КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ: ОТ
ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Под ред. Д.В. Ушакова
М.: ПЕР СЭ, 2000
Общее впечатление от книги — недостаточная
глубина представления психологических фактов и
их поверхностное толкование.
Заявленный в названии переход — от теории к
практике — реально воплотился в очень сжатом
описании теоретических вопросов одаренности и в
достаточно схематичном изложении основных
направлений практической работы с одаренными
детьми.
Теоретическим вопросам одаренности отведено
чуть больше десяти страниц, знакомство с
которыми, естественно, не дает адекватного
представления об одаренных детях. При этом
авторы, увлекшись ссылками на зарубежные
исследования, в главе «Одаренные дети в системе
всеобщего образования» не нашли возможности
упомянуть о разработанной отечественными
психологами рабочей концепции одаренности. Эта
концепция отражает результаты фундаментальных
исследований и опыт работы с одаренными детьми.
Большое недоумение вызывает и глава «Методы
выявления одаренных детей». Остается непонятным,
каким методам, с точки зрения авторов, можно
доверять.
Специальный раздел касается первичной
диагностики одаренности, которая может
проводиться учителем. Задача выявления
одаренных детей является актуальной в
практическом отношении. Важно, чтобы учитель мог
говорить об одаренности, опираясь не на
собственную интуицию, а на объективные данные. В
книге приводится специальная шкала для рейтинга
поведенческих характеристик одаренных
школьников, но ничего не говорится об
интерпретации полученных результатов.
Авторы обсуждают вопрос, что реально может
сделать школьный психолог в плане организации
практической работы с одаренными детьми в
различных ситуациях — при обучении в массовой
или специализированной школе. Хочется отметить
обстоятельное и подробное описание данного
вопроса и, в частности, подчеркивание важности не
только стимулирования умственного развития, но и
формирования мотивационно-личностной сферы
таких детей.
Особняком стоит последняя глава, посвященная
изучению детской художественной одаренности.
Эта мало представленная в психологической
литературе проблема авторами лишь поставлена.
Недостаточно продуманной оказалась и структура
книги. Книга начинается с введения, в котором
подчеркивается важность реализации потенциала
умственной одаренности (почему только
умственной?) и присутствует стремление авторов
отразить современное состояние проблемы, но, по
сути дела, не происходит введения в ее
содержательную сторону. Заканчивается книга
общей характеристикой художественной
одаренности; заключение и выводы отсутствуют.
Кроме того, авторы постоянно ссылаются на
достаточно интересные литературные источники,
но отсутствие списка литературы и постраничных
сносок не дает возможности познакомиться с ними
самостоятельно.
Книга может быть рекомендована лишь узкому кругу
читателей — начинающим психологам, желающим
познакомиться с данной проблематикой. Однако это
издание не будет способствовать расширению
профессионального кругозора ни опытных
практических психологов, ни тем более
психологов-теоретиков.
Марина СТЕПАНОВА
|