Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

 

Под ред. Д.В. Ушакова
М.: ПЕР СЭ, 2000

 

 

Общее впечатление от книги — недостаточная глубина представления психологических фактов и их поверхностное толкование.
Заявленный в названии переход — от теории к практике — реально воплотился в очень сжатом описании теоретических вопросов одаренности и в достаточно схематичном изложении основных направлений практической работы с одаренными детьми.
Теоретическим вопросам одаренности отведено чуть больше десяти страниц, знакомство с которыми, естественно, не дает адекватного представления об одаренных детях. При этом авторы, увлекшись ссылками на зарубежные исследования, в главе «Одаренные дети в системе всеобщего образования» не нашли возможности упомянуть о разработанной отечественными психологами рабочей концепции одаренности. Эта концепция отражает результаты фундаментальных исследований и опыт работы с одаренными детьми.
Большое недоумение вызывает и глава «Методы выявления одаренных детей». Остается непонятным, каким методам, с точки зрения авторов, можно доверять.
Специальный раздел касается первичной диагностики одаренности, которая может проводиться учителем. Задача выявления одаренных детей является актуальной в практическом отношении. Важно, чтобы учитель мог говорить об одаренности, опираясь не на собственную интуицию, а на объективные данные. В книге приводится специальная шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников, но ничего не говорится об интерпретации полученных результатов.
Авторы обсуждают вопрос, что реально может сделать школьный психолог в плане организации практической работы с одаренными детьми в различных ситуациях — при обучении в массовой или специализированной школе. Хочется отметить обстоятельное и подробное описание данного вопроса и, в частности, подчеркивание важности не только стимулирования умственного развития, но и формирования мотивационно-личностной сферы таких детей.
Особняком стоит последняя глава, посвященная изучению детской художественной одаренности. Эта мало представленная в психологической литературе проблема авторами лишь поставлена.
Недостаточно продуманной оказалась и структура книги. Книга начинается с введения, в котором подчеркивается важность реализации потенциала умственной одаренности (почему только умственной?) и присутствует стремление авторов отразить современное состояние проблемы, но, по сути дела, не происходит введения в ее содержательную сторону. Заканчивается книга общей характеристикой художественной одаренности; заключение и выводы отсутствуют.
Кроме того, авторы постоянно ссылаются на достаточно интересные литературные источники, но отсутствие списка литературы и постраничных сносок не дает возможности познакомиться с ними самостоятельно.
Книга может быть рекомендована лишь узкому кругу читателей — начинающим психологам, желающим познакомиться с данной проблематикой. Однако это издание не будет способствовать расширению профессионального кругозора ни опытных практических психологов, ни тем более психологов-теоретиков.

Марина СТЕПАНОВА