РЕПОРТАЖ
ПЕРВАЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
С 29 марта по 1 апреля в подмосковном санатории
«Звенигородский» прошла Первая всероссийская
конференция по экзистенциальной психологии
Основной
организатор конференции — Дмитрий Леонтьев
Оказалось, что интерес к этому новому для
российских специалистов направлению достаточно
велик. На конференцию приехали психологи и
психотерапевты из разных уголков России и
ближнего зарубежья.
Экзистенциальная психология и психотерапия
сейчас становятся привлекательными и
перспективными направлениями во многом
благодаря прекрасным книгам В. Франкла, И. Ялома,
Дж. Бьюдженталя. Многие психологи используют
элементы экзистенциальной психотерапии в своей
работе, но чисто экзистенциальных терапевтов в
нашей стране крайне мало. В основном это те
специалисты, которые проходили длительное
обучение либо в дальнем зарубежье, либо у
Римантаса Кочюнаса в Литве.
По форме эта конференция была классическим
научным собранием. В зале проходили пленарные
заседания, их было четыре. Кроме них в программу
входили «круглые столы», авторские мастерские и
вечерние лекции.
Так что программа была очень насыщенная, даже
чересчур: начинались мероприятия в десять утра и
заканчивались в двенадцать ночи.
ВПЕРВЫЕ В РОССИИ
Быть первопроходцем — дело трудное и
неблагодарное. Всегда найдутся люди, которые
будут говорить, что можно было бы сделать лучше.
Основная задача, которую хотели, на мой взгляд,
решить организаторы конференции — определиться
с тем, существует ли экзистенциальная психология
в России, и если да, то есть ли у нее перспективы.
Пленарные заседания первого дня состояли из
продолжительных докладов, смысл которых был
доступен, как правило, лишь узкому кругу
специалистов. Им, очевидно, нетрудно было понять
фразу А.И. Сосланда (Москва): «Экзистенциальный
дискурс встраивает все обсуждаемые
сингулярности в предельно крупномасштабный
контекст».
Несмотря на это, присутствующие в зале смирно
внимали словам со сцены. Казалось, что идет
своеобразная игра, где одни честно выполняют
роль слушателей, а другие — докладчиков. Причем и
те и другие существуют в параллельных мирах.
Были, правда, и отщепенцы, которые умудрялись
выражаться понятным языком (за что нередко
подвергались критике). Среди этих мужественных
людей С.Л. Братченко (Санкт-Петербург)
«Экзистенциально-гуманистический подход Дж.
Бьюдженталя», В.В. Знаков (Москва)
«Экзистенциальная психология или психология
человеческого бытия?», А.А. Леонтьев
(Москва) «Образование как самостроительство». На
мой (непросвещенный) взгляд, это были наиболее
интересные доклады.
ГОРИЗОНТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Подтверждением тому, что практика всегда
опережает теорию, стали прекрасные выступления
психологов и психотерапевтов, работающих в русле
экзистенциально-гуманистического подхода.
Несомненный интерес и оживление в зале вызвали
выступления А.Н. Моховикова (Одесса)
«Экзистенциальная боль: природа, диагностика,
особенности психотерапевтической работы с
клиентом» и Н.И. Сарджвеладзе (Грузия) «Горизонты
времени жизни беженца». Блестящим был доклад Р. Кочюнаса (Литва), который
проанализировал специфику развития
экзистенциальной терапии в постсоветском
пространстве.
Выступления практиков продолжались и на
следующий день. С сообщениями выступили: Е.С.
Мазур (Москва) «Экзистенциально-гуманистический
подход в психотерапии», Ф.Е. Василюк (Москва)
«Категория встречи в психотерапии», М.Ш.
Магомед-Эминов (Москва) «Экзистенциальная
ситуация уцелевшего», Р.М. Загайнов
(Санкт-Петербург) «Проклятие профессии: судьба
практического психолога».
Пленарные заседания сочетались с «круглыми
столами»: «Экзистенциальная психология,
философия и культура», «Гештальт и экзистенция»,
«Образование и профессиональная зрелость
психолога». На них удалось лишь обозначить круг
проблем, а присутствующим — заявить о себе.
Отсутствие профессионального общения явилось,
по мнению участников, основным недостатком
конференции. Другой ее недостаток — излишняя
теоретичность. Хотя среди выступающих было много
замечательных терапевтов, которые были готовы
вместо прочтения докладов провести
мастер-классы. Непонятно, почему участие в
конференции специально приехавшего из Литвы
Римантаса Кочюнаса ограничилось лишь
двадцатиминутным докладом!
