МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫдошкольников и младших школьниковЭмоциональная сфера является важной
составляющей в развитии дошкольников и младших
школьников, так как никакое общение,
взаимодействие не будет эффективным, если его
участники не способны, во-первых, «читать»
эмоциональное состояние другого, а во-вторых,
управлять своими эмоциями. Понимание своих
эмоций и чувств также является важным моментом в
становлении личности растущего человека. Румия КАЛИНИНА, ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫРазвитие эмоциональной сферы детей 4–9 лет. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫПознакомить детей с основными эмоциями:
интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом,
страхом, стыдом, отвращением, презрением. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙЗанятия проводятся с группой, состоящей из 6–10
человек, 1–2 раза в неделю. Длительность одного
занятия — от 20 до 60 минут в зависимости от
возраста детей. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙСамое главное условие эффективности таких
занятий — добровольное участие в них детей. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫБеседы, направленные на знакомство с
различными эмоциями, чувствами. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕДанная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог), ориентируясь на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала. Шаги или их части, обозначенные «*», можно при желании ведущего опустить без ущерба для общей логики проведения занятий, если они проводятся с детьми до 6–7 лет или если проводится краткий курс с младшими школьниками (см. таблицу ).
ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Новая кукла(этюд на выражение радости) Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Баба-Яга(этюд на выражение гнева) Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. Фокус(этюд на выражение удивления) Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Золушка(этюд на выражение печали) Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку... Один дома(этюд на выражение страха) Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь? Лисичка подслушивает(этюд на выражение интереса) Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Кот Васька(этюд на выражение стыда) Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно. Соленый чай(этюд на выражение отвращения) Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус! Новая девочка(этюд на выражение презрения) В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
Ниже приводятся примеры таких этюдов. Про Таню(горе — радость) Наша Таня громко плачет:
В лесу(внимание — страх — радость) Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)! Гадкий утенок(презрение и печаль) На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль). Дуремар и Тортилла(презрение и гнев) Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев). Дюймовочка и майский жук(отвращение и гнев) Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев). Кто съел варенье?(удивление и стыд) Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд). ИГРЫУГАДАЙ ЭМОЦИЮНа столе картинкой вниз раскладываются
схематические изображения эмоций. Дети по
очереди берут любую карточку, не показывая ее
остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и
изобразить ее с помощью мимики, пантомимики,
голосовых интонаций. ЛОТО НАСТРОЕНИЙДля проведения этой игры необходимы наборы
картинок, на которых изображены животные с
различной мимикой (например, один набор: рыбка
веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.д.,
следующий набор: белка веселая, белка грустная,
белка сердитая и т. д.). Количество наборов
соответствует количеству детей или количеству
микрогрупп. НАЗОВИ ПОХОЖЕЕЦель данной игры — активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию (см. приложение). Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово. ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕВИЗОРВсе участники игры, кроме одного, закрывают
глаза, «спят». Ведущий молча показывает
«неспящему» участнику какую-либо эмоцию при
помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив»
второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он
ее понял, тоже без слов. Далее второй участник
«будит» третьего и передает ему свою версию
увиденного. И так пока все не «проснутся». По каким признакам ты определил именно эту
эмоцию? СНИМАЕТСЯ КИНО (КИНОПРОБА)Среди детей выбираются Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у
героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Детям
предлагается назвать, какую эмоцию они считают
подходящей к данному случаю и почему. После этого
взрослый предлагает детям изменить эмоцию на
лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым
(загрустил, разозлился и т.д.)? РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕДетям могут предлагаться следующие варианты заданий. 1. Выполни рисунок на тему: «Мое настроение
сейчас» (с этого задания можно начинать каждое
занятие). Рисунки могут быть как сюжетные («Нарисуй
Бармалея, от которого сбежали все игрушки»,
«Нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень
удивился»), так и абстрактные, то есть когда
настроение передается через цвет, характер линий
(плавные или угловатые, размашистые или мелкие,
широкие или тонкие), композицию различных
элементов. ПРИЛОЖЕНИЕШКАЛА ЭМОЦИЙ К. ИЗАРДА
|