КНИЖНЫЙ ШКАФ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Научная редакция А.М. Боковикова
М.: Когито-Центр, 2000
Когда учебное пособие или учебник по
современной психотерапии пишет один автор, то с
неизбежностью солнечного заката происходит
неравномерное освещение существующих
психотерапевтических школ (а многие из них
оказываются погруженными во тьму). Увы,
субъективизм здесь связан с невозможностью быть
одновременно специалистом во всем. Питерская
«Психотерапевтическая энциклопедия»,
выпущенная коллективом авторов самых разных
ориентаций, отчасти преодолевает эту трудность.
Однако статьи, представленные в энциклопедии,
слишком кратки.
И вот наконец досадный пробел в литературе по
психотерапии заполнен добротным пособием,
написанным ведущими российскими
психологами-практиками, работающими в области
психотерапии. Читатель найдет здесь подробный
разбор практических аспектов классического
психоанализа и аналитической психологии Юнга,
нейролингвистического программирования и
системной семейной психотерапии,
когнитивно-бихевиоральной психотерапии и
клиентцентрированного подхода, психодрамы и
гештальт-терапии.
Теоретические установки и методы разнообразных
школ представлены четко и ясно. Особенно приятно,
что авторы придерживаются психологической
модели психотерапии. Уже в предисловии А.Я. Варга,
И.М. Кадыров, А.Н. Холмогорова однозначно
определили свой взгляд на психотерапию как на
«самостоятельную область знания и практики,
стоящую на стыке гуманитарных и естественных
наук», а не только как на раздел медицины.
Нельзя хотя бы кратко не остановиться на
отдельных главах пособия и их сопоставлении друг
с другом. Написание их разными авторами, с одной
стороны, помогло избежать предвзятости в
оценках, но с другой — привело к
«разнокалиберности» и стилевой разбросанности.
Думается, если бы соавторы заранее договорились
между собой хотя бы об общей структуре глав и об
обязательных разделах, этих недостатков можно
было бы избежать.
Вызывает некоторое недоумение статья Д.Н.
Хломова о гештальт-терапии. Идеи и методы этой
школы представлены замечательно, но стоит ли
занимать страницы пособия рекламой своего
института?
Неожиданностью стал тот факт, что автором главы
об НЛП является очень мною уважаемая Ю.Б.
Гиппенрейтер. И неожиданностью приятной. Каким
надо быть гибким и креативным человеком, чтобы
уметь смотреть на современные методы
психотерапии (а НЛП порой беспощадно критикуют в
научном мире) не зашоренным взглядом
консервативного ученого, а с оптимизмом и
принятием!
Особенно ярко и живо написаны главы, посвященные
психодраме (И.Б. Гриншпун, Е.А. Морозова) и
аналитической психологии (С.О. Раевский, Л.А.
Хегай).
Кроме этого, читателя ожидают и другие приятные
сюрпризы: интереснейший материал об
исследованиях эффективности психотерапии за
рубежом (Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле) и статья Н.Д.
Семеновой об этических основах психотерапии —
то есть о том, что в отечественной литературе
освещается крайне недостаточно.
Книга удалась. Хочется поздравить коллег с этим
замечательным событием. Школьным психологам,
интересующимся психотерапевтическими методами,
этот сборник, на мой взгляд, будет очень полезен.
Игорь ВАЧКОВ
|