчий хвост —
Бери за хвост!

ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ ЗАКРУЖИЛИСЬ КАРУСЕЛИ

Игра проводится обычно в начале занятия. В ней могут участвовать дети от пяти лет и старше.
Дети вводятся в круг и попадают в различные ритмы: движение становится то быстрым, то медленным. Эти ритмы — начало и конец любого действия, события.
Все участники встают в круг, держась за руки, и, постепенно ускоряя темп, движутся по кругу.

Еле-еле, еле-еле
закружились карусели,
А потом, потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

После этого темп движения постепенно замедляется.

Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Все останавливаются.
Раз-два, раз-два.

На счет раз поднимают руки вверх, на счет два — опускают вниз.

Закружилась голова!

Все садятся на корточки и кладут руки ладонями на голову.

СИЖУ, СИЖУ НА КАМУШКЕ

Эта игра направлена на развитие эмоциональной сферы. Многим детям с эмоциональными нарушениями крайне трудно подойти к другому и, например, приголубить его. То есть просто ласково погладить.
Не нужно объяснять, что умение выразить ласку и любовь по отношению к другим людям закладывается с самых первых дней жизни.
Это умение является одновременно и базовой потребностью в принятии. Если же у ребенка эта потребность не удовлетворяется, то его развитие нарушается: ребенок не умеет строить нормальные отношения с близкими людьми, уходит в себя, избегает любых контактов.
Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит.

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове (приголубить).
После этого он сам садится и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий и т.д.