Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?

 

А.Л. Венгер
М.—Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000

 

 

Венгер поставил перед собой глобальную цель: создать новую психологическую классификацию нарушений в развитии ребенка и в соответствии с ней разработать схему (и технологию) диагностической и коррекционной работы.
На мой взгляд, автору это не удалось.
Несмотря на то что А.Л. Венгер в основу своего подхода кладет понятие синдрома (это правильно и хорошо), автор не сумел содержательно наполнить это понятие. Вторичные дефекты А.Л. Венгер рассматривает совсем иначе, чем это принято в отечественной дефектологии, где социальные и личностные искажения все-таки относятся к третичным, а не к вторичным дефектам. Понятие «психологический синдром» рассматривается в основном как личностное образование.
Вообще, стоит ли подводить под понятие психологический синдром реакции социального окружения? Я для себя так и не понял, чем отличается психологический профиль как совокупность личностных и когнитивных показателей от психологического синдрома как комплекса взаимосвязанных проявлений (симптомов).
Предлагаемая же классификация, на мой взгляд, страдает механистичностью и непоследовательностью.
Во-первых, идет постоянное смешение психологических и медицинских характеристик.
Во-вторых, одни и те же показатели именуются по-разному для разных возрастов.
Мне также не понравилось, что вся типология базируется в основном лишь на поведенческих, личностных и социальных проявлениях. Совершенно не учитывается влияние структурно-организационных особенностей мозга на поведенческие проявления и личностные особенности.
Чрезмерно большое внимание уделяется тревожности и тревоге. Иногда это даже противоречит предлагаемой типологии, поскольку тревожность входит как основной «весовой» фактор в разные варианты развития. Но нигде не упоминается об основах тревожности как таковой, о ее механизмах, видах и проявлениях.
Никакой коррекции в книге нет. Да и рекомендации можно рассматривать как очень хорошие и важные, но... только для родителей. Немного внимания уделено и групповой работе с подростками. Пожалуй, это — самый сильный (но, к сожалению, самый маленький) раздел книги.
Диагностический раздел просто навевает скуку. Здесь приводятся общеизвестные методики. В то же время настораживает следующее: в книге приводится тест Рея—Остеррайха. Сейчас он нередко используется в практике детских нейропсихологов. Тест этот достаточно сложный как для проведения, так и для анализа результатов. Я бы не стал так упрощать, как это сделано автором, методику его проведения и анализ результатов.
Таким образом, автору в целом не удалось воплотить свой замысел. Однако разделы книги, посвященные диагностике и консультированию, содержат много удачных находок и адекватных рекомендаций.

Михаил СЕМАГО