Правда, авторские мастерские провели: Е.С. Мазур
(Москва) «Экзистенциальная терапия психической
травмы», С.Б. Есельсон (Ростов-на-Дону)
«Ветхозаветное прикосновение», Е.Р. Калитеевская
(Москва) «Экзистенциальный выбор
психотерапевта», Р.А. Ахмеров (Набережные Челны)
«Каузометрия, LifeLine и биографический тренинг»,
В.В. Летуновский (Москва)
«Экзистенциально-инициальная психотерапия».
К сожалению, большинство мастер-классов
проходило одновременно. Или же глухой ночью,
когда народ просто хотел спать.
На конференции было много ярких моментов. Одним
из них стал концерт известного барда и психолога
Вадима Егорова, который состоялся в первый вечер.
Но самым,
на мой взгляд, замечательным событием стала
лекция-концерт психолога и психотерапевта В.Р.
Каневского «Музыкально-поэтическая культура
человечества как язык осознания
экзистенциальности». Этого человека можно было
слушать до бесконечности. Он не только говорил
интересные вещи, подвергнув историческому и
психологическому анализу развитие музыкальной
культуры, но и прекрасно иллюстрировал свои
слова, играя на множестве музыкальных
инструментов и исполняя песни на языках народов
мира!
В.Р.Каневский — "Человек-оркестр"
«Я ЖИВУ ЖИЗНЬ ИЛИ ЖИЗНЬ МЕНЯ ЖИВЕТ?»
Подведение итогов конференции и определение
судьбы экзистенциальной психологии в России
происходило на «круглых столах», состоявшихся в
последний день.
Большинство участников «круглого стола»
«Психотерапия и жизнетворчество» сошлись на том,
что именно жизнетворчество является тем
ключевым словом, которое объединяет всех
специалистов, работающих в русле
экзистенциально-гуманистического подхода.
Попутно решался ряд менее глобальных, но весьма
насущных проблем: как правильно писать фамилию
Дж. Бьюдженталь?
Актуальным был также вопрос: как в рамках
экзистенциально-гуманистического подхода
называть человека, которому оказывается помощь.
На заре появления психотерапии, в начале
прошлого века, его называли пациентом, затем —
клиентом. Но ни то, ни другое название, как
считают гуманисты, не отражает сути отношений
между терапевтом и его визави. Участники решили,
что теперь клиента надо называть студентом, ведь
жизнетворчество — это учеба, постижение себя.
Как же тогда развести психотерапию и
жизнетворчество? Ведь они тесно связаны. В ходе
дискуссии установили, что жизнетворчество
направлено на коррекцию отношений
«человек—окружающий мир». Терапия же — это
работа с субъективным миром каждого человека.
В ходе круглого стола встал вопрос и о
профессионализме терапевта. Оказалось, что самое
сложное для многих — это умение «выдержать
самоанализ», не уходить от собственных проблем. А
то, что у многих психотерапевтов они есть,
отрицать никто не стал.
Окончательно определиться с проблемой
жизнетворчества помог Д.А. Леонтьев, который дал
этому методу достаточно четкое определение.
Разобрались и с психотерапией. Основная ее цель
— восстановление и развитие интереса человека к
собственной жизни, а не снятие болезненных
переживаний, как считают многие. А это и есть
процесс жизнетворчества, который, в отличие от
классической терапии и консультирования,
предполагает равенство позиций психолога и
клиента.
ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Заключительное заседание, на котором
подводились итоги конференции и строились планы
на будущее, так прямо и называлось: «Нужны ли мы
нам, или Перспективы экзистенциальной
психологии в России»
Ну то, что мы, любимые, нужны не только сами себе,
но и всем, и так было ясно. Поэтому было
предложено не тратить по мелочам драгоценное
время, а приступить к обсуждению насущных
проблем. Например, клонирования.
Правда, усилиями ведущих полемика была все же
направлена в конструктивное русло. Оценивая
Первую всероссийскую конференцию по
экзистенциальной психологии, многие отмечали,
что свою основную задачу по объединению людей с
общими профессиональными позициями и ценностями
это мероприятие выполнило. К сожалению, многое
осталось незавершенным, но, по законам
психологии, все незавершенное запоминается
гораздо лучше!
Были, правда, и неудовлетворенные. Жалели, что не
решили многих вопросов, не познакомились друг с
другом. Но, как мудро заключил Д.А. Леонтьев, все
это — «задел для будущей конференции».
Была даже придумана метафора происходящему. То,
что делалось на конференции, — это путешествие,
поиск: своего места, терминологии, содержания
работы, близких по духу людей, способов
организации деятельности. А для такого поиска
были созданы все необходимые условия.
Так что процесс становления экзистенциальной
психологии в России уже пошел, и его не
остановить!
Размышления
в конце конференции "Нужны ли мы нам?"
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Институт экзистенциальной психологии
и жизнетворчества
Тел.: (095) 195-93-28