КНИЖНЫЙ ШКАФ
НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?
А.Л. Венгер
М.—Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000
Венгер поставил перед собой глобальную цель:
создать новую психологическую классификацию
нарушений в развитии ребенка и в соответствии с
ней разработать схему (и технологию)
диагностической и коррекционной работы.
На мой взгляд, автору это не удалось.
Несмотря на то что А.Л. Венгер в основу своего
подхода кладет понятие синдрома (это правильно и
хорошо), автор не сумел содержательно наполнить
это понятие. Вторичные дефекты А.Л. Венгер
рассматривает совсем иначе, чем это принято в
отечественной дефектологии, где социальные и
личностные искажения все-таки относятся к
третичным, а не к вторичным дефектам. Понятие
«психологический синдром» рассматривается в
основном как личностное образование.
Вообще, стоит ли подводить под понятие
психологический синдром реакции социального
окружения? Я для себя так и не понял, чем
отличается психологический профиль как
совокупность личностных и когнитивных
показателей от психологического синдрома как
комплекса взаимосвязанных проявлений
(симптомов).
Предлагаемая же классификация, на мой взгляд,
страдает механистичностью и
непоследовательностью.
Во-первых, идет постоянное смешение
психологических и медицинских характеристик.
Во-вторых, одни и те же показатели именуются
по-разному для разных возрастов.
Мне также не понравилось, что вся типология
базируется в основном лишь на поведенческих,
личностных и социальных проявлениях. Совершенно
не учитывается влияние
структурно-организационных особенностей мозга
на поведенческие проявления и личностные
особенности.
Чрезмерно большое внимание уделяется
тревожности и тревоге. Иногда это даже
противоречит предлагаемой типологии, поскольку
тревожность входит как основной «весовой»
фактор в разные варианты развития. Но нигде не
упоминается об основах тревожности как таковой,
о ее механизмах, видах и проявлениях.
Никакой коррекции в книге нет. Да и рекомендации
можно рассматривать как очень хорошие и важные,
но... только для родителей. Немного внимания
уделено и групповой работе с подростками.
Пожалуй, это — самый сильный (но, к сожалению,
самый маленький) раздел книги.
Диагностический раздел просто навевает скуку.
Здесь приводятся общеизвестные методики. В то же
время настораживает следующее: в книге
приводится тест Рея—Остеррайха. Сейчас он
нередко используется в практике детских
нейропсихологов. Тест этот достаточно сложный
как для проведения, так и для анализа
результатов. Я бы не стал так упрощать, как это
сделано автором, методику его проведения и
анализ результатов.
Таким образом, автору в целом не удалось
воплотить свой замысел. Однако разделы книги,
посвященные диагностике и консультированию,
содержат много удачных находок и адекватных
рекомендаций.
Михаил СЕМАГО
